Итак, наконец-то я могу приступить к такой важной теме в области исследования музыкального искусства, как
плагиат.
Википедия дает следующее определение плагиата: "Плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения или чужих идей, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования. Обязательным признаком плагиата является присвоение авторства, так как неправомерное использование, опубликование, копирование и т. п. произведения, охраняемого авторским правом, само по себе является не плагиатом, а другим видом нарушения авторского права, часто называемым «пиратством»" (
http://ru.wikipedia.org/wiki/Плагиат).
Мы не будем рассматривать простое цитирование музыкального произведения автора-музыкального классика, таковых в истории современной музыки достаточно много: Ритчи Блэкмор, Кен Хенсли, Ингви Мальмстин, музыканты группы Procol Harum, Андре(й) Андерсен, Андре Матос, Михаэль Вайкат, Кай Хансен, Тимо Толкки и многие другие иногда баловались такими вещами (цитировали Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди, Георга Фридриха Генделя, Никколо Паганини, Джузеппе Верди, Руджеро Леонкавалло, Джакомо Пуччини и др.). Речь пойдет именно о краже мелодий и аранжировок.
Заканчивая вводную часть, хотел бы сказать еще кое-что. У музыкантов есть такая присказка: "Три одинаковые ноты -- похожая мелодия, пять одинаковых нот -- плагиат". В свое время из-за трех похожих нот некоторые представители Союза Советских Композиторов третировали Микаэла Леоновича Таривердиева (когда-нибудь я более подробно расскажу эту историю).
Итак, начнем.
Первый "герой" -- исполнитель ар-н-би Лемар (Lemar Obika) со своим знаменитым хитом "If There's Any Justice", вышедшим в ноябре 2004 года. Оригинал -- песня группы Royal Hunt "Surrender" вышла на альбоме 2001 года "The Mission". Украдена вокальная линия куплета в размере 9 нот.
Второй "герой" -- Дима Билан с песней-победительницей Евровидения "Believe" (8+5=13 нот), 2008 год. Украдена вокальная линия из песни Кэта Стивенса "Wild World" (кто только не делал на эту песню каверы, даже замечательная и любимая мной хард-рок-группа Mr.Big, именно их версию я считаю лучшей). Песня Кэта Стивенса впервые вышла на альбоме 1970 года "Tea for the Tillerman".
Третья "героиня" -- певица Ольга Орлова (экс-Блестящие) с песней "Я Буду Петь", вышедшей в 2004 году. Оригинал -- песня группы Helloween "Power" вышла на альбоме 1996 года "The Time of the Oath". Украдена вокальная линия куплета в размере 7 нот.
Рок-музыканты тоже иногда балуются такими вещами. Так, Дмитрий Варшавский из Черного Кофе "позаимствовал" 16 нот из песни Ингви Мальмстина "Rising Force", вышедшей на альбоме 1988 года "Odyssey", для своей песни "Ветер" с альбома 1996 года "Пьяная Луна".
DragonForce (а именно, гитарист Херман Ли) позаимствовали мелодию для песни "Evening Star" у покойного гитариста группы Оззи Осборна Рэнди Роудса, песня "Mr. Crowley" (гитарное соло, 9 нот).
Латвийская (советская) инструментальная арт-рок-группа Зодиак позаимствовала часть композиции со своего второго альбома "Музыка Во Вселенной" "Лазерная Иллюминация" у группы Manfred Mann's Earth Band, песня "Don't Kill It Carol". Да и некоторые песни с первого альбома "Дискоальянс" отсылали нас к творчеству Uriah Heep, Emerson, Lake And Palmer, Procol Harum и других западных исполнителей.
Андре(й) Андерсен также цитирует (естественно, с отсылками) песни советской рок-группы Автограф: Epilogue -- Монолог, Autograph -- Ирландия. Ольстер. Он открыто и честно признавал, что находил вдохновение именно в творчестве советской арт-рок-группы. Поэтому не следует говорить о том, что Андрей занимается плагиатом (хоть некоторые фанаты рока и обвиняют "главную российскую рок-звезду мирового масштаба" в плагиате).
P.S.: Прошу помочь мне в поиске плагиаторов. Пишите, комментируйте. Буду очень признателен за такую помощь.