Опасное это дело, Фродо, выходить за порог:
стоит ступить на дорогу и, если дашь волю ногам,
неизвестно куда тебя занесет.
Из фильма «Властелин колец: Братство кольца»
Предыдущая часть тут. 22.07.20 День второй
Утром я проснулась в духовке. Позже выяснилось, что каждое наше утро будет начинаться в духовке. Это было немного некстати: спать накануне мы пошли только часа в два ночи, а уже в пять утра развеселое заполярное солнце раскалило воздух в палатке до критических температур, и находиться в ней стало невозможно. В этот момент я начала понимать, что мой любимый теплый спальничек с температурой комфорта на -2С в этом походе штука явно лишняя, но кто же знал? Я же ехала на крайний Север! Непредсказуемы тяготы и лишения путешественников в пути.
Спать в духовке мне не понравилось, и я, вспомнив свой опыт подобной ночевки на солнечном пляже Ладожского озера, выползла наружу, прихватив с собой коврик, и улеглась досыпать в тени палатки. Помнится, в прошлый раз мне пришлось периодически перетаскивать коврик в убегающую тень в зависимости от положения солнца, но зато удалось еще немного поспать. Но не в этот раз! Ибо первая смена проклятущих насекомых уже проснулась и вылетела на охоту, и меня тут же атаковала толпа лютых слепней. Чертыхнувшись, я полезла обратно в духовку. Спать хотелось неимоверно - и вообще, и после первого тяжелого ходового дня особенно. Промучившись еще несколько часов, то проваливаясь в дрему, то просыпаясь обратно, и дойдя в финале до совершенно одуревшего состояния, я, наконец, собрала себя в кучу и выползла наружу. О времени подъема мы вчера не стали договариваться, решив спать, сколько спится, но я тут же увидела такого же одуревшего Илью, отмокающего в озере. Да уж, ополоснуться прохладной водой после пробуждения в этом походе стало для нас неожиданным вопросом выживания - только так и можно было привести совершенно офигевший от перегрева организм в чувство.
Да, иногда путешествовать в палатке не очень комфортно. Но не спрашивайте меня, пожалуйста, кто не понимает, зачем я это делаю и буду делать дальше. Это невозможно объяснить никакими словами. Ну скажу я вам, что зов новых дорог сильнее любых лишений и даже возможных опасностей, и что? Ну добавлю вдогонку, что в самых прекрасных уголках нетронутой природы нет ни отелей, ни магазинов, ни привычных нам всем удобств, и единственная возможность попасть туда - это просто смириться с их отсутствием, поможет? Думаю, нет. Все это просто набор слов. И лишь бродяги всего мира отлично знакомы с этим чувством, заставляющим нас вновь и вновь собирать рюкзаки, оставляя за спиной успокоительную привычность окружающего. Это чувство не нуждается ни в каких объяснениях. Оно или есть, или нет. Но осторожно - оно бывает заразно:-)
Утренний вид из палатки
Наши палатки на безлюдном пляже
Утренние пейзажи
Утро
Погода сегодня приятная: не такое пекло, как вчера (градусов 25-26 против вчерашних 30), переменная облачность и даже дует прохладный ветер. Прелесть! Вот уж не думала, что буду радоваться ветру, но это так: есть надежда, что хотя бы часть насекомых он посдувает к лешему, и они не будут так рьяно нас атаковать. Куда там! Северные насекомые суровы и несдуваемы как мамонты: самолично наблюдала, как один напрочь упоротый слепень летит на меня строго против ветра и ему хоть бы что. А проклятой мошке вообще все до фонаря - она настолько мала, что прорезает ветряные потоки своим микроскопическим тельцем без каких-либо препятствий и впивается в кожу все с тем же рвением, что и накануне. Беда! Уже на второй день баллон реппелента начал подходить к концу, а нам еще нужно живыми добраться до Териберки, чтобы пополнить запасы. Иначе я всерьез уже начинаю беспокоиться за свою жизнь. Медведи на этом фоне как-то отходят на задний план.
Но к возможной встрече с ними мы готовы по полной программе.
Не бойся, Мишка, это штуки от других медведей
Наш антимедвежий арсенал
Вчерашний день мы провели еще в относительной цивилизации: оживленное шоссе, стоянка рядом с базой отдыха. Сегодня нас унесет уже в более глухие места. Так что морально мы уже заранее готовимся ко всему, что нам может встретиться в пути.
Шведский дерен, мои любимые северные цветочки
Прощальная со стоянкой фотка. Видите справа вышку сотовой связи? Вышка есть, связи нет. Никакой
Собираем лагерь и неспешно выдвигаемся. Пустынные петляющие дороги, на горизонте неизменно взмывающие вверх. Сегодня то ли горки поменьше, то ли ехать попроще, но в первой половине дня все горки я осилила в седле - небывалый для меня подвиг. Выяснился интересный обман зрения: самые страшные и высокие издали перевалы при постепенном приближении к ним становятся не такими уж и страшными. Горки, издалека вызывающие вздох ужаса: ой, кошмар, я же туда не заеду!, оказываются в приближении более пологими и вполне посильными, и после выявления этой закономерности ехать стало куда веселее. Так что оставшиеся 34 километра до поворота на грунтовку проходят вполне бодро.
Дорожные зарисовки
В левом углу фото шоссе после поворота улетает вверх, а на самом деле все не так и страшно
По дороге проезжаем две живописные речки. Первая - Канинтъявр.
Вторая - Териберка!
Тут на нас накатывает дух близости к цели, хах, очень преждевременный, но мы останавливаемся и вовсю фотографируемся. Народу вокруг никого, машин мало, а фотографии медведей на дороге из Инстаграма у меня еще свежи в памяти, так что антимедвежий свисток у меня теперь всегда висит на шее.
Недалеко от поворота на Териберку и очередным взлетом дороги куда-то вверх останавливаемся на обед на одном из безымянных маленьких озер в тундре. Вчера, кстати, мы даже пообедать забыли, преодолевая пекло, горки и насекомых, так что сегодня решили больше так не извращаться, а непременно подкреплять силы и отдыхать в середине пути. Чем и занялись.
На привале в тундре
Теперь на стоянках мы выглядим так
После обеда выяснилось, что у насекомых тоже есть свой распорядок дня. После 16:00 слепней стало меньше, комаров и мошки больше, но почему-то на лежачую добычу они почти не нападают, так что послеобеденный отдых стал неизменной частью нашего похода.
Я по старой привычке в парном походе сначала пыталась все время куда-то спешить, бежать и преодолевать, боясь задерживать напарника, но Илья совершенно меня покорил фразой: лежи-лежи, отдыхай, давай тут еще минут 20 побудем, и я поняла, что парный поход - это не всегда боль-печаль и гонка на выживание. Просто формат похода надо сверять на берегу и расставаться сразу же, если ожидания не совпадают.
Мы с Цветочком на трассе Серебрянка
А на горизонте слева дорога снова уходит в небо
Только перед самым поворотом на Териберку я заметила, что тундра стала абсолютно пустынная: ни кустика, ни деревца, ничего не осталось от прежней растительности, одни только мох и камни. Тьфу, хотела же проследить, как меняется в пути пейзаж, но увлеченная дорогой и подъемами, так и не заметила. Илья заметил - сказал, что мелколесье и кустарники закончились как-то сразу, одним махом после очередного перевала, и я решила непременно отследить этот момент на обратном пути. Но и на обратном пути тоже забыла и прошляпила. Вот чертовщина.
Кустики и деревья внезапно пропали
Вот мы и добрались до указателя на Териберку.
Попробуй разбери, что тут написано:-)
Отдыхаем тут и прощаемся с асфальтом.
Я знала, что дальше будет треш, но я и понятия не имела, насколько!
Треш начинается сразу же после поворота - и начинается с сюрприза. Оказывается, что первые десять километров дороги после поворота сейчас находятся на ремонте - до августа 2021 года, судя по технической табличке в начале пути. Дорогу тут расширяют, выравнивают, и если ее в итоге закатают в асфальт, то добираться до Териберки будет намного проще, чем сейчас. Но это еще когда будет, а пока мы въезжаем прямо на стройку и попадаем в ад.
Еще дорожные зарисовки
Я не знаю, какого качества была здесь грунтовка раньше, но в нынешнем состоянии главная ее составляющая - это строительный песок. Да, стиральная доска, да, снова горные перевалы с приличным перепадом высот, да, петляющие повороты и крутые спуски - все это я ожидала и морально к этому я была готова. Но не к песку! А песок - это уже полная задница. И с таким испытанием за всю свою небольшую велоисторию я еще не сталкивалась ни разу.
Мы с Цветочком оказались к песку вообще не готовы. Мои купленные для асфальтовой Норвегии покрышки полуслики по песку ожидаемо ехать отказывались. И если по прямой и в горку, кое-как загребая колесами, я еще ползла, то спуски с горки превратились в кошмар: едва скорость велосипеда переваливала за 5 км/час, колеса начинало мотать из стороны в стороны, они зарывались в песок, шли юзом, велосипед уходил в занос и заваливался набок. Скорость упала почти до нулевой, ехать было неудобно и страшно. Одно умилило: аж двое встречных водителей подряд, завидев мои мучения, приветливо мне замахали руками в открытые окна и прокричали: держись, до Териберки уже недолго! Еще один деликатно бибикнул и поднял вверх кулак: держись, мол! Следом за ним еще и рабочий у припаркованного самосвала по-отечески покачал головой и тоже ободряюще поддержал: молодцы, всего 30 км осталось!
От такой неожиданной поддержки со всех сторон я приободрилась, гордо вскинула голову, лихо прибавила скорости и смело ринулась вниз с очередного стирально-песчаного спуска… Но недолго я красиво неслась вперед. На середине спуска на хорошей уже скорости переднее колесо врезалось в очередную песочную кучу, резко вильнуло вправо, заднее колесо понесло, и через мгновение я уже с размаху летела набок, со всей дури впечаталась в ненавистный песок и замерла посреди дороги, придавленная сверху неподъёмным велосипедом. Левую ногу я не успела убрать с педали, ее прижало тяжелыми велобаулами, и все мои попытки выбраться и уползти с середины дороги ни к чему не привели. Благо, Илья ехал позади меня, и через минуту он уже подбегал, чтобы помочь мне подняться.
Поднявшись на ноги, осмотрела травмы. Ну такое себе. Ладони, локти, левое колено и вообще вся левая нога были прилично ободраны. По обеим ногам, там где меня придавило рамой велосипеда, поползли огромные зловещие синяки. Было больно и обидно, что так глупо свалилась. Хорошо, что хоть не сломала и не вывихнула ничего. Чуть постояв на обочине и переведя дух, в целом я могла уже ехать дальше, но не очень-то хотелось. Илья сочувственно сказал: ты держись, сейчас найдем стоянку и будем отдыхать, но это оказалось не так просто - на всем протяжении десятикилометровой стройки туда-сюда каталась тяжелая дорожная техника и по обочинам было шумно, пыльно и очень некомфортно.
И только спустя несколько километров мы нашли подходящее место на берегу озера Кийявр. Координаты стоянки - 68.935443, 34.911340. Правда, дотащить до берега нагруженные велосипеды оказалось непросто - пришлось преодолеть метров 500 хлюпающего болотца и разрытой глубокими колеями каменистой тундры, но зато сам берег оказался очень милым и уютным. Звуки оставшихся позади ремонтных работ сюда уже практически не долетали, но сама по себе близость рабочих и стройки были даже кстати - только совершенно отмороженный медведь попрется гулять на такой шумный кусок дороги. Так что о главной опасности путешествия снова можно было не беспокоиться.
Стоянка на озере Кийявр
А мы искупались, поужинали и завалились поскорее спать. Хотелось хоть немного выспаться после бессонной предыдущей ночи и двух сложных дней в пути до того момента, как ранним утром солнце снова нагреет палатку до температуры кипения.
Перед сном вспоминала петляющие по побережью фьордов идеальные норвежские шоссе. Ни за что бы не подумала в прошлом году, что так скажу, но ехать по ним было намного проще, чем сегодня по песчаной грунтовке териберской дороги. Удивительно, как все познается в сравнении. А ведь завтра еще тридцать километров до Териберки! Как я это переживу?
Итог дня: 44 км
Погода: 25-26 градусов, переменная облачность, небольшой ветер ~ 5-6 м/с
23.07.20 День третий
Утром снова солнечно, тепло и ветрено. Погода к нам благоволит и держит несвойственную северным широтам марку. Даже удивительно. Вообще судя по прогнозам, проверенным в первый день, пока была связь, все дни нашего путешествия должны быть такими же солнечными и теплыми. Но кто же верит в прогнозы, особенно на Севере? Однако пока они сбываются.
Стоянка на озере Кийявр
Но настроение у меня с утра не очень: представляю себе сегодняшний предшествующий путь и уже заранее страдаю. Вчерашние синяки стали иссиня-черного цвета и выглядят устрашающе. Но болят несильно. Остальные ранения тоже подзатянулись, так что я снова в строю. Но моральное состояние на нуле - теперь ко всем прочим вчерашним неудобствам добавился еще дикий страх снова навернуться. Так что еду я еле-еле, как больная черепаха. Ремонт дороги остался позади, а песок на дороге все равно есть, видимо разнесенный тяжелыми колесами грузовиков, и ехать по-прежнему неприятно.
Километров еще через десять про дорогу в Териберку я поняла все. Это какой-то безумный микс из всего, что я переживала в своей велосипедной жизни раньше плюс новые спецэффекты: чтобы представить себе дорогу в Териберку, нужно взять крутые норвежские горные перевалы, добавить к ним карельские грунтовки, посыпать сверху песком с камнями и за каждый куст на обочине спрятать по медведю. Enjoy.
Дорожные зарисовки
Я ехала и боялась, боялась и бесилась, материлась себе под нос и глядя на каждый новый крутой спуск, щедро засыпанный песком, внутренне содрогалась и думала, может ну его, пешочком спуститься? Такого со мной еще не было, конечно, чтобы я вниз пешком ходила. Но в этот день я уже была готова и не на такое. В этот день я впервые за всю историю моих походов была готова сдаться.
Запомнился наш диалог посреди этой дороги:
- Тебе нужно отдохнуть? - Мне нужно застрелиться…
Потому что в моей практике уже много чего было. Было тяжело, холодно, ветрено. Были выматывающие подъемы и крутейшие спуски. Был и снег, и ливень, и ледяные ветра наотмашь. Была стрельба в лесу, бродячие призраки, воющие волки, бомжевание на скамейке в финской Иматре, были лесные финские грунтовки в кромешной темноте. Чего только не было! Но вот такого, чтобы велосипед не ехал, а зарывался в песок и падал через каждые пять метров - такого не было никогда. А проехать нужно сорок километров. Двадцать уже позади, двадцать еще впереди - и это, блин, очень много, когда ты падаешь через каждые пять метров.
Никогда раньше мне не хотелось сесть на обочину и плакать от бессилия. А вот сейчас хотелось. И я клялась себе, что обратно поеду на автобусе, хотя бы часть пути. В гробу я видела такие преодоления - это уже издевательство какое-то. Но потом я поднимала глаза на Илью, который меня ждал впереди, видела в его лице столько вселенского терпения и добрую подбадривающую улыбку, что мне становилось совестно за свои пораженческие мысли и я ехала дальше. Но это было сложно.
Однако после десяти километров сегодняшнего пути грунтовка вдруг вместо кошмарной песочной стиральной доски стала обычной стиральной доской - плотной и укатанной, по которой уже можно нормально ехать, и я немного отошла. Позорные мысли об обратном побеге на автобусе отступили. А после прекрасного отдыха в Териберке я и вовсе махнула рукой - что я, несчастные двадцать километров не потерплю? И потерпела. Но больше не хочу.
Суровые дороги Кольского полуострова. Грунтовки, перевалы, простреленные знаки...
На одном из самых крутых перевалов сегодняшнего дня раскинулась целая россыпь каменных пирамидок. Наверное, каждый приезжающий сюда путешественник считает своим долгом соорудить пирамидку на память.
Я тоже не устояла. Мой кораблик.
Вдоль дороги встречаются снегозадержатели - причудливые деревянные конструкции, призванные в особо снежные зимы не допускать завалов снега на дороге. Но это не особо помогает - Териберка не раз была отрезана от цивилизации до тех пор, пока дорожная техника не откопает дорогу для автомобилей, автобусов и фур с продуктами. Теперь у меня есть мечта вернуться в Териберку зимой или ранней весной, но пока вероятность оказаться на краю земли в изоляции от остального мира немного пугает. Но посмотрим:-)
Левиафановские прямо кадры
Тундра вдоль дороги
На небе бродят то облака, то тучи, и вскоре тундра улыбается нам двойной радугой. А мы тем временем подъезжаем к Верхнетериберскому водохранилищу - точнее, к той его части, где его берег вплотную подходит к дороге, и начинаются поистине прекрасные пейзажи.
Вскоре по правой стороне дороги появляется любопытная местная достопримечательность, которую я очень хотела посмотреть. Забавный арт-объект - пост ГИБДД, на котором нашли пристанище гаишник и его машинка, которые, судя по многочисленным фотографиям в интернете постоянно апгрейдится местными энтузиастами и туристами, и в этом году никак не мог остаться в стороне от злободневной темы:-)
Пост ГИБДД в актуальной раскраске
Машинка разрисована с большим вниманием к злободневной теме
А на более ранних версиях знака были неприличные буквы
Внутри и снаружи салона много всяких любопытных штук
Водитель и пассажир тоже на высоте:-)
Все участники композиции в одноразовых масках, как и положено в наше нелегкое время
А Мишке удалось поиграть в минимашинку гаишника)
Примерные координаты поста ДПС - 69.039918, 34.992361. Не точные, но где-то тут. Там если знать, что искать и посматривать направо, то не пропустишь: пост ГИБДД находится в непосредственной близости от дороги, а рядом с ним на шоссе стоит табличка с какими-то каляками-маляками.
Левее на шоссе табличка с каляками-маляками
А вот если про гаишника не знать, то легко можно проехать мимо, не заметив. Особенно когда слева такие красивые пейзажи.
Через пару километров еще один арт-объект:-)
Подруга гаишника с суровой угрозой:-)
Побольше бы таких предупреждений, может люди и задумались бы, что оставлять за собой мусор - нехорошо. На карме точно скажется, даже если никто не увидит. Ни я, ни мои спутники по походам никогда после себя мусор не оставляем. Собираем в мусорные мешки и увозим до ближайших мусорных контейнеров (или не очень ближайших, или вообще не ближайших). Но судя по периодическим свалкам вдоль дороги и особенно в местах популярных стоянок у озер, русскому народу до таких непосильных подвигов еще далеко. Мне никогда не понять, почему не увезти мусор с собой, особенно на машине, зачем сваливать его в кусты, и почему в Норвегии и Финляндии никому не приходит такое в голову, а у нас - запросто. Особенно стыдно бывает в Финляндии увидеть на чистейшей обочине дороги какой-нибудь пакет из нашей Пятерочки или пустую пачку сигарет с русскими буквами. Обычно такой одиночный мусор я забираю с собой, но целую свалку с собой не утащищь, тут специальные рейды нужны. Печально все это.
Вскоре подъезжаем к одной из Териберских ГЭС - Верхнетериберской, которая, как говорит
Википедия, является верхней ступенью каскада Териберских ГЭС. Верхнетериберская ГЭС - самая высоконапорная гидроэлектростанция на Северо-Западе России. Вода тут подается по водоводу длиной 152 метра к единственному гидроагрегату мощностью 130 МВт. Каскад ГЭС на Териберке включает в себя 2 электростанции - Верхнетериберскую и Нижнетериберскую. Строительство каскада ГЭС началось в 1976, а закончилось в 1990.
Верхнетериберская ГЭС
Проехав еще немного, останавливаемся на обед в очень симпатичном месте, координаты 69.070103, 34.993714, на небольшом мысу. Решаем его запомнить на тот случай, если захочется тут переночевать на обратном пути.
Привал на берегу Верхнетериберского водохранилища
На этом месте обнаружила, что подарила этой прекрасной тундре свой новый термос. Потеряла где-то на трясучей грунтовой дороге. Тьфу ты, черт. И тундру, получается, ненароком замусорила, и термос жалко, долго его выбирала по отзывам, тепло держит просто отлично! После возвращения домой купила еще один такой, но поменьше, на поллитра, 700 мл мне оказалось многовато. Ну а предыдущий, надеюсь, кто-то подобрал на дороге и оставил себе, он яркий и очень заметный.
После обеда едем дальше. Осталось совсем немного. Пейзажи после водохранилища очень живописные!
Грунтовка уже нормальная, укатанная, ехать гораздо приятнее
Еще один арт-объект
После поворота от водохранилища дорога ведет по уютному каньону реки Териберки.
Река Териберка
По левой стороне дороги - родник, набираем воды. Вечереет, скалы окрашиваются в нежный розовый цвет.
Народу никого, тихо и немного стремно - я снова вспоминаю фотки с медведями в окрестностях поселка, и чем ближе мы подъезжаем, тем опасливее я оглядываюсь по сторонам. И вдруг случается чудо! Мираж, фантом и невероятное счастье!
В пяти километрах от цели совершенно внезапно проклятая грунтовка превращается в идеальнейший, ровный и прекрасный асфальт! Боже!
Вы когда-нибудь ТАК радовались асфальту?:-)
Ошалевшие от неожиданного счастья, позабыв про всех медведей мира, мы мчим вперед!
Добрались!
И вот уже на горизонте показывается полоска воды и глубокий прохладный вздох океана окутывает нас с ног до головы. Пахнет свежестью, морем и счастьем. Мы добрались! Не может быть!
Пока обнимались с указателем и фотографировались, внезапно непонятно откуда налетела туча и окатила нас неожиданным ливнем. Мы ничего и понять не успели, как ливень прекратился также быстро, как и начался. Спрятавшись под крышу какой-то электрической штуковины, я наконец-то смогла дозвониться домой: к слову, на всем протяжении дороги от Мурманска в Териберку связи почему-то нет, хотя вышки сотовой связи встречаются. Спрашивали у случайных попутчиков - нет, связи нет.
Современная Териберка делится на две большие части. Правая часть (восточная) - это старая Териберка, левая (западная) - более современное село Лодейное. Основная часть магазинов, хостелов, кафе расположена в Лодейном, а дальше за ним - наше предполагаемое место стоянки, так что от указателя держим путь налево. В магазины не успели - они работают до 21:00, а на часах уже почти десять вечера. Жаль, ну что делать, еда у нас еще есть, в остальном по всяким вкусняшкам оторвемся завтра.
Побережье Баренцева моря, окраинного моря Северного Ледовитого океана
Проезжаем Лодейное, проезжаем знаменитое кладбище кораблей. Пока не останавливаемся - завтра вернемся сюда погулять. Проезжаем побережье с его уникальными каменистыми пляжами. Едем искать место стоянки.
Так как мы планируем остаться в Териберке на несколько дней и погулять налегке, то место нам требуется уединенное и где-нибудь в кустах, чтобы было где вещи припрятать. Найти такое место оказывается непросто - народу в Териберке и окрестностях довольно много. Побережье повсеместно заставлено машинами из всех регионов - много путешественников из Мурманска, много из Питера и Москвы, Илья даже увидел земляков из Калуги! И при всем этом скоплении машин на побережье удивительно тихо. Мы очень обрадовались, решив, что народ из разных дальних краев сюда приезжает правильный и культурный, с должным уважением к Северу и уникальности этого красивого места. Ага, наивные. Секрет тишины был прост - четверг. А вот завтра вечером начнется нашествие мурманчан на выходные, и обстановка радикальным образом изменится. Но сегодня мы этого еще не знали.
Уединенное и безлюдное местечко мы нашли на дальнем берегу озера Песчаное, у подножия небольшой горы рядом с уютными кустами. Тут и решили расположиться. Координаты - 69.196752, 35.075649.
Наша стоянка в окрестностях Териберки на озере Песчаное
Приготовили ужин из вермишели, тушенки и найденного Ильей подберезовика, заварили чай и долго еще сидели у костра, делясь впечатлениями дня и наблюдая медленный заполярный закат, который в два часа ночи незаметно превратился в рассвет. Тогда мы, испугавшись, что опять не получится толком поспать, ведь от утреннего солнца снова будет некуда спрятаться, разбежались по палаткам и тут же уснули в предвкушении грядущих дней отдыха и лайтовых прогулок налегке.
Продолжение
тут. Итог дня: 36 км.
Погода: 25-26 градусов, переменная облачность, пятиминутный ливень, небольшой ветер.