Приход ХАМАС к власти в Газе - есть безусловный политический успех Израиля, открывающий дорогу к быстрому урегулированию палестино-израильского конфликта. А вот глядя «с другой стороны баррикады», победу ХАМАС иначе как пирровой, назвать сложно. ХАМАС сегодня «выведен за скобки» процесса, ибо, дорога на Западный берег для этой организации теперь закрыта и помехой для переговоров Израиля с Западным берегом она быть не сможет. Все будет решаться без нее.
«Хамасизация» Газы позволяет ФАТХу, возглавляемому Махмудом Аббасом зачистить территорию Западного Берега от экстремистов и создает условия для сепаратных договоренностей с Израилем, а Израиль получает возможность решить самые острые проблемы наилучшим для себя способом. И можно не сомневаться, что в ходе будущих переговоров как Израиль, так и «Фатхалэнд», будут пользоваться поддержкой не только США и Европы, но и своих ближних соседей - Иордании и Саудовской Аравии. А вот «Хамастан», образовавшийся на территории сектора Газы пока подождет.
Реальной и трудноразрешимой проблемой и в этом случае остается, разумеется, статус Иерусалима. Хотя Израиль объявил Иерусалим своей единой и неделимой столицей, ни палестинцы, ни другие, вовлеченные в конфликт арабские центры силы этого не принают и не признают. Однако, с разделом палестинских территорорий и здесь не все безнадежно. Во время палестино-израильских переговоров в Кэмп-Дэвиде в 2000 г ., Эхуд Барак соглашался на формальную передачу палестинцам восточного Иерусалима, при сохранении израильского суверенитета над его восточными пригородами. С этим предложением был согласен и Ясир Арафат, который обратился тогда к арабским государствам за поддержкой и гарантиями, но получил жесткий отказ. Сегодня Эхуд Барак стал министром обороны Израиля и к вопросу о статусе Иерусалима можно вернуться уже в новых гораздо более благоприятных для Израиля условиях.
Однако, в худшем для палестинцев случае, можно ожидать дальнейшего раскола их территорий, теперь уже на северную и южную часть Западного берега и, в пределе, вместо одного палестинского государства, управляемого из единого центра, результатом процесса может стать образование трех предельно слабых палестинских государств: Газы, Северного и Южного Западного берега, - о суверенитете которых можно будет говорить только в «пиквикском смысле». Организовать такой раскол не представляет труда.
В любом случае, с разделением палестинских территорий на «Хамастан» и «Фатхалэнд», решение палестино-израильской проблемы, не без изящества, приблизилось...
... Планы по переустройству Ближнего востока, однако, не ограничиваются одним только палестино-израильским конфликтом. Со всей очевидностью, на очереди - раскол Ирака и разрешение иранской проблемы.
О целесообразности разделения Ирака на три государства: суннитский Ирак, шиитский Ирак и Курдистан, как о единственно возможном решении преблемы, сегодня публично заявляет , например, такой авторитетный американский политик, как сенатор из штата Дэлавэр Джо Байден, участник президентской гонки от Демократической партии и потенциальный вице-президент США.
Идея раскола Ирак, однако, появилась гораздо раньше. Год назад, за считаные дни до захвата двух израильских солдат и начала спровоцированной этим захватом израильской операции на юге Ливана, в авторитетном американском журанале «Вооруженные силы», была опубликована статья известного военного аналитика, автора многих книг и участника ведущих ТВ передач, посвященных военной тематике, Ральфа Петерса. Ральф Петерс представил весьма детальный план переустройства Ближнего востока.
Карта
Наряду с политически неминуемым расколом Ирака - а он, похоже, действительно неминуем, - согласно плану Петерса, важнейшие изменения Ближнего востока связаны с образованием шиитского государства в составе шиитской части Ирака и прилегающих к Персидскому заливу земель Ирана и Саудовской Аравии, также заселенных арабами-шиитами. Вновь образованное государство отрежет Персию (заселенную персами часть Ирана) от Персидского залива и аккумулирует основную часть Саудовской нефти, находящейся сегодня на территориях также в основном заселенных арабами-шиитами.
Новое государство станет главным «петростейтом» Персидского залива, контролирующим как процесс добычи нефти, так и и главный нефтяной транспортый коридор региона - Персидский залив. Нюанс в том, что окруженное морем враждебных суннитов и персов, это государство вынужено будет превратиться во второй Израиль. Политически предопределено, что государство «шиитского полумесяца» вынуждено будет стать верным союзником США и будет всецело полагаться на их военную мощь.
Второй принципиальный момент - создание курдского государства на севере современного Ирака, к которому в любой момент могут присоединиться турецкие и иранские курдские территории. Такая конфигурация создаст чрезвычайно мощный рычаг давления на Турцию с ее евроустремлениями и прогерманской ориентацией и вообще на все южное Закавказье. Одновременно, США будет чем приторговать с Азербайджаном. Предметом торговли могут стать территории иранского Азербайджана, где в свое время Сталин создал было Азербайджанскую республику.
Ближневосточное цунами, зародышем которого могут оказаться события, которые мы наблюдаем сегодня в Палестине и Ираке, вполне может достичь южного подбрюшья России и даже Средней Азии, если учесть и близость и влияние на нее Ирана и Афганистана.
А кто-то, кажется, писал о конце Истории...