Вкратце рассмотрим вопрос о том, почему табличку из своего предыдущего поста я назвал одной из версий наших потерь в авиации.
Дело в том, что по итогам войны была написана куча различных отчетов и составлена не меньшая куча разного рода табличек, в том числе и с потерями. И потери в этих табличках «гуляют» самым неприличным образом. Ну вот довольно банальный пример: в отчете штаба ВВС 9 армии в одном месте приводятся данные, что истребители противника сбили 2 СБ и 1 ТБ-3, а в другом - 1 СБ и 1 ТБ-3. В том же отчете говорится, что боевые потери 41-го СБАП в ВВС 9-й армии составили 3 самолета, а в отчете самого 41-го авиаполка дается общее число боевых потерь в 15 самолётов, из них 8 в ВВС 9-й армии.
Ну ладно, это отчеты каких-то там заштатных армий и бригад. Давайте возьмем самую что ни на есть крутоту: отчет «Боевые действия военно-воздушных сил Красной Армии в войне с Финляндией». Тут вам и анализ, и куча цифири разной буквально по всем аспектам боевого применения ВВС. И что же? На странице 209 авторы дают табличку боевых потерь бомбардировочной авиации, в которой сказано, что таковые составили аж 127 машин, в том числе истребителями сбито 28 ДБ-3 и СБ. Там же сказано, что потери ВВС СЗФ (в том числе) составили 45 машин, еще 26 потеряла Особая авиагруппа, в конце войны подчиненная ВВС СЗФ. Оставим за скобками вопрос о том, как эти данные соотносятся с предыдущей табличкой, и так ясно что никак. Но на следующей же странице отчета авторы помещают еще одну «очень показательную таблицу» с общими боевыми потерями бомбардировщиков ВВС СЗФ, в которой эти потери составляют уже 112 машин! Я категорически отказываюсь понимать, что это такое и кому пытались «парить мозги» авторы отчета с грифом «Секретно».
Если говорить про опубликованную мной табличку, то и к ней есть вполне конкретные вопросы, особенно если сравнить её данные с данными отчетов ВВС фронта и армий. Возьмем боевые потери, поскольку тут поводов для разночтения меньше всего. Самолет сбит или не вернулся из боевого вылета - сиречь наверняка должен быть списан в 99 случаев из 100, в отличие от аварийных машин, которые могут списать, а могут и передумать. Итак, согласно отчету ВВС СЗФ с учетом авиации 7 и 13 армий потери этого объединения составили 237 боевых самолетов, в том числе 140 по боевым причинам (боевые потери бомбардировщиков за время войны составили 32 ДБ-3, 73 СБ, 7 легких бомбардировщиков и 1 ТБ-3. При этом на долю истребителей противника приходится 15 ДБ-3, 13 СБ и 3 легких бомбардировщика). ВВС 14 армии потеряли 29 самолетов (14 боевые потери), ВВС 9 армии - 75 (38 боевые потери), ВВС 15 армии - 100 (34 по вине противника), ВВС 8 армии - 94 самолета (54 боевые потери). Кроме того, ещё 29 самолетов только по боевым причинам потеряла Особая авиагруппа. Таким образом, боевые потери составляют 309 самолетов. А сколько нам табличка показывает? Во-о-от!
Таким образом, на лицо тенденция: чем выше уровень отчетности, тем наши потери «скукоживаются» все сильнее.
Сразу скажу, что сколько точно мы потеряли «на самом деле», я не знаю. По моим грубым прикидкам, безвозвратные потери советских ВВС (в т.ч. флота) составили приблизительно 650-700 боевых самолетов, в том числе 330-340 по боевым причинам. Из числа сбитых противником самолетов приблизительно 40% приходиться на финские истребители и 60% на средства ПВО.