Финские вооруженные силы 1920-30-е годы. Часть 3

Apr 03, 2012 21:27


Ну и последняя часть на сегодня



При развёртывании территориальной системы вся территория страны была поделена на провинции и волости, исходя из мобилизационных возможностей, размеров, близости к границе с вероятным противником и т.п. Была построена сеть складов и хранилищ, причем для оборудования их использовались как уже имеющие филиалы национально гвардии, так и построены новые.
Охрану и содержание возложили на офицеров и унтер-офицеров органов управления провинций и округов, так как склады были небольшие, то много земли, зданий и усилий они не потребовали.
Чтобы персонал округов и провинций не закисал, их, во-первых, регулярно встряхивали проведением сборов с резервистами (о них позже), а во-вторых, регулярно проводили ротацию между дивизиями и полками мирного времени, и органами управления округов и провинции.
Казарменный и квартирный фонд во вновь созданных округах практически не возводился, призванные солдаты жили в палатках. При обучении собранных команд использовались уже имеющиеся стрельбища и полигоны национальной гвардии, благо в каждой местности собранные части были малого состава и не сильно портили имущество граждан, не вытаптывали поля и не требовали больших полигонов. Сколачивание же полков, дивизионов и батальонов производилось на полигонах армии мирного времени (всего было порядка семи учебных центров, оставшихся от дивизий предыдущей системы).
Для этого в конце сборов мобилизованные части собирались на полигонах, проводя марши комбинированным способом как элемент полевой выучки и затем участвуя в маневрах и учениях. Так же органы управления провинций и округов помимо работы в качестве штабов на учениях и организаторов сборов, периодически срывались на участие в качестве штабов частей и соединений на командно-штабные учения и военные игры. В общем, они не скучали.
Курс обучения как армейской пехоты, так и национальной гвардии был подятнут к общему сценарию. Продолжительность сборов была в среднем от 25 до 40 дней. Сначала резервисты проходили следующие дисциплины (пример - «рядовой»):

Общевоинские дисциплины:
Обучение законам, уставам, правилам поведения 9 часов
Обучение правилам повседневного распорядка 2 час
Обучение правилам гарнизонной службы 2 час
Всего: 13 часов

Обучение поведению и движению:
Движение в закрытой местности 12 час
Движение на открытой местности 8час
Всего: 20 часов

Полевое обучение:
Одиночная подготовка 26 час
Подготовка отделения 20 час
Тренировки на поле 18 час
Всего: 64 часа

Обучение по специальности:
Инженерные учения 4 час
Учения химзащиты 10 час
Обучение при оружии 15 час
Стрелковые тренировки 15 час
Физподготовка, кроссы, упражнения 8 час
Обслуживание орудия и снаряжения 6 час
Всего: 68 час

Итого курс 155 час, или 20 дней.

Остальное время призванные резервисты участвовали в учениях по сколачиванию рот, батальонов, полков (если таковые проводились в данный момент). Всего за 1934-1935 год было охвачено сборами 200 тысяч человек, в том числе 180 тысяч собственно в сухопутных войсках территориальной системы. То есть каждая из девяти дивизионных провинций произвела развертывание собственных частей, причем многие округа - неоднократно.
В рамках боевой подготовки и сколачивания было организовано, на практике отработано развертывание, обучение и штабная подготовка следующих территориальных войск резерва: 22-х управлений пехотных полков, 9-ти управлений артиллерийский полков, 87-и пехотных батальонов и 26-то дивизионов, а так же четырех отдельных батарей.



Значительной переработке были подвергнуты так же и системы национальной гвардии и пограничной охраны.
Национальная гвардия к концу 1938 года насчитывала 111 493 участников, которые были рассеяны по всей стране. Из этого числа лишь примерно 1200 были постоянными членами, «на службе» порядка 450 офицеров национальной гвардии (Suojeluskuntaupseeri), все они практически были офицерами запаса и ветеранами боевых действий, и 750 унтер-офицеров. Это и были организаторы сборов и соревнований, а так же костяк будущих формирований. Численность военных округов национальной гвардии составляла 22 (в отличии от 11-17 ранее), в то время, как военных округов было 28. Во время мобилизации и в начале войны число округов было увеличено до 27 и практически сравнялось с числом военных округов. На начало войны общее число офицеров составило 833 чел., каждый округ национальной гвардии обладал примерно 25-30 (до 50 в некоторых городских округах, особенно приморских) офицеров, командовал округом офицеров в звании майор или подполковник (реже - полковник, или капитан).
В составе округов национальной гвардии насчитывалось 279 пункта /филиала, где заседали «постоянные» организаторы и находились склады снаряжения и вооружения. Национальная Гвардия имела свой Главный Штаб, ведавший вопросами планирования, организации и распределения средств, Главный Штаб Национальной Гвардии был составной частью вооруженных сил, и наряду с Министерством Обороны, Парламентской комиссией, Президентом и т.п. входил в Совет Обороны.
Так же Национальная Гвардия имела свою собственную военную командную академию (Suojeluskuntain päällystökoulu), в городке г. Туусла из двух факультетов - общевойсковых командиров младшего звена и курсов для повышения квалификации офицеров тактического и оперативного звена (батальон/полк/округ - уровня капитан-майор). Функционирование этих «факультетов» осуществлялось совместно с военным училищем и «боевой школой» соответственно.

(Вообще более точный перевод названия данного учебного заведения звучит как "Командная школа Шюцкора" или "Школа командования Шюцкора", поскольку päällystö в буквальном переводе означает "командование" или "начальство", а koulu, соответсвенно, школа. Слова "военная" и "академия" в финском оригинале нет. - Slon-76)

Как уже говорилось, Национальная гвардия была весьма мотивированной и идеологически активной организацией (в духе финской культуры национализма и шовинизма) и лоббировала вопросы обороноспособности страны в политических и социальных институтах через своих многочисленных членов. Что, однако, не помешало как следует "подвинуть" Национальную Гвардию в вопросах обороны и организации мобилизации и скорректировать работу мирного времени.
В условиях мирной жизни национальная гвардия была дооснащена специфической техникой (хотя и не в тех количествах, как ей бы хотелось) и вновь обученными кадрами. Наряду с изъятиями, в интересах новой военной территориальной системы, ряда объектов (складских хранилищ, стрельбищ и тактических полей), а так же запасов вооружения (стрелкового оружия, имеющейся матчасти артиллерии и т.п.), состав национальной гвардии был пополнен материально-учебной базой в интересах технической тренировки специалистов (радиосвязь, топография, артиллерийские системы, автомобили).
Большой спектр воинских специальностей был заново преподан и освоен участниками за счет армейских ресурсов - были подготовлены инструкторы и мастера обучения. Теперь национальная гвардия из общества стрелков-любителей и организации подготовки в основном пеших частей, постепенно начала превращаться в обучающую структуру, не только и не столько пехотной части, сколько в структуру подготовки и поддержания навыка по техническим специальностям для одиночных специалистов. Так как для армии 20-го века, даже такой слабой и недалёкой, как финская, было интереснее помимо подготовленных мотивированных одиночных стрелков, иметь еще и запасец хороших индивидуально подготовленных мотивированных радистов, топографов, номеров расчётов минометов, полевой и зенитной артиллерии, шоферов, химиков и телефонистов.
Например, в 1933 году было проведено 147 пулеметных стрелковых сборов, 85 сборов специалистов связи, 76 сборов учений по обороне побережья,
49 артиллерийских сборов, 40 минометных сборов, 30 инженерных сборов, 28 сборов самокатных войск, 28 сборов резервистов тяжелой береговой артиллерии, 20 сборов специалистов ПВО, 14 кавалерийских сборов, 7 сборов химзащиты.
Ежегодно в национальной гвардии, на сборах и учениях, помимо стрелковых и обычных состязаний, участвовало до 20 тысяч человек. В среднем один участник национальной гвардии в 30-е годы получил 58 часов обучения, ежедневно в различных пунктах и филиалах проходили тренировки, сборы или состязания 2000 участников национальной гвардии.
Кроме того, наряду с натаскиванием технической стороны обучения, была постепенно подтянута и подготовка командных кадров. Через военные заведения армии и национальной гвардии все активные участники, которые не имели офицерского звания, были обучены и аттестованы как прапорщики (мл. лейтенанты) и лейтенанты пехоты.
Обучение резерва младших офицеров производилось в специально организованном училище в г. Хамина (Reserviupseerikoulu), курс обучения был краткосрочный три месяца и школа унтер-офицеров (Aliupseerikoulu), где курс обучения был от двух до четырех месяцев.
Офицерские кадры более старшего звена (округа и пункты национальной гвардии) были также подтянуты вверх (хотя уровень высших формирований для гвардии был наоборот спущен ниже -см. ниже) - капитаны, майоры, подполковники запаса, годами находящиеся на должностях начальников территориальных органов, прошли дообучение. И как следствие реформы были включены в мобилизационный план военного ведомства на должности командиров формируемых войск резерва.
Пункты национальной гвардии в Лаппееранта, Вийпури, Кокосалми, Сортавала, Северной Карелии, Кайнуу, Кеми и Лапландии были подчинены местным военным/пограничным органам управления напрямую, снабжались за счет военных ресурсов. То есть приграничные (Виипури, Кякисальми и т.п) либо обширные пустынные местности (Кайнуу, Лапландия) где нецелесообразно было ввиду малочисленности местного населения и близости противника создавать разветвленную структуру. В данных округах служил 161 человек постоянного офицерского персонала.
То есть, как армейские офицеры при назначении на штабные должности, должности командиров батальонов, получали дополнительное обучение для повышения квалификации, так и офицеры национальной гвардии, постоянного штата или активные члены, направлялись на переобучение.
Мало того, поскольку национальная гвардия была организацией чрезвычайно мотивированных людей, то многие офицеры национальной гвардии в 30-е годы были вновь призваны на службу и поучаствовали в работе на армейских командных и штабных должностях.
Например, командиры полков 9-й дивизии, которая изначально формировалась как резервная, и по остаточному принципу в отдаленных округах - Кеми и Оулу. Эти округа опирались в своих мобилизационных планах на специалистов национальной гвардии.

Командир 25 полка (JP 25) подполковник Йохан Август Макиниеми. 1888 года рождения, на момент войны ему было 51 год, ветеран немецкой армии первой мировой войны, во время гражданской войны - командир роты егерей, начальник штаба батальона. С 1918 года - в национальной гвардии, с 1919 года начальник округа Оулу (т.е. 20 лет был начальник округа). В 1922-23 году, в 1926 и в 1937 году проходил академические курсы в академии национальной гвардии.

Командир 27 полка (JP 27), подполковник Аксель Вуокко, 1897 года рождения. На момент войны ему был 41 год. Ветеран ПМВ в немецкой армии, командир взвода и командир роты егерей во время гражданской войны, командир пулеметной роты в финской армии в 1919. С 1919 в национальной гвардии, в 1919-1924 году инструктор национальной гвардии в разных округах, в 1924-26 году - военная академия. С 1926 года - первый инструктор округа Северный Хяме, с 1927 - начальник округа Раахи. В 1937-1938 году в течении года - в кадровой армии, командир батальона полка Пори.

Как итог - такие командиры резерва имели уровень управления своими полками гораздо лучше чем развернутые осенью 1939 из «тройчаток» многие дивизии РККА.

(Автор перепутал командиров полков, в действительности Мякиниеми командовал 27-м полком, а Вуокко - 25-м. И правильное сокращение финского пехотного полка выглядит как JR, а не JP  - Slon-76)

Мобилизационные планы для национальной гвардии разрабатывались в Генеральном Штабе, Главный Штаб национальной Гвардии (Kotijoukkojen esikunta -KotiJE) был ответственный за детальную проработку их и доведение до пунктов и филиалов.
При этом, задачи формирования по мобилизации большого числа полков и батальонов были сняты, имеющиеся контингенты резервистов - участников национальной гвардии, должны были быть использованы в интересах мобилизации воинских частей

В интересах войск прикрытия остались следующие задачи:

• Во-первых, использование мотивированности членов организации из числа резервистов запаса, для скорейшего доукомплектования подразделений прикрытия и формирующихся частей - это, прежде всего, егерские батальоны (JP1- JP4), кавалерийская бригада (RtP),отдельные вновь формируемые на базе пограничных войск, пехотные батальоны и роты (Er.P и Er.K);

• Во-вторых, формирование на основе постоянных кадров и членов, подразделений обороны (рот) для береговой обороны в районах: Пелинку, Турку, Сатакунта, Вааса и Оулу, так как эти места составляли почти все побережье страны от Хельсинки до северной части Ботнического залива, то считалось что даже присутствия качественно слабых частей резерва вполне достаточно для «обозначения» обороны;

• В военное время Главный Штаб национальной гвардии и остающиеся на местах органы составляли так называемый Фронт Местной Обороны (Kotijoukot). (Вообще, более правильно было бы перевести этот термин как "самооборона" или "гражданская оборона" (букв. - "домашние войска"), любопытно, что это слово можно перевести и как "семья" или "домочадцы" - Slon-76) Этот «фронт» был ответственен за организацию тыловых сообщений позади линии фронта (совместно с заказывающим перевозки Генеральным Штабом и штабами корпусов/армий), за формирование и пополнение запасных частей, за гражданскую оборону территории, совместно с женской организацией «Лотта Сваярд» (Lotta Svärd), которая так же подчинялась национальной гвардии.

• Используя своих членов в начале мобилизации, организовать помощь военным округам и провинциям в сборе мобилизационных ресурсов. Для чего использовать челнов, т.н. категории A2 - т.е. не подлежащих призыву участников старше 40 лет (кроме офицеров запаса, для которых учет шел до 60 лет) и юных членов, младше призывного возраста;

• После мобилизации частей армии и выполнения основного мобилизационного плана, вновь созданный Фронт Местной Обороны мог формировать из остающихся непризванных участников национальной гвардии новые подразделения - местные команды охраны и обороны (например Viipurin vartiopataljoona - Выборгский охранный батальон), а так же батальоны и роты для использования на фронте (Sissi), в конце войны до семи батальонов охраны были использованы для замены береговых войск в районе Выборга, Котка, Хельсинки, а береговые войска (отдельные роты и батальоны) были переброшены на фронт;

Организационная структура национальной гвардии и фронта гражданской обороны показали свою жизнеспособность и уже во время войны, смогли мобилизовать и призвать следующие контингенты:

• Ноябрь 1939 - 4 100 чел, в том числе - для пополнения полевой армии - 2400, для формирования новых частей 1700.

• Декабрь 1939 - 24 500 чел, в том числе - для пополнения полевой армии -3 300, для формирования новых частей 21 200.

• Январь 1940 - 27 400 чел, в том числе - для пополнения полевой армии - 10 100, для формирования новых частей 17 300.

• Февраль-март 1940 - 55 300 чел, в том числе - для пополнения полевой армии -25 400, для формирования новых частей 29 900.

Всего было мобилизовано дополнительно при помощи Фронта Местной Обороны - 111 300 чел, в том числе - для пополнения полевой армии - 41 200, для формирования новых частей 70 100.

В октябре-ноябре 1939 года уже не национальной гвардией, а Фронтом Местной Обороны, было сформировано три запасные дивизии (более точный перевод - дивизии полевого пополнения - Slon-76) - 1, 2 и 3. Kotitäydennysdivisioona, каждая в составе:
• Три запасные пехотные полка
• Один запасный артиллерийский полк
• Один запасный легкий батальон
• Один запасный инженерный батальон
• Один запасный легкий батальон связи
• Один запасный батальон снабжения

А помимо этого:

В составе 1-й запасной дивизии - запасная танковая рота (где производилось дооснащение и довооружение имеющихся легких танков и вновь захваченных советских машин), запасная рота АИР (так же происходило оснащение и обучение кадров новым системам АИР, перед войной лишь бывших в прототипе, в боевых действиях не участвовала).
В составе 3-й запасной дивизии - запасная тяжелая батарея, запасный батальон химзащиты, запасный кавалерийский полк.
Следует отметить, что новые формирования создавались в условиях отсутствия или недостатка вооружения и снаряжения (прежде всего артиллерии, связи, саперного имущества), что сказывалось на их скорости обучения и «постановки в строй» (см. далее). А так же на боевых качествах. Уровень оснащения, который могла дать промышленность, не поспевал за успехами организационного плана, с которым людской потенциал использовался в интересах страны. Подача пополнения в полевую армию осуществлялось «так быстро, как возможно» на основании заявок письменных и телефонных из органов военного управления (Генштаб, штабы корпусов и армий)
Впрочем, это не помешало использовать запасные части и обособленно, сначала батальоны запасной бригады полевой армии были раздерганы на использование в основном на карельском или лапландском участке, затем сырые полки развернутые из запасных батальонов - были использованы для поддержки ряда боевых участков, а после - уже не только полки новых частей, но и батальоны обученные на скорую руку в учебных центрах запасных войск, так же были переброшены на фронт (в районе Выборга) или на замену частей береговой обороны, которых перебрасывали на фронт.
После отправки бОльшей части трех запасных дивизий (ставших 21, 22, 23 дивизиями) к фронту, Фронт местной Обороны перешёл к обучению мелких частей (рота, батальон) и индивидуальной подготовке маршевого пополнения, так как на организацию таких крупных частей как полк, дивизия уже не было командных кадров.

Имелись следующие учебные центры:
7 центров пехоты
1 бронетанковый ученый центр
1 инженерный учебный центр
1 учебный центр связи
1 учебный центр войск снабжения
1 учебный центр химзащиты
2 кавалерийских центра
3 артиллерийских центра

Эти учебные подразделения, естественно, опирались на учебную базу и инфраструктуру, оставшуюся от армии мирного времени. Во время войны было организовано еще четыре полигона - два пехотных и два артиллерийских. В кадровом отношении три запасные дивизии и последующие учебные центры опирались на кадровую базу преподавателей и текущий слушателей (кто был застигнут войною на учебе).
В артиллерийские части запасных дивизий поставлялись так же артисистемы закупленные за рубежом (впрочем, об артиллерии позже) и лишь незначительные подразделения (батареи, дивизионы) были готовы (оснащены и обучены) во время войны и, будучи сформированы выделением из запасных артполков, участвовали в сражениях.

Финляндия, Вооруженные Силы Финляндии, Зимняя война

Previous post Next post
Up