Собаки и Шакалы (Пальмовая игра, Игра в 58 дырочек, Шен)

Oct 13, 2011 08:21



 Поговорим об игре, которую я часто вскользь упоминал, на которую ссылался, приводил её в пример, хвалил, ругал, но о которой толком так ни разу и не рассказал. Я часто отзывался о ней пренебрежительно, а между тем, совершенно зря: она, конечно, простенькая, не настолько древняя, как Сенет и Мехен и не имеет такого сакрального значения, но это определённо самая красивая и уж точно самая узнаваемая из всех игр на доске, которые появились в древнем Египте.
 Речь пойдёт об игре «Собаки и Шакалы».
 Мюррей пишет, что египетское название этой игры... утеряно :(. Сэр Уильям Флиндерс Петри, который обнаружил первую подобную игру, не знал названия и просто классифицировал находку как «Игра в 58 дырочек». Парлетт отмечал, что у игры есть много современных имён, основанных на дизайне фишек и найденных досок: её называют «Собаки и Шакалы» (или «Гончие и Шакалы») из-за характерной формы фишек, крайне редко - «Шен», по иероглифу, который иногда писали на доске возле финиша, «Щитовой игрой» из-за доски, напоминающей по форме щит, а иногда - «Пальмовой игрой», потому что на доске часто рисовали (и рисуют) пальму.


 И Мюррей, и Парлетт указывают, что по всем признакам игра появилась во времена 9-й Династии (то есть от 2135 до 1986 гг. до н.э) и ко временам 12-й Династии приобрела такую популярность, что египтяне стали брать её с собой в «загробную жизнь». Множество фишек и фрагментов досок найдены при раскопках в Египте, в Сирии, в руинах древнего города Гезер в современном Израиле, в Сузах в Иране и на сопредельных территориях.





 Большинство досок имеют прямоугольные, чуть скруглённые формы и фишки в виде палочек. Но при раскопках в Фивах была найдена доска с десятью длинными «спицами» слоновой кости, половину которых венчали головы собак, а вторую половину - головы шакалов. Похоже, именно эта находка и послужила моделью для декораций оскароносного фильма «10 заповедей» 1956 года, где фараон Сети и царевна Нефертари в исполнении Седрика Хардвика и Энн Бакстер играют именно в эту игру. Правда, фишек у них почему-то всего шесть, зато смотрите, как игра сделана.


  Для игры требовалась доска с двумя отдельными дорожками и множеством полей. Увеличение числа клеток сделало бы доску чересчур громоздкой (не исключено, что Мехен был забыт и по этой причине тоже), и древние игроки нашли гениальное в своей простоте решение: сделать в земле или сырой глине глубокие отверстия и играть тонкими палочками. Глина затвердевала на солнце, и получалась готовая игральная доска.




 Это было даже проще, чем расчерчивать квадраты - не нужно искать подходящий ровный участок, поле можно сделать быстро, и оно получается достаточно компактным. Форма игрового поля могла быть различной.
Любопытно, что в городе Ур тоже были найдены доски для этой игры. Вот только животные были изображены другие. Например, была найдена фишка в виде обезьяны павиана. Кто им противостоял в этом варианте, я не знаю, но в этом случае хотя бы понятно, откуда пошла традиция рисовать на доске пальму.


Иранские варианты досок представляют собой терракотовые «бруски», анфас напоминающие формой стельку от ботинка (такая, например, была найдена в гробнице Тепе Сиалк близ города Кашан)


Для досок использовали дерево, кость, а также глину и подходящий мягкий камень, в котором можно было просверлить глубокие отверстия. Коптские доски напоминали "кирпичик" с дырками.






В находках встречаются дивные «доски» из цельных брусков мрамора, дымчатого кварца и горного хрусталя. Это по-настоящему впечатляет.


 Однако лишь египетские наборы для игры представляют собой настоящие произведения искусства. Пожалуй, ни одну игру египтяне не украшали с такой любовью и вниманием к деталям. Просто завораживает ящичек с набором для игры из коллекции Музея искусств Метрополитен. Он совершенно не напоминает ни Сенет, ни Тьяу, ни тем более, Мехен. По сложности конструкции, по грациозности линий и тонкости отделки он подобен музыкальному инструменту. Посмотрите на него ещё раз.


 Это Фиванский набор из гробницы дочери фараона Ренисенеб (если кому интересно: это период Среднего Царства, правление фараона Аменемхета IV, конец 12-й - начало 13-й династий, около 1810-1700 до н.э.). Древние мастера специально резали и гнули чёрное дерево и тонкие пластинки слоновой кости, добиваясь таких изящных форм. Думаю, девушка прыгала до потолка, получив такой подарок. Фишки слоновой кости тоже очень тонкой работы: эти характерные головы вислоухих египетских гончих и довольно «геральдические» острые морды шакалов с огромными ушами торчком стали сегодня образцом для копирования.


 Фишки Шакалов "мужские", фишки Собак - "женские", они всегда заметно меньше и окрашены в светлые тона (в фильме, кстати, царевна Нефертари тоже играла за "собак"). Часто встречаются очаровательные керамические «доски» в виде разных животных, чаще всего, почему-то, гиппопотама. Возможно, такая «спина», утыканная тонкими лучинками, напоминала египтянам всяческую речную живность в зарослях папируса. Впрочем, есть и ещё одно объяснение, я приведу его ниже. А на снимке фаянсовая игровая подставка эпохи 22-й Династии из музея Лувра в Париже. Челюсти бегемота, увы, отколоты.


 Пути обеих «гонок» чаще всего повторяли очертаниями форму доски, но иногда принимали вид довольно сложной геометрической фигуры. Например, набор для игры в «Собак и Шакалов» из гробницы Неферхотепа (27-я Династия) в Дра Абу эль-Нег представляет собой доску или коробочку (?), очертаниями напоминающую скрипку. К некоторым таким доскам прилагались отдельные подставки для фишек-лучинок, тоже в виде какого-нибудь животного размером поменьше (например, черепашки).




 Ещё одна коробка-медальон (вернее, крышка от неё).



 Что интересно - на обратной её стороне находится доска для Тьяу.


 Все исследователи соглашаются с тем, что «Собаки и Шакалы» - обычная игра-догонялки, подобная современным «Змейкам-Лесенкам». Мюррей, Парлетт и многие другие считали, что «Собаки и Шакалы» произошли от игр типа Сенета, и написали для неё детальные инструкции, благо, восстановить игровой процесс было достаточно несложно: на поле с 58 отверстиями, сгруппированными в две изогнутые дорожки, во множестве нанесены отметки, линии (иногда даже надписи), обозначающие определённые варианты движения фишек - «бонусные» или «штрафные» пути.


 «Гонки» шли в пустыне, вокруг оазиса, который символизировала пальма, и первый игрок, чьи фишки добирались до финиша - там обычно рисовали глаз змеи и/или иероглиф «shen» (здесь игра слов - «замкнутый круг» и «вечность»), захватывал источник с водой. Для Египта тема более чем актуальная. Странная извилистая форма «штрафных дорожек», вероятно, восходит к изображению змеек и ящериц (первые, соответственно,  указывали путь к воде, вторые путались под ногами).
 Было ли у этой игры сакральное значение? Или же она была типично светским развлечением, типа игр, которые сегодня публикуют в детских журналах?


 Как ни странно, ответ и да, и нет.
 Во время раскопок подземных тоннелей в пустыне неподалёку от Мемфиса археологи из Кардиффского университета Великобритании обнаружили 8 миллионов (!) мумий собак и шакалов. Это были именно мумии, забальзамированные по всем жреческим канонам. Среди них было много щенков: их приносили в жертву уже через несколько дней после рождения (шакалы, кстати говоря, легко приручаются, хотя с ними потом довольно трудно работать). Пол Николсон, который руководил раскопками, считает, что это было жертвоприношение Анубису. Один из титулов Анубиса - «Мастер пеленания [усопших]» (другие титулы: «Хозяин скота», «Владыка [священных] пещер» и «Измеряющий сердца»). Египтяне собак уважали, и даже город Касе в Верхнем Египте получил имя в их честь (греки тоже называли его "Собачий город" - Кинополь). Посвящение мумий собак богу умерших рассматривалось как благочестивое деяние, животные считались своего рода посредниками между людьми и богами. Некоторые из принесённых в жертву животных были похоронены не вместе с другими, а в отдельных нишах: они жили при храмах и имели особый статус. «Собачьи катакомбы» относятся к 747-730 гг. до н.э., периода Позднего Царства. Впервые эти туннели были описаны ещё в XIX веке французским исследователем Жаком де Морганом, но тогда они не были полностью раскопаны.


 Игра всегда в какой-то мере отображение действительности. Египтяне ничего не делали просто так, у них на всё было божественное объяснение. Собака и шакал - два священных животных, связанных с культом Анубиса, он же Инпу (боги Египта имели по пять имён, не считая прозвищ), египетского бога-покровителя умерших. В этом был особый смысл. Эти два зверя - вечные антагонисты, они олицетворяли границу двух «жизней», двух миров. Собака - друг человека, сторож, животное дня, а лай собаки - сигнальная система для общения с людьми. Шакал же полная её противоположность: ловкач, ворюга, живёт в пустыне, выходит на охоту по ночам, а вой шакала очень высокий и громкий, напоминает плач ребенка. Собака простодушная, шакал - хитрец (вдобавок, любит прикидываться мёртвым). Собака беспорядочна, шакалы образуют пару на всю жизнь. Вместе с тем, собака и шакал прекрасно скрещиваются. Оба животных имели большое значение в культуре и религии древнего Египта.


 Владыка Царства мёртвых, бог Анубис изображался в виде человека с головой шакала. Связанная с ним Инпут (богиня Дуата, места пребывания умерших) изображалась в виде стройной женщины с головой собаки. В Кинопольском номе Инпут считалась женой Анубиса и часто почиталась как его женская форма (а египтяне, как мы помним, любили сливать воедино своих богов и богинь). Дочь Инпут и Анубиса, Кебхет, была покровительницей чистой прохладной воды, она изображалась в виде золотой змейки или женщины с головой змеи (отсюда, кстати, и змеи на игровом поле).
 Владыка мёртвых, говорите? Ну-ну.


Бог Анубис не был добрым и не был злым, он словно соединял в себе эти две ипостаси. Сын Осириса и его сестры Нефтиды (Небетхет); история его рождения, потери и обнаружения его в корзинке в тростниках и усыновления богиней Исидой заслуживает отдельного рассказа (во всяком случае, много позже она послужила поводом для усыновления другого очень известного египетского младенца в корзинке). Анубис всегда считался богом благородным, потому что смерть в Египте тоже считалась явлением возвышенным. До появления культа Осириса Анубис был главным божеством Запада, и на протяжении всего существования Египетского пантеона оставался главным проводником душ через Царство мёртвых. Это он взвешивал сердце покойного на Весах Истины. Это Анубис возлагал на мумию руки и этим жестом превращал покойника с помощью магии в «акх» («просветлённого», «блаженного») - и тот оживал. Это был бог-на-грани, бог-ловкач, бог-трикстер, проводник-психопомп, причём, одновременно страж могил и... покровитель воров и торговцев. Над ним нельзя было смеяться, но над ним вполне можно было подшутить: он бы это оценил. Греки отождествляли его с Гермесом. Когда Птолемеи правили Египтом, они преспокойно соединили своего Гермеса с египетским Анубисом и получили… Германубиса. Зачем с ним ссориться? Лучше сыграть!


 Если Сенет был игрой бога мудрости Тота, а Мехен - игрою Сета, бога Хаоса (а заодно и стража Солнечного Диска), то «Собаки и Шакалы» были гонками Анубиса, вотчиной египетского трикстера, псоглавого бога, единого в двух ипостасях. Смерть, конечно, дело серьёзное, но почему-то не хочется думать, что эта игра использовалась для предсказаний или была необходимой частью погребального ритуала, скорее, представляется другое - игроки дурачились, подкалывали друг друга, отпускали шуточки и обзывались «ленивыми собаками» и «хитрыми шакалами». Кто дошёл? Кого срубили? Не смешите мои тапочки: это всего лишь Инпут и Анубис развлекаются! Они же с ним едины, ну а нам наградою прохладная вода от их любимой дочери Кебхет!
 И пей круг.


 Где-то там же была и богиня Таурт, покровительница женщин и детей, которую изображали в виде беременной женщины с головой бегемота. Таурт вместе с богиней Хатор встречала умершего на пороге подземного царства и зажигала огонь, чтобы отогнать злых духов. В таком аспекте уже не кажется удивительным, что доски для игры в «Собак и Шакалов» нередко делали в виде керамических бегемотиков.


 Вот и в игре нет ничего сложного, современные правила с первого раза поймут даже дети (по поводу аутентичных правил до сих пор ведутся споры). У одного игрока пять «Собак», у другого - пять «Шакалов». Фишки ставят в первые пять отверстий обеих дорожек (это сразу под листьями пальмы), причём, «собак» обычно ставят справа, а «шакалов» - слева. Игроки бросают 4 палочки, пока один игрок не выбросит 1 или 5 (с этим результатом он и начинает игру), затем ходят по очереди. Пропускать ход нельзя (две лучинки в одну дырку, естественно, тоже нельзя ставить). В игре действует правило «1 бросок - 1 ход», право на дополнительные броски даёт только попадание фишки на дырки №№ 15 и 25 (на доске они отмечены). Попадание на 10-ю дырку уводит фишку назад по стрелке на две дырочки, а на 20-ю - практически на полдоски. Поля №№ 14 и 24 продвигают фишку вслед за змейками на клетку вперёд.


В качестве костей используют четыре палочки D2 и выбрасывают от 1 до 5 очков.
 Очки определяли так:
 * 1 палочка упала белой стороной вверх - 1 очко
 * 2 упали белой стороной вверх - 2 очка
 * 3 - 3 очка
 * все 4 - 4 очка
 * все упали ЧЁРНОЙ стороной вверх - 5 очков
 Фишка всегда входит в игру с пятого отверстия, где бы она ни стояла.
 Это была самая лёгкая, весёлая и безобидная игра древнего Египта: дорожки играющих не пересекаются, а фишки, хоть и рубят друг друга, но очень необычным и забавным образом: как только фишка игрока достигает оазиса, одна (последняя) фишка его противника сразу снимается с доски. Побеждает, естественно, тот, у кого до финиша доберётся больше фишек. Соответственно, в игре совершенно чумовая тактика: фишки не стоит вести поодиночке, чтобы можно было подойти к финишу "ударной группой", в то же время это сделать трудно: для запуска новой фишки надо выбросить 5 или 1, а противник не дремлет. Для достижения финиша, как и во всех египетских догонялках, требуется точный бросок. В сочетании с фактором удачи и несбалансированностью "генератора" типа 4хD2 задача получается довольно заковыристая, а тут ещё ящерицы.
 Игру в «Собак и Шакалов» сегодня выпускают фабрично не только в Америке и Европе, но и на исторической родине: в Египте это очень популярный сувенир. Вот, например, игра в матерчатом платке-мешочке (он же поле для игры). Не обращайте внимания на нестыковку в количестве юнитов: две фишки запасные.


Некоторые наборы выглядят очень здорово, например, американская фирма «Pyram Enterprises, Inc». производит игру в пластмассовой коробке в виде лежащего сфинкса, и только вместо палочек прилагает современные кости с некоторым апгрейтом - бонусными гранями, на которых изображены кобры и ящерицы. Они любопытно переработали правила, добавили "бонусную кость" - вот эту круглую печать. Вряд ли такие правила аутентичны, но безусловно они интересны. Впрочем, «Собаки и Шакалы» появились уже в довольно позднюю эпоху, и рядом с игрой зачастую находят овечьи бабки («таранные кости») и даже керамические кубики D6 вполне современного дизайна. Посмотрите выше на "доску" из кварца - кости D6 лежат рядом с нею.




Энтузиасты игрового дела и народные умельцы тоже делают сегодня впечатляющие вещи.




  Но даже полный неумёха может сделать такую игру сам, - это просто, не нужно ничего разлиновывать - взял старую шкатулку или коробку из-под обуви, пробил 58 дырочек - и играй в своё удовольствие, а головы шакалам и собакам можно сделать из бумаги.
 Игра и правда замечательная, простая и в то же время очень интересная, разве что я не рекомендовал бы давать её маленьким детям в том виде, в каком она существовала: дети могут серьёзно ранить друг друга острыми и длинными лучинками. Лучше использовать обычные фишки, да и с доской хлопот будет меньше.
 Ну, и с возрастом игры не всё так просто. В 2003 году вышла статья о «Чашеобразных метках» - петроглифах каменного века, обнаруженных археологами на камнях близ посёлка Шувалан в Азербайджане. Исследователи проводили параллели с петроглифами Гобустана, возраст которых составляет около 6000 лет. Эти «метки» различаются по размеру и глубине, и их значение неизвестно. Многие из них напоминают топографические карты или геометрические чертежи. Без сомнения, древние жители придавали им большое значение, раз потратили на них столько труда. Ныне считается, что эти скопления каменных лунок могли быть календарём или другим астрономическим инструментом, однако историк Ронни Галлахер считает, что они практически идентичны настольной игре «Собаки и Шакалы».


 Допущение, конечно, спорное - у этой древней каменной «игры» не 58, а 61 отверстие и поля расположены несколько иначе (и потом, где Азербайджан, а где Египет! Но ведь были ещё и Иран и Междуречье, а это уже почти рядом), но оно заслуживает рассмотрения. Число «60» вообще имеет важное значение в астрономии, оно соотносится и с Солнцем, и с Луной, а также со сменой сезонов и разливами Нила. Неудивительно, что древние египтяне полагали его сакральным и бога Анубиса назвали в честь него (Anu). И такое интригующее совпадение может пролить свет на происхождение этой игры, на поверку оказавшейся не такой уж и банальной. И кто знает, возможно, что «самая новая древнеегипетская игра» однажды предстанет перед нами едва ли не самой старой из всех, обнаруженных археологами, да ещё и восходящей к древним астрономическим календарям. Вот так вот.


 Хе-хе :)
 *

история нард, board games, Настольные игры

Previous post Next post
Up