Только любители тюльпанов и шишек думают, что Голландия плоская, как блин. Добро пожаловать в Berg en Dal, что дословно переводится как горы и долины. Это вам не Тур де Франс - тут подъемы, как стены.
Я, наконец-то, первый раз в году,
ехал без чулков, без перчаток и с коротким рукавом. Только ветровку на себя накинул, потому что голландский ветер никто отменять не собирался. Как сказал русский комментатор, во время Амстел Голд Рейс, - голландский ветер, он даже не боковой, он со всех сторон одновременно дует.
В субботу, кстати, ездят любительскую версию Амстел Голд Рейс, но записываться на эту гонку нужно еще в начале января и к такому планированию я еще не готов - не аллохтонское это дело адженду вести. Люди, что ездили
AGR Cyclo, говорят, что гонка не самая приятная и на всех ключевых подъемах всегда собирается пробка: на Кёутенберг (Keutenberg) или на Кауберг (Cauberg), порою, приходится просто пешком заходить и велосипед рядом толкать. В любом случае, маршрут гонки можно всегда проехать самому при помощи дорожных указателей или gps треков, которые скачиваются на сайте
AGR365.
В Голландии и Бельгии, начиная с марта, каждые выходные проводится достаточно любительских гонок, и я выбрал одну под названием
Heuvelenclassic, что переводится, как "Классика по холмам". Организатор гонки - велосипедный клуб из города Оверлон (Overloon), что в провинции Гельдерланд (Gelderland), на юго-западе Нидерландов, на самой границе с Германией. Из Оверлона мы поехали к немецкой границе - в лес Klever Reichswald, где ждал первый серьезный подъем. Вторая серия подъемов была возле города Berg en Dal, что немножко южнее Наймегена (Nijmegen). Называется эта территория - Zeven Heuvelen (Семь холмов).
Старт подобных гонок, чаще всего, происходит в кафе. В данном случае даже название заведения было многообещающим - Bos & Berg - лес и горы. Организаторы предлагали единственный маршрут - 125 километров, с общим набором высоты - 600 метров. Маршрут гонки я выложил в
Strava. Самая высокая точка на профиле высоты соответствует 100 метрам.
Стартовый интервал растянут на пару часов, как и во всех любительских голландских гонках. Называется такая система - Vrije tocht. Победителей и проигравших в таких гонках нет, поэтому некоторые могут назвать такую гонку обычной покатушкой, но поверьте мне, азарта тут хватает. Каждый обгоняющий велосипедист, как будто кидает немой вызов, который нужно обязательно принять, прыгнув к нему на колесо. Каждое выпадание из группы, рассматривается, как маленькое поражение.
Время старта, часе всего, с 8 до 10. Во многих велоклубах просто принято договариваться когда все стартуют. Для одиночек, как я, главное вклиниться в крупную группу, иначе прийдется бороться с ветром самому.
Из моего Мааскантья, до места старта, добираться около часа, поэтому я встал в 6:30 утра, собрался, позавтракал и в 7:15 уже выехал из дому. Пока припарковался, переоделся, зарегистрировался, было уже 9:00 и все крупные группы уехали без меня.
Регистрация на такую гонку стоит 5 евро, но членам NTFU полагается 20% скидка. В принципе, деньги можно не платить, а просто следовать стрелочкам, которые развесили вдоль всего маршрута, но деньги не большие и, вознаграждение за проделанную работу, велоклуб-организтор, считаю, заслужил. Часто вся работа ограничивается только выбором паркура, но иногда, как в этом случае, организаторы могут озаботится полноценным пит-стопом с перекусом и изотоником для всех.
Стартовал я с местным велоклубом, который особо никуда не торопился. Ехали с комфортной скоростью 30 км/час и работать впереди не было никакой необходимости - в такой компании всегда достаточно своих лидеров. Я, образно говоря, грыз колесо последнего и на меня не обращали никакого внимания. В этой группе ехала совсем не молодежь, но, как показывает нажитый опыт, даже пенсионеры в Голландии, могут легко раскрутить до 35 км/час. У этих был явно выходной день.
Через 20 км мне эта группа здоровья надоела и, как только нас начали обгонять, я пересел на колесо к другим ребятам. Тут уже серьезно разгоняли. Более того, начались холмы.
Парочка в оранжево-черных майках задавала темп. В среднем - 35 км/час, но порою доходило и до 40. Другая пара ехала тоже вместе и, очень скоро, парень в черно-белой форме начал отваливаться, так что его другу пришлось последовать за ним. Когда начались более серьезные холмы, то отвалился и я - одно дело от ветра за широкими спинами прятаться, а вот в горку жать, тут условия для всех равны, в то время как силы в ногах у всех разные. Следующие 20 километров до пит-стопа, что на 65 километре, пришлось проехать самому, против ветра.
Пит-стопы, чаще всего, организую в каком-нибудь кафе. Тут раздают бананы, бисквиты и наполняют велосипедные бидоны раствором изотоника. За кофе приходится платить самому. После 65 километров нужно или продолжать без остановки или пить что-нибудь теплое, так как через пять минут после неподвижного сидения на стуле начинает пронимать озноб. Стартовать после такого очень не просто.
Еще одна проблема пит-стопа заключается в том, что не совсем ясно к кому присоединиться. Народ отправляется мелкими группами и оценить, кто силен, а кто не очень - довольно не просто.
Я сделал свою ставку на группу в форме Rabobank, но оказался не прав - ехали они очень медленно - около 26 км/час. Пришлось переложиться к другой группе, но там тоже особо не гнали. В конечном итоге, я от всех ушел и лучшие подъемы через Berg en Dal проехал сам. На этом участке была настоящая Арденнская классика - подъемы не высокие, но крутые. Никого догнать не удалось, но и меня никто не достал, поэтому считаю, что справился с задачей не плохо.
После холмов начался невыносимый ветер и, на последних 30 километрах, меня догнала группа в полосатой бело-голубой форме. Ехали они - мама не горюй. Даже против ветра средняя скорость была выше 30 км/час. После 100 километров в ногах, удержаться на колесе было моим единственным желанием.
Группа постоянно выстраивалась елочкой, чтобы уберечься от бокового ветра. В такой ситуации лучше всего быть третьим или четвертым - тогда впереди тебя остаются два гонщика, а место в цепочке никто не оспаривает. Те же, кто болтается в хвосте, постоянно должны бороться за хорошую позицию, так как ширина проезжей части ограничена.
Время от времени, на дороге появлялся встречный транспорт. В эти моменты, построение елочкой рушилось, и все вытягивались в струну вдоль правой обочины. Ветер, в таких случаях, один для всех, поэтому основная задача - усидеть.
Меня все время не покидала мысль, что кто-то же должен весь этот караван тянуть и сил у них должно быть больше, чем у остальных. Через некоторое время мои опасения оправдались - мы выехали на выделенную велосипедную дорожку, где все вынуждены были ехать струной. Тут уж народ начал вываливаться.
Первым ушел парень в красном, который, как и я, просто сидел на колесе у этой группы. На одном из перекрестков, где нас остановил светофор, он, еле дыша, выдал: "het is geen oefenwedstrijd" - это не тренировочный заезд. После этого начали отваливаться и остальные.
В голландских клубах принято ездить вместе. Называется это - "samen uit, samen thuis" - вместе выезжаем, вместе возвращаемся. Поэтому, когда начали вываливаться члены клуба, то я решил не торопиться, так как ожидал, что нас подождут, но не тут-то было - локомотив несся вперед, не обращая внимания на потерянные вагоны. Прошлось догонять - хорошо, что сил еще хватило, еле переложился.
В конечном итоге, нас осталось только четверо и, за 5 километров до финиша, мои компаньоны, наконец-то, решили подождать своих одноклубников. Я подумал, что нефиг тусоваться в компании незнакомых мне мужиков и поехал к финишу один.
Приехал совершенно вымотанный, что огорчает. В конце мая я еду
160 километров по дорогам Тура Фландрии, где набор высоты будет более значительный, а дорожное покрытие будет радовать фирменной брусчаткой. В такой форме, как сегодня, я буду просто работать на износ, а удовольствия от этого не много, тем более, что хотелось бы и бельгийским пивом потом насладиться.
Кстати, в блоге ЖЖ юзера
vlashchuk, можно найти отличный
репортаж с Тура Фландрии. Там не только красивые фотографии, но и рассказ о том, как переходить пешком с одного берга на другой, а потом и до финиша, чтобы зафиксировать чем можно больше событий велогонки. Очень рекомендую к прочтению.