БЛОГ Н. ВАШКЕВИЧА - Письмо Елены

Mar 19, 2009 15:21

Очередная запись в блоге Николая Вашкевича:

"Здравствуйте, уважаемый Николай Николаевич.

Прошу прощения за беспокойство. И еще заранее прошу прощения, если эта тема была Вами прописана. К сожалению, не все Ваши книги имеются у меня в наличии, а поиск по сайту дает нулевой результат (Зато вы можете гордиться, что сделали этот экскурс в смысловые поля самостоятельно - В.Н.).

Планировала написать несколько строчек о внезапном чихании, как подтверждении истинности сказанного. (Несколько строчек - ведь это даже эффектнее. Человек чихнул, и не понял, что сказал о здоровье , а ему тут сразу собеседник и перевел его "речь". И,смотрите, "речь" ведь не только о здоровье, но и о правильности высказывания, что точно соответствует корню صح с*х* В.Н.) Ведь слово "с*ах*" в значении "правильно, верно" использую постоянно - обрадовалась, когда сопоставила. Чтобы не делать поверхностных выводов, решила исследовать данный вопрос. (Богданов "Чиханье: явление, суеверие, этикет" в основном и еще десятка полтора интернетовских статей).

Не предполагала, что за чиханием тянется такой шлейф верований и суеверий всех времен и народов. Не предполагала, что тема такая трудная для моего уровня знаний. Не предполагала, что в своих рассуждениях зайду так далеко. Николай Николаевич, пожалуйста, если возможно, Ваше мнение. Не получается у меня закончить заметку, поскольку нет уверенности в том, что мои рассуждения правильные. Не знаю, когда нужно поставить точку. (Точку, и очень эффектную, вы могли уже поставить здесь. А могли бы заметить и боковую ветвь: чокаться (от ар. с*акк صك"стук"). Самый распространенный тост: тост за здоровье, по-арабски фи: с*ихх*атак ( فيصحتك)и сразу объяснить, почему не чокаются, когда пьют, поминая умершего. В.Н.)

==============================

Дело было так. Я чихнула. Мама прервала свой рассказ и к а к в с е г д а с видом победителя заявила: «Видишь - правду сказала!» и только после этого добавила: «Будь здорова». Рассказ был продолжен с явным воодушевлением. Я дослушала заключительные фразы, и вдруг меня осенило! Русский корень ЧХ прописался в уме арабскими буквами, и я поняла причину неискоренимой веры людей в то, что внезапное чихание есть подтверждение истинности сказанного.

У Даля: «Чихнувшему здравствуй, обычай. К слову чихнул, правда!». В хадисах слова пророка: "Тот, кто будет рассказывать что-либо и при этом чихнет, то этот рассказ является истинным". (А ведь это вытекает из русского название чиха, а не арабского! Разве этот факт не очередное подтверждение единства РА в подсознании? - В.Н.). В «Повести временных лет», в записи 1068 года летописец негодует: «Словом только называемся христианами, а живем как язычники» одни веруют «во встречу» - и «если кто встретит черноризца, то возвращается...другие же в чиханье веруют, которое на самом деле бывает на здравие голове» ("отрезветь" - тот же корень, что очухаться: ар. с*ах*а: (صحا В.Н.).

Аристотель верил, что чихание является «предвещательным (Потому что пробуждение сознания грядет, и уже не за горами. - В.Н.) и священным признаком», Цицерон растрачивал свое красноречие, чтобы доказать обратное. (Потому, что Цицерон, как и Чичерин или муха цеце - разносчица сонной болезни, или цацка для ребенка или сиська для грудничка - все работает на сон. Все идет от рус. СОСАТЬ, родственного междометию ЦЫЦ, мол, молчи - В.Н.). Христианские священнослужители накладывали 15-дневную епитимию на тех, «кто в чох веровати». (Все та же причина. Мешают пудрить мозги. - В.Н.).

Тщетность данных усилий налицо - моя мама, как и гомеровская Пенелопа, упорно верит в эту примету. «…Слово мое зачихнул Телемах; я теперь несомненно знаю, что злые мои женихи неизбежно погибнут». («Одиссей» Песнь 17).( VIII век до н.э. ).

А дело, оказывается, вот в чем. Русский корень ЧХ соответствует арабскому корню С#Х# (русская «ч» = арабскому «с» эмфатическому).
Арабский корень С#Х# имеет значения:
- быть здоровым, выздоравливать; здоровье;
- быть истинным, достоверным, правильным; истина;
- благополучно заканчиваться, удаваться;
- удостоверять, подтверждать.

Признак здоровья, выздоровления. С*Х*.

На первый взгляд, пожелание здоровья вполне логично: чихание может быть первым признаком болезни, но ведь кашель тоже является таковым, тем не менее мы вежливо молчим. С точки зрения физиологии чихание - это защитный рефлекс организма, который способствует очищению носа от пыли, слизи и пр.; для современной медицины - только признак заболевания.

Наши «темные» предки смотрели шире, предполагали, что нос является неотъемлемой частью головы. Вспомните слова летописца, борца с языческими воззрениями, для нас важно в данном контексте то, что он видит в чихании - «здравие голове». Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона «чиханье... искусственно вызывается для облегчения тяжести в голове, при мнимой смерти». Аристотель считал, что «помочь чхания великъ есть», поскольку она «отворяет затекание мозгов».

Чихание есть признак, что больной выздоровеет С*Х*. «Если трудно больной чихнет, будет жив.» (В. Даль). Трогательно представляется следующая картинка о зулусах: «Если человек болен и не чихает, приходящие к нему спрашивают - чихал ли он, и если он не чихал, то начинают его жалеть, говоря: «Болезнь тяжела!» Если чихает ребенок, ему говорят: «Расти!» Это - признак здоровья." Э.Тайлор) «Чихнул трижды - долой из больницы» - гласит английская пословица. Если при соборовании чихнет больной - выздоровеет. Если при крещении младенец чихнет - будет жить. - русские приметы. В прошлом чиханию ребенка в первые часы жизни придавалось большое значение. Если просуммировать, получается знак долгой и счастливой жизни, здоровья С*Х*. Первого чихания ребенка ожидали с нетерпением, повивальным бабкам иногда приходилось хитрить - подносить табак (от арабского т*абака "закрывать" В.Н. - в данном случае - защита) к носу ребенка. (!!!! Или нашатырь (от ар. نشا наша: "опьянение" + طير т*аййар "улетучивать - В.Н.)

В Шотландии считали, что после первого чихания новорожденный становится защищенным от фей. Чихание в этом случае рассматривается, как показатель психического здоровья С*Х* (феи = псих. заболевания). Scot - скот- СКТ- молчать - В.Н.), судя по самоназванию, должны иметь большой опыт в этом вопросе. «Ребенок, родившийся идиотом, не умеет чихать». Умеет, конечно, и скрытый смысл этого шотландского поверья можно понять с помощью симии. К основному значению "быть здоровым, выздоравливать" С*Х* нужно прибавить значение арабского корня С*Х*У - проясниться, пробудиться о сознании. А надежды на это в вышеупомянутом случае быть не может.

На основе всего прочитанного у Вашкевича Н.Н. в моей голове давно сложилась прочная связь между пробуждением сознания, истиной и здоровьем. (Правильная связь. - В.Н.) В арабском языке эти слова созвучны. Корень С*Х*В(У) имеет значения: быть ясным, чистым; проясниться, просыпаться, пробудиться, приходить в сознание, очнуться.

"Ураган в носу".

Обладающая большой скоростью воздушная струя (160 километров в час) усиливает лимфо- и кровообращение в полости носа и в связанных с нею сосудах головного мозга. Этим объясняется улучшение состояния - чувство кратковременного «просветления», наступающего после чихания. Существует и обратная связь. По статистике каждый пятый житель нашей планеты чихает на яркий солнечный свет. Современные ученые не пришли к единодушному объяснению этого феномена (Объяснение в симии: чихать по-арабски ъат*ас ( عطس), а в обратную сторону - "яркий свет". Понятно, откуда рус. атас? - В.Н.), но есть предположения. В общем, насколько я поняла ситуацию, нейрофизиологический механизм чихания остается до сих пор делом не совсем ясным. (Для нейрофизиологов, но не для симии. - В.Н.)

Проснись! (С*Х*У) Спасительное чихание. (Вот это верно!!! - В.Н.)

В библейском тексте о воскрешении пророком Елисеем ребенка сонамитянки. «И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои». (4 Цар. 4:32). В фольклоре, в литературе на уровне штампа "чихнул-ожил", "чихнул-очнулся". Можно привести множество примеров. Герой африканского эпоса воскрешает сына, возвращающийся к жизни ребенок «чихнул и вскочил на крышу». (Э. Тайлор).(не под влиянием библейской истории?) (Под влиянием смысловых полей. - В.Н.)

Просматривая статьи в интернете, я часто встречала утверждение, что пожелание здоровья возникло во время эпидемии афинской чумы, от страха перед чиханием, которое было первым вестником вышеуказанного заболевания. Если вспомнить слова Вашкевича Н.Н. о том, что «слово чума по-арабски означает "глухота" к зову Бога (Истины)», то можно сказать, что чихание и на физиологическом и на духовном уровне - это судорожная попытка (защитная реакция, прописанная во всех научных изданиях) тела и сознания очиститься и пробудиться во имя спасения. Но спящее сознание в памяти закрепило только страх к чиханию, чума-то была афинской (АФН - одурачивать В.Н.).

"АПЧХИ межд. звукоподр. Воспроизведение звука чихания.". АПЧХИ = ФСХ. (Здорово!! Якобы звукоподражание на самом деле ПРОЯСНЕНИЕ - В.Н.)

Древние евреи верили, что потомки Адама чихают только один раз в жизни - перед смертью. И только Иаков умолил Бога о прощении. Перечитывая о еврейской пасхе, я нашла у Николая Николаевича подсказку, ответ на свой вопрос о истоках страха перед чиханием. Может быть, как и в истории с Моисеем, древние евреи видели не пробуждение-воскресение, а исход, исход души из тела. Вспомните историю об афинской чуме, по-видимому, здесь работают те же механизмы. (Это подвязка. Скорее из созвучия с ар. с*аха:т ( صخاة) "чахотка", болезнь от которой умер Чехов. Она еще называется даран , т.е. дрянь. Так что чих в физиологическом смысле ДРЕНАЖНУЮ функцию выполняет, когда в нос попадает какая-нибудь дрянь. Чехову нельзя было лечится на курортах, которые по-арабски называются масахха:т, как бы мачаххат, на которых он только ЧАХ. В Чехии, в Карловых Варах, есть кладбище, где покоятся чахоточники, элита Европы. Об этом есть в мой статье о музыке. Причина - Шопен, который заразился этой болезнью от своего учителя музыки, чеха по национальности. А коль скоро Шопен означает "душа", "вдох, дыхание", его душевная музыка заразила и его многочисленных почитателей. Этому способствовали и другие композиторы, подражавшие Шопену. Все ринулись на лечение в Чехию и там были и захоронены. - На эту тему был сюжет Лобкова на ТВ - В.Н.)

Примечателен в этом контексте и сам ЧеХов и его рассказ «Смерть чиновника». В трагикомичном сюжете можно увидеть отголосок древнееврейского предания. Чихание-смерть. При таком осмыслении вероятность умереть от чахотки у самого Чехова значительно возросла. По-арабски чихать - ъат*с. на иврите - итуш, атиша, корень ТШ. И сразу запахло жареным. Арабский корень ШТ* дает значения "переступать предел или границу","быть далеким, отходить". ШТ*Х* - убегать, уходить. ШВ(У)Т* - 1. подгорать, быть обожженным; 2.совершать длинное путешествие; в производных пламя; эпидемия. ШИТ* обгорать, обжигать, в производных шайтан. Не кроются ли здесь тоже причины страха (душа вылетит, смерть) (От этой догадки, на мой взгляд, следует отказаться, потому что есть короткий путь: через рус. чахотку. - В.Н.). В данном контексте примечательна английская народная детская песенка, которую упоминают в своих работах и Тайлор, и Богданов:
Ring a-ring o' roses,
A pocketful of posies.
a-tishoo!, a-tishoo!.
We all fall down.

Общепринято - песня возникла во время средневековых эпидемий чумы. Краткий перевод такой: кольца роз (венки) карманы полные цветов, апхчи-апхчи, мы все падаем вниз. Я добавлю, что существует другой вариант (американский!), где звукоподражание чиханию a-tishoo!, a-tishoo!.(TШ) заменяют слова ashes, ashes - а это уже пепел-пепел. (Как только встречается пепел - это уже еврейские дела. Их надо решать на фоне всего смыслового поля иудаизма. Это другая история, но все равно это сектор всеобщего смыслового поля. - В.Н.) Песенка игровая, и в конце дети дружно падают. Теперь я поняла, почему мелодию от данной песенки используют в фильмах-ужасах. И еще ужаснулась от того, что эту песенку в свое время мои дети принесли из детского сада и тоже падали.

Из хадисов: "Чихание - от Аллаха, а зевота - от Шайтана.." - "На правду чихается, на сон позевается". - русская пословица. Замечательно. Противопоставление пробуждения - сну. Не случайно у Жаботинского, идеолога синонизма, была фамилия Зеев - В.Н.). Любители нюхательного табака "прочищали мозги", а в долговременной перспективе - обратный эффект (уровень "нособлудия" + негативное воздействие табака - закрывающего мозги.)
- В Америке (№2) существует несколько обществ поклонников чихания.
- В средневековой Индии (№3) раджа, чихнув, непременно должен был сымитировать еще два чиха. (Замечательно!!! И в этом случае и по отношению к другим регионам. Вот это и есть СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ. Отлично!!! - Н.В.).
- В Древнем Египте (№2) чихать разрешалось только членам семьи фараонов - придворных же за чих били палками, а рабов просто убивали.(!!!) ("Эмет" - истина или правда на иврите "маат" - истина на древнеегипетском языке, араб. МВТ умирать Маат - египетская богиня истины, правды, справедливости - жена Тота. Из правды-матки превратилась в старуху со СТРАУСИНЫМ пером. -Н.В.)
- В популярных статьях подчеркивается, что после Иакова древние евреи поменяли свое отношение к чиханию. На самом деле в талмудической литературе веками шел спор. Примечательно, что в связи с запретом произносить что-либо после чихания, у евреев-ашкенази существовал обычай потянуть себя за ухо.("Ухо, которое не слышало приказ Всевышнего...". Интересно, что данный обычай религиозными авторитетами считается заимствованным у других народов. " В Тосефте, в трактате Шабат (7:5) мудрецы запрещают желать чихающему здоровья, говоря «марпе» («выздоровление»), считая это «эморейским» (то есть языческим) обычаем. Р. Мана в Иерусалимском Талмуде (Брахот, 6:6) запрещает во время еды говорить слово «ЯС» или «ЯСИ» - это греческое iasis «здоровье, да будет он здоров», чтобы не подавиться. По версии, приведенной в «Арухе», р. Мана запрещает говорить «зот» - zoto или zothi - «да живет», по некоторым рукописям Иерусалимского Талмуда - sos, «защищенный», а по версии, приведенной в респонсах Раавья (р. Элиэзер бен Йоэль а-Леви) - «зизан», то есть греческое soizon, «спас»..."На всякий чих не наздравствуешься") - статья из журнала "Лехаим". (Одним словом, у евреев запрет на чих. А иначе и быть не может. - В.Н.).
- Древние греки - «Zeu soizon» («Зевс спас») Анонимная эпиграмма из «Греческой антологии» «Проклос <…> не говорит "Зевс спас меня", чихая, потому что не слышит звук из своего носа, так далек тот от его ушей». ( не спаси, а спас) зевс-свет.
- В исламской традиции чихание рассматривается как благо от Аллаха. Чихая, мусульманину следует подтвердить это сказав: Хвала Аллаху.
- У индусов, когда кто-нибудь чихает, присутствующие говорят: «Живи!», и тот отвечает: «С вами!»

«Почему приветствуем мы чиханье?» Плиний.

=========================

Николай Николаевич, вот такая картина у меня получается. Для кого-то - это благо от Всевышнего и ему оказывают почетную встречу, а кто-то боится, как черт ладана. И как бы сам напрашивается вывод - знак жизни, не смерти. А если я в корне не права в своих рассуждениях? Еще я была удивлена, прочитав, что психологи, как и члены американского общества поклонников чихания, видят в этом сексуальные мотивы. (По созвучию сихха и секс - В.Н.) Для кого-то значит - божий дар, а для кого-то - яичница. Немцы вспомнились, которые в своей путанице ушли еще дальше. С наилучшими пожеланиями.

Елена Алексеева.

(Получил настоящее удовольствие от чтения вашего исследования. Спасибо - В.Н.)"

происхождение слов, лексика, арабский язык, чих, язык, русский язык, значение слов, этимология, вашкевич, лингвистика, евреи, чихание

Previous post Next post
Up