Мокошь

Jan 06, 2014 16:54


Read more... )

Leave a comment

Comments 11

irkuem January 29 2014, 06:07:02 UTC
Спасибо!

Reply


vyatchanin January 29 2014, 07:23:33 UTC
Ив Левин - женщина :) Вообще, неплохо было бы использовать собственно её сборник, а не только рецензию. Поскольку критика "языческих корней" Параскевы там, на мой взгляд, самая существенная

Reply

black_rector January 29 2014, 07:27:05 UTC
>> По мнению Левина...
Действительно, опечатка. Задумалась :)

>> Вообще, неплохо было бы использовать собственно её сборник, а не только рецензию.
Это все-таки небольшая научно-популярная статья, а не глубокая научная работа.

Reply


swinow January 29 2014, 14:21:59 UTC
"Богиня Мокошь" - самая странная реконструкция из всех неоязыческих реконструкций.

Нет ровно ни одного сообщения о том, что это женское божество, и в то же время - хватает сообщений, из которых можно понять, что это мужское божество, но тем не менее, после работы Рыбакова почему-то эта идея прижилась.

Между тем, например, в современной Тверской области в народе до сих по сохраняются представления о том, что Мокош, Мокуш, Мокуж - это огненный змей, который свистит и перемещается в виде огненного кольца! Да... Не читали там Рыбакова.

Reply

black_rector January 29 2014, 15:41:20 UTC
Сказать на 100%, был(-а) ли Мокошь женским или мужском божеством невозможно. Тем не менее, есть ряд аргументов, приведенных далеко не только Рыбаковым, свидетельствующих в пользу того, что божество было именно женским:
- "мокриды" - ритуальное действие, выполняемое исключительно женщинами
- вопросы "молилась ли ты мокоши" священники задавали на исповеди женщинам
- в "Слове Григория Богословца" в одном рядом стоят вилы и Мокошь (вполне вероятно, что "дева" там же - это ее определение, а не указание на другое божество)

>> Между тем, например, в современной Тверской области в народе до сих по сохраняются представления о том, что Мокош, Мокуш, Мокуж - это огненный змей
Переход рода - нередкое явление. Осталась, например, фраза «Мокуша остригла овец».

Едва ли Мокошь можно назвать неоязыческим конструктом, в отличие от той же Лады.

Reply

swinow January 29 2014, 15:43:06 UTC
Ну Лада - вообще похожа на выдумку. А Мокошь - это именно конструкт. Я сейчас как раз пишу текст, в котором собираюсь привести свидетельства, собранные Базловым.

Reply

black_rector January 29 2014, 16:22:43 UTC
Будет интересно прочесть.

Reply


anonymous February 4 2014, 15:14:46 UTC
Фотография кареглазых палестинских глаз неуместна.

Reply

black_rector February 4 2014, 15:17:54 UTC
Фрагмент иконы Параскевы.

Reply


anonymous February 4 2014, 16:21:25 UTC
>>Мокошь (Макошь, Мокоша) - единственное женское божество >>восточнославянского пантеона, чье имя точно известно.

И чуть ниже вы сами себя опровергаете:

>>К примеру, в поучении XV века «Слово с-го Григория (Богословца) изобретено >>в толцех о том, како първое погани суще языци кланялися идолом и требы им >>клали» находим следующие строки:

>>«…тем же богам требу кладут и творять словенский язык: вилам и Макоши и >>Диве, Перуну. Хърсу…
>>Но и ноне по украинамъ молятся ему проклятому богу Перуну и Хърсу и Мокоши >>и виламъ».

Reply


Leave a comment

Up