Мехен ("Змеиная игра")

Oct 09, 2011 22:24



  У древних египтян, как я уже писал, помимо Тьяу, Сенета и «Собак и Шакалов» было несколько настольных игр, из которых стоит выделить ещё одну - Мехен (Mehen) или «Змеиную Игру». С позиции сегодняшнего игрока Мехен может показаться простым до безобразия - обыкновенная игра-«бродилка», однако не надо забывать три вещи.
 Первая: в отличие от Тьяу и Сенета - игр, рассчитанных на двух участников, в Мехен можно было играть НЕСКОЛЬКИМ игрокам, а стало быть, Мехен был компанейским развлечением. В этом плане конкурентов у него в древнем Египте было, прямо скажем, маловато.
 Вторая: Египтяне, с их громадным пантеоном и привычкой обожествлять всех и вся, признавали за Мехеном роль не менее сакральную, чем за Сенетом. Более того - роль эта была не только (и не столько) потусторонняя, сколько космогоническая. И если Сенет (скорее всего) был каким-то образом заимствован у шумеров, то Мехен был истинно Египетским изобретением.
 И третья (ставшая уже привычной): до сих пор никто не знает, КАК в Мехен играть.
 Если вы внимательно читали мои заметки про Сенет, вы должны припомнить заклинание Рамсеса III для прохождения игры, где последняя строка гласила: «Ты оправдан», - говорит мне Мехен». Как же так, скажете вы, при чём тут Мехен, если речь идёт о Сенете? Нет ли здесь ошибки? Может, это заклинание как раз для «Змеиной игры»?
 Ошибки нет. Но для разъяснения потребуется короткий экскурс в культуру и верования древних Египтян.
 Фолкнер в своём "Кратком словаре Среднего древнеегипетского наречия" даёт определение иероглифа «Mhn» буквально как «виток», «спираль», затем относит его к богине Мехен, и лишь потом - к настольной игре.
 Космогония Древнего Египта была сложной и запутанной, в ней разбирались, наверное, только жрецы. Загробному миру и посмертному существованию (или не-существованию) отводилась огромная роль. Богов у Египтян было множество. Мехен - богиня-защитница в виде змея или человека с головой змеи, охраняющая ладью Ра во время его плавания сквозь ночь. На изображениях солнечной ладьи Мехен обвивает трон Ра или окружает его кольцами, защищая от другого божества, злейшего врага солнечного бога - злого змея Апопа. Апоп - воплощение хаоса, он стремится сломать космический порядок, в то время как Мехен его хранит и защищает (то, что змея противостоит змею, не должно вас смущать: в Египетском пантеоне облик змей имеют многие персоналии, как положительные, так и отрицательные).


 По мнению большинства исследователей, Мехен сливается с богом Сетом (египтяне часто объединяли своих богов и богинь в одно). Сет вообще персонаж противоречивый: он выступает как убийца Осириса, но при этом - защитник Ра (Атона). Часто его изображали в виде человека с головой змеи, который стоит на носу ладьи Ра с копьём, или в виде змеи с двумя головами - спереди и сзади, что означало готовность отразить угрозу с любой стороны. Кендалл пишет: «Мехен играла важную роль, поскольку, не будь Ра защищен ею от врагов, он не смог бы взойти поутру и всё живое погибло бы. В египетских верованиях понятие «жизнь» применялось не только к живущим, но также и к мёртвым, которые, как предполагалось, путешествовали с солнцем и восходили вместе с ним перерождёнными на рассвете». Именно эта Мехен и упоминается в заговоре Рамсеса, на неё и уповает игрок в Сенет.
 Хотя игрок в Мехен, наверное, тоже.


 «Змеиная игра» ОЧЕНЬ древняя, она старше Сенета, старше пирамид, в неё играли только во времена Древнего царства. Корни её теряются во тьме преддинастических времён. Первые круглые известняковые доски со спиральной разметкой находили в гробницах III Династии (примерно 2868-2613 гг. до н.э.), а одна из самых совершенных досок найдена в гробнице фараона Хесу, к ней прилагалось шесть фишек в виде головы льва и мраморные шарики (из этого, кстати, вовсе не следует, что шары были фишками - очень может быть, что они использовались для подсчёта очков).
 Археологи нашли довольно много досок для Мехена. Некоторые были с центральной подставкой, в виде столика


 У других есть ушки, чтобы можно было повесить их на шнурок.




 На большинстве досок змея свивается против часовой стрелки, у немногих - по часовой, но у всех голова змеи находится в центре доски. Иногда тело змеи как таковое и вовсе отсутствовало: на доске была только поделенная на ячейки спиральная полоска с глазом, изображённым в центре доски.


 Одни доски были длиной в сорок с небольшим ячеек, другие достигали 70, 80 и большего числа. Встречаются доски в 105, 127 полей...
 

 И даже в 400 (!):


 В сущности, для игрового процесса не имеет значения, сколько ячеек на теле змеи: их число определялось какими-то другими, не игровыми соображениями. Часть учёных склоняется к тому, что доски для Мехена символизировали разные аспекты в жизни египтян: солнечный и лунный календари, магические компоненты вроде «счастливых чисел» и прочее. Вообще, многие древние игры представляли нечто среднее между гаданием, астрологическим прогнозом, религиозным ритуалом и собственно игрой в её современном понимании.
 До сих пор неясно, связана ли игра с мифологическим образом Мехен или же название навеяно самой формой игрового поля в виде скрученной змеи. В древнеегипетской мифологии змея, кусающая себя за хвост, была символом Вечности. Обращение игрока к богу-защитнику во время игры было закономерным и естественным. Вообще, всё легкомыслие надо отбросить: современные определения неприменимы к той эпохе. Нам, людям XXI века, трудно осознать, что для египтянина игра не просто шла «под покровительством богов», нет - древний человек играл НЕПОСРЕДСТВЕННО С БОГАМИ.


 Люди придавали загробной жизни огромное значение, а к смерти начинали готовиться чуть ли не с детства. Каждый египтянин знал, что в загробной жизни ему предстоит пройти серьёзное магическое испытание. Однако ждать смерти для этого было совершенно не обязательно: играя, живой человек УЖЕ совершал ритуал продвижения к богу, чтобы обеспечить себе безопасное прохождение всех лабиринтов и ловушек загробного мира после того, как умрёт. С сакральной точки зрения игра символизировала приближение души в загробном мире к богу Ра под защитой его телохранителя. В некотором смысле человек играл и против змеи: победа защищала его от ядовитого укуса (в частности, этому есть подтверждение в «Текстах пирамид» и «Текстах саркофагов», а также в главе 172-й египетской «Книги Мёртвых»).
 Мехен (как позже и Сенет) определённо входили в обряды инициации. Не исключено, что на ранних стадиях игра в Мехен была своего рода гадательной практикой, а шарики не столько двигали, сколько катали по доске, но тогда правила вообще не подлежат восстановлению, ибо точный характер церемонии неясен.
 С точки же зрения играбельности Мехен - единственная известная многопользовательская древнеегипетская настольная игра. Все прочие были рассчитаны на двух игроков. Возможно, Мехен вообще был первым мультиплеером в истории человечества. Играть в неё могли одновременно до шести игроков. На рисунках рядом с доской изображены шесть игровых наборов по 6 штук фишек в виде шариков в каждом, плюс один набор из шести фишек в виде какого-либо опасного животного (собак, бегемотов, но чаще всего - в виде лежащих львов).


 Каждый игрок двигал свои фишки от хвоста змеи к её голове, потом обратно, обгоняя и срубая фишки противников.
 Однако не всё так просто.
 Точные правила Мехена неизвестны. Дело осложняется тем, что на ранних досках НЕТ никаких полей. На рисунках из гробницы знатного вельможи Хесира в Саккаре отчётливо видны игроки, поле и шарики, но при этом непонятно, как их двигали, куда, зачем, в каком порядке.


 Древние считали, что сделать насечки на божественной спине и разделить поле на ячейки - значит, попытаться в некотором роде «убить» змею, что расценивалось как дурная примета и очень недобрый поступок.


 Возможно, из-за этих соображений популярность Мехена постепенно падала, и во время I Переходного периода игра была практически забыта (возможно, даже запрещена) и полностью исчезла в Египте около 2300 до н.э., в ранний период Среднего Царства. Зато примерно в то же время Мехен начинает встречаться в странах Средиземноморья в виде выбитых спиралей на камнях в Ливане, Сирии, на Кипре и Крите (датируемых 2000 г. до н.э.), а также в виде торопливо нацарапанных «досок» в песках непроходимых пустынь, окружающих Египет и Нубию.
 Фактически Мехен, передав свои сакральные функции Сенету, исчез как самостоятельная игра, однако оставил воспоминания о себе. В частности, очень редко встречаются странные круглые доски для квадратного Сенета, вероятно, в память о давних временах. Глядя на них, можно подумать, что там, на обратной стороне - классический Мехен, но увы - она пуста :(.



 Мехен породил целое направление игр-«бродилок» спирального вида. Можно вспомнить игру «Сиг» (или «Сик»), распространённую в Мавритании, или «Гиену», в которую играют арабские племена в Судане. Тим Кендалл пишет: «Во всех основных деталях «Гиена», кажется, идентична Мехену. В неё играют на поле в виде спирали, используют архаичные палочки египетского образца и два типа фишек, одна из которых символизирует хищное животное. Единственная разница, казалось бы, в том, что древние египтяне каждому игроку выделили шесть фишек, а не только одному».


 Нельзя забывать также знаменитую «гусиную игру» (в просторечии «Гусёк»), широко распространённую в Европе в эпоху Возрождения.


 Совершенно определенная спиральная форма Мехена не может не напомнить знаменитый «Фестский Диск», предмет, назначение которого до сих пор является загадкой; Питер Пикайон, например, предположил, что этот загадочный артефакт мог быть своеобразной настольной игрой. Впрочем, это утверждение спорное, и я к нему ещё вернусь.
 О правилах Мехена мы можем только гадать, основываясь на данных археологического характера - рисунках, уцелевших досках и наборах для игры, но никак не на письменных документах. Как правило, к доске прилагался набор из шести львиных фигурок - трёх львов и трёх львиц, а также комплект фишек-«пешеходов» в виде мраморных или стеклянных шариков. Великолепный набор для Мехена был найден в гробнице Уаджи.




 Подобное деление фишек (3 и 3), вероятно, предназначалось для двоих игроков. Если, как предполагают учёные, играли трое или больше, каждому, вероятно, полагалась своя фигурка Льва, и они должны были как-то отличаться друг от друга. Возможно, в таком случае «Львы» были разных цветов, или (что тоже вероятно) в эту игру играли двумя командами «трое на трое».


 Что касается шариков, то их во множестве находили в гробницах по всему Египту, но связь их с игрой всё-таки не доказана, возможно, они служили для банального подсчёта очков или для совершенно другой игры. Во всяком случае, удержаться на доске они никак не могли (разве что в углублениях между клетками), а очень древняя доска, на которой это было действительно возможно, встретилась археологам всего один раз.


 Самой удачной и непротиворечивой считается реконструкция правил Тимоти Кендалла, но и она довольно запутана.
 Очерёдность и количество ходов сперва разыгрывали какой-то немыслимо сложной жеребьёвкой - один игрок зажимал в обеих руках 6 фишек, произвольно поделив их на две части, а другой выбирал одну руку и пытался угадать количество фишек в ней. Если он угадывал, очередь переходила к нему, если нет, уточнялась разница между загаданным и реальным количеством фишек, и первый игрок делал ход вперёд. (Скажем, предположили 2, а в руке оказалось 5 - игрок двигал фишку на 3 поля, предположили 4, а в руке 2 - игрок двигал фишку на 2 поля, и т.п.). С разными вариациями эта система просуществовала довольно долго, потом, вероятно, была сочтена громоздкой, и в игру стали играть с тремя привычными палочками. Сенету они достались по-наследству.


 Очки определяли так:
 * 1 палочка упала белой стороной вверх - 1 очко
 * 2 упали белой стороной вверх - 2 очка
 * Все 3 - 3 очка
 * Все упали ЧЁРНОЙ стороной вверх - 6 очков (именно шесть, я ничего не путаю).
 * Главная цель игры состоит в том, чтобы получить фигурку Льва, затем соперники «пожирали» ею как можно большее количество пешеходов.
 * Играют от 2 до 6 игроков.
 * Фишки движутся по спирали сначала к центру, потом обратно.
 * Игрок, достигший центра (и вернувшийся?), получает фишку-Льва.
 * Каждый игрок берёт 1 фишку-Льва своего цвета.
 * Ходы чередуются (каждый игрок ходит в свою очередь).
 * В игре "Гиена" фишка хищника ходит вдвое быстрее, то есть, все выброшенные очки удваиваются. Вообще это звучит разумно, и "Львы", скорее всего, ходили так же.
 * Победитель - игрок, Лев которого съел больше всех простых фишек.
 Игра делится на несколько фаз:
 1. Игроки выводят все фишки на доску и ведут их до центрального поля. Первый, кто доведёт фишку в центр, получает фигурку льва. Начинается фаза 2.
 2. Лев может «есть» фишки, которые находятся на поле, но только на обратном пути своего следования. Очки начисляются по количеству съеденных Львом на обратном пути простых фишек противника.
 Чтобы фишка-«пешеход» вышла на поле, необходимо выбросить «1». Затем, фишки продвигаются, если игрок выбрасывает «2», «3» или «6». Единицы приберегаются «на потом» (интересное правило, кстати). Фишки движутся к центру, но чтобы войти в Центральный Дом, необходимо выбросить точное количество очков, без превышения. Если очков больше, то игрок может использовать сбережённые единицы (если они есть), которые вычитают из результата броска по мере надобности. По достижения центра необходимо «вычесть» четыре единицы, чтобы следовать в обратную сторону. Если их нет, придётся ждать, пока накопится нужное количество.
 Первый игрок, который вернётся к отправной точке (здесь неясности - к центру или всё-таки, уже к началу доски?), обменивает свою фишку (или просто получает?) на фишку-Льва, которая снова идёт через всё поле к центру. Добравшись до центра, Льву нужно потратить 10 сбережённых «единиц», чтобы получить право двигаться обратно. Только тогда, на обратном пути он будет в состоянии «есть» простые фишки. Простые фишки-«пешеходы» тоже рубят противников, когда встают на занятую ими клетку, но не снимают их с доски, а просто меняются местами, как в Сенете.


 Игрок может распределять очки между фишками как угодно, независимо от результата броска. Даже когда свой Лев вернулся «домой», имеет смысл не бросать игру - ведь все простые фишки, которые игрок успел вывести с доски, остаются у него, а значит, «Львам» противника достанется меньше «добычи». В конце игроку начислялись выигрышные очки по количеству фишек, которых «съел» его Лев.
 Правила, как можно понять, сложны, и сегодня существуют в различных модификациях плюс ко всему сильно разнятся между собой, поэтому я буду благодарен за любые поправки и уточнения.
 Фирмы, которые выпускают «Змеиную игру» в наши дни, нередко снабжают змеиное «тело» различными «штрафными» или «призовыми» клетками, уподобляя в некотором смысле древнюю игру современным «Змейкам-Лесенкам».










 Энтузиасты мастерят Мехен сами, нередко добиваясь впечатляющих результатов.






 Особо фанатичные любители старинных игр предлагают свою разметку, вплоть до придания каждому полю особой функции, хотя это, наверное, уже перебор. Впрочем, такая идея вполне заслуживает внимания: вдруг и правда древние доски несли дополнительную разметку, которую стёрли пески?


 И напоследок немного моих соображений про «Фестский Диск» и его возможную связь со «Змеиной игрой». Действительно, при первом взгляде на эти два артефакта возникает невольная мысль об их тождественности, разве что на Диске из Феста с обеих сторон нанесены спиральные линии, в каждой ячейке которых оттиснуты своеобразные пиктограммы или иероглифы (ну, так может, это что-то вроде тех самых «бонусных» полей, о которых я упоминал чуть выше). Надо сказать ещё, что все значки на Фестском Диске были нанесены по сырой глине с помощью набора штемпелей, так что, возможно, Фестский Диск представляет собой первый в мире напечатанный текстовый документ.



 Вокруг Фестского Диска не утихают споры. До сих пор никто не смог достоверно расшифровать нанесённые на него надписи, и вообще внятно ответить на вопрос, зачем он был сделан, что он собою представляет и для чего предназначен. Одни говорят, что это тайное письмо Кносского шпиона своему владыке, другие считают его жертвенной табличкой богу моря, третьи - храмовой «шпаргалкой», на которой записаны гимны… В общем, сколько людей, столько и мнений. Есть и сторонники «игровой» теории.  
 Позволю себе высказать по этому поводу некоторые собственные дилетантские соображения.


 Действительно странно, что никому в Египте не пришла в голову мысль производить диски для игры в Мехен в промышленном масштабе (в конце концов, не так уж важно, каменное поле или глиняное). Идея, казалось бы, лежит на поверхности. В самом деле, если игра была так популярна, то печать по сырой глине была бы прекрасным способом озолотиться: такие «Диски» можно было бы штамповать в большом количестве, со стандартной разметкой и продавать за гроши. С другой стороны, каждый раз расчерчивать новый диск заново, как это сделано в случае с Диском из Феста, - ненужная морока, проще сразу потратиться на одну готовую полноразмерную дощечку-штамп. Здесь же специально был вырезан набор отдельных литер, которыми автор кропотливо оттискивал значки один за другим, прежде чем обжечь диск в гончарной печи. Видимо, на диске действительно находится какое-то письменное сообщение, а не просто отметки типа «пропуск хода» или «идти на три клетки назад». Это мой первый аргумент против «игровой» теории.


 Второй аргумент такой: если эти «игры» действительно производили в больших количествах как дешёвую альтернативу каменным доскам, подобные диски встречались бы повсюду, ибо глина - материал практически вечный. Фестский Диск же остаётся артефактом. Существуют ещё два памятника с похожими (но не идентичными) значками, и оба они восходят к этрусской, а не египетской культуре, но второго похожего документа на диске до сих пор не найдено (не говоря уже о десятках или сотнях). Хотя, вообще, писать на круглой табличке по спирали - совершенно бредовая идея. Возможно, здесь вмешались соображения культового характера, но боюсь, мы нескоро это узнаем.
 Ну и наконец, третье соображение: спирали есть на обеих сторонах Фестского Диска, но «надписи» на них различны, и количество ячеек тоже не совпадает. Вряд ли это две разные игры, как утверждают сторонники «игровой» теории: уж больно похож игровой процесс, хватило бы и одной. Добавьте к этому, что сам Фестский Диск маловат, чтобы служить полноценным игровым полем (около 15 см. в диаметре). И если не принимать в расчёт бредовые гипотезы отдельных «энтузиастов», что Фестский Диск - аналог карточки в Лото, ячейки на котором надо было закрывать в соответствии с вытянутой из мешочка табличкой, то вывод делаем однозначный: это всё-таки не Мехен и вряд ли вообще игра, хотя играть на нём при желании очень даже можно.
 В археологии мало просто найти, настоящее открытие нередко отстоит от простого факта находки на многие десятилетия. Фестский Диск ещё ждёт своего исследователя.
 Мехен тоже.
 А ждать, как показало время, они умеют.
 *

история нард, board games, Настольные игры

Previous post Next post
Up