Одна на велосипеде на край земли. Мыс Нордкап, Северная Норвегия. 05-21.07.2019
Про цель, маршрут, логистику, сборы и обязательную игру в тетрис
Бери не то, что пригодится, а без чего не обойтись...
Предыдущая часть
тут. Так же сильно, как я обожаю придумывать маршруты, искать информацию про интересные места, раскладывать пасьянсы с логистикой и треками, я терпеть не могу сборы в дорогу. Поэтому оставлю их напоследок в этом рассказе. А начну с любимого! С идеи.
Мыс Нордкап, Северная Норвегия. Почему он?
Почему я решила начать знакомство со страной, о которой мечтала больше десяти лет, именно с этого места, с мыса Нордкап? Причин много. Самые главные из них - три. Перечислю с конца.
Причина номер три - относительно простая логистика из Санкт-Петербурга: поезд до Мурманска, автозаброска в Киркенес, дальше - своим ходом. Причина номер два - север. Бескрайние тундры, аскетичная природа, минималистичные пейзажи в сдержанных полутонах, волнистые линии гор, разноцветный мох, трепетные северные цветочки, высоченные скалистые обрывы, серебристое небо, отсутствие изнуряющей жары и людей - вот что такое для меня идеальная дорога в путешествии. Причина номер один - просто посмотрите на фотографии ниже. К сожалению, своих собственных фотографий мыса Нордкап со стороны или с высоты у меня нет, но чтобы понять эпичность и размах места, лучше показать его с большого расстояния, поэтому позаимствовала несколько волшебных фотографий у известных автопутешественников.
Мыс Нордкап, фото - Сергей Доля
Мыс Нордкап, фото - Алексей Жирухин
Мыс Нордкап, фото - Алексей Медведев
Правда же, нереально красиво?
Мыс Норкап в туристическом сообществе считается самой северной точкой Европы. Географически это не совсем так - мыс Нордкап расположен не на материке, а на острове Магерёйа, который соединяется с континентальной частью Норвегии подводным туннелем протяженностью семь километров (в страшных снах мне этот туннель теперь будет сниться, не иначе:-)). Однако, существуют и более северные острова, относящиеся к Европе: острова архипелагов Шпицберген, Земля Франца-Иосифа и Новая Земля. На самом же острове Магерёйа соседний мыс Кнившелльодден выступает в море на полтора километра севернее Нордкапа. Настоящей же самой северной континентальной точкой Европы является мыс Нордкинн, расположенный неподалеку от города Хьёллефьорд - через пролив от острова Магерёйа.
Однако многочисленные путешественники со всего мира стремятся именно на мыс Нордкап, сделав это красивейшее место точкой всемирного паломничества и главной целью своего пути. Объясняется это довольно просто: власти Норвегии превратили мыс Нордкап в полноценный туристический объект со всей необходимой инфраструктурой: тут проложена отличная асфальтовая дорога, построен многофункциональный туристический центр с подземным кинотеатром, несколькими кафе, музеем, выставками и местами отдыха; оборудована смотровая площадка с огромным пятиметровым железным глобусом, сфотографироваться с которым считает своим долгом каждый достигший цели путешественник. В этом есть свой глубокий символический смысл. Не знаю, какие ощущения тут возникают у прибывших на автобусе или автомобиле, а вот после долгих и невероятно сложных километров в пути на велосипеде долгожданный глобус хочется обнять и плакать от счастья, прижавшись к холодному железу обветренной щекой. Серьезно.
Обычно я не очень люблю, когда красивое природное место превращают в коммерческий туристический объект. Однако, норвежские власти сделали это максимально деликатно: никаких ярких и кричащих красок, никаких неоновых вывесок и рекламы, никаких аляповатых сувенирных лавок на краю земли. Четырехэтажный туристический центр встроен в ландшафт очень скромно, скрывая все доступные для туристов удобства в своих подземных этажах. Въезд на мыс Нордкап оборудован шлагбаумом. Для туристов, прибывающих на автомобилях и автобусах, существует какая-то плата за въезд. Для велосипедистов - скидка 100% за подвиг-:) Въезд бесплатный, пользование всеми обустроенными благами - тоже бесплатно, только приветливая тетенька тепло улыбается и машет рукой - проезжай, мол; а автотуристы и мотоциклисты провожают взглядами, полными ужаса: они еще хорошо помнят, какую дорогу только что преодолели.
Ну и само по себе превращение мыса Нордкап в туристический объект ничуть не умаляет сумасшедшей красоты этого места. Скалистый обрыв с плоской площадкой на высоте 307 метров над уровнем моря с видом на бескрайний горизонт и бушующие у его подножия волны просто создан для созерцания суровой северной красоты. Именно сюда я и собралась в свой первый полноценный серьезный велопоход.
Маршрут
Маршрут, как я уже писала в первой части вступления, претерпел много изменений. Я долго металась между желаемым и реалистичным, и от изначального варианта «впихнуть невпихуемое в 14 дней: Киркенес - Тромсё, 1200 километров пути, 18 километров подъемов, восемь вершин для хайкинга по 800-1000 метров, увидеть Норвегию и умереть» пришла к относительно посильному кольцевому варианту «Киркенес - Нордкап - Хоннингсвог - паром до Хьёллефьорда - Мехамн - мыс Нордкин - Ифьорд - Киркенес».
Чистый велопуть составлял в этом маршруте 950 километров, план пробега около 90 километров в день. Тоже очень много для меня, но жутко хотелось кроме самого мыса Нордкап охватить и настоящий северный мыс Европы - мыс Нордкинн. Правда, до него идти пешком по скалам около двадцати километров в одну сторону от города Мехамн, но почему-то на момент планирования пешка протяженностью 40 километров по бездорожью меня не особо смутила. Не знаю даже, почему.
Таким образом, план А выглядел так: 950 км на велосипеде и небольшой кусочек на пароме. Без учета пешего трекинга.
Однако, какие-то разумные сомнения в моей неразумной голове все-таки были. Поэтому на всякий случай был продуман запасной план Б, который выглядел так: 650 км на велосипеде от Киркенеса до Нордкапа и обратный путь на пароме.
Вообще говоря, перед планированием собственного маршрута я перечитала кучу отчетов ребят-велосипедистов, которые на пути к Нордкапу отмахивали по 100-150 километров, и поэтому думала, что 90 я уж как-нибудь осилю. Ведь по сути там нет достопримечательностей на каждом углу типа красивых прибрежных городков, как в Финляндии, в которых можно надолго зависнуть, так что чего еще делать, кроме как ехать по идеальному шоссе? При средней скорости, скажем, в 15 километров в час, с учетом подъемов, 90 километров можно проехать за шесть часов. А как правило, мой ходовой день составляет все девять-десять. Ага, наивная. Неправильный у тебя учет подъемов, дядя Федор, да и жуткий встречный ветер ты не учла. Ну да расскажу потом обо всем по порядку. Просто настроилась я изначально на план А, но реальность меня здорово отрезвила, и в итоге я проехала все-таки весь запланированный путь по плану Б.
Вот тут уже отстроенный по возвращению трек со всеми ежедневными кусочками дороги, достопримечательностями и местами ночевки. Трек в пути я не записываю, так что он немного расходится с данными велокомпа, какие-то круги я накрутила дополнительно. Дальнейший путь буду описывать по фактическим велокомпьютерным данным, но по сути там погрешность небольшая, поэтому кто захочет - может смело использовать выложенный выше трек для планирования своего путешествия.
Логистика и ее стоимость
Тут буду кратка, свела все планы и расходы, организованные и оплаченные заранее, в табличку ниже.
Старт путешествия - 5 июля. Финиш - 21 июля.
Поезд едет сутки с хвостиком, в Мурманск прибывает поздно вечером, развозка Мурманск - Киркенес стартует рано утром. Обратно все наоборот: развозка прибывает вечером, поезд отправляется рано утром, поэтому возникла необходимость ночевок в хостеле. Хостел первоначально был забронирован один и тот же, впоследствии обратный я поменяла на другой. Отчасти потому что из-за описанной в прошлых двух частях истории я хотела ночевать одна, отчасти из-за условий в первом хостеле, расскажу позже. Ходовых дней - 12.
В некоторых пунктах ссылки активны - на хостелы и на заброску, мало ли кому пригодится. Билеты на поезд были фиксированные, куплены сильно заранее, поэтому и заброску я заказывала сразу туда и обратно, так дешевле. В итоге я точно знала, что 7 июля я начинаю свой норвежский велопуть, 19 июля мне любой ценой нужно вернуться в Киркенес, а что там будет между этими двумя датами - чёрт его знает:-)
Поезд Санкт-Петербург - Мурманск 05-06.07.19 - 3 055,00 ₽
Провоз велосипеда в поезде - 123,00 ₽
Поезд Мурманск - Санкт-Петербург 20-21.07.19 - 3 055,00 ₽
Провоз велосипеда в поезде - 123,00 ₽
Автозаброска Мурманск - Киркенес - Мурманск, 06.07.19 и 19.07.19 - 2 400,00 ₽
Провоз велосипеда в обе стороны - 1 000,00 ₽
Хостел Season`s Hostel в Мурманске 06-07.07.19 - 550,00 ₽
Хостел Ягель в Мурманске 19-20.07.19 - 600,00 ₽
Итого: 10 906,00 ₽
Сборы в дорогу. Еда
Изначально я планировала ехать на сублиматах Гала-гала. Я уже однажды ходила в пеший поход в
Национальный парк Паанаярви на сублиматной раскладке, и в целом все было довольно вкусно: натуральные продукты, большой ассортимент блюд, все весьма достойно. Минус только один: порции очень маленькие, поэтому в том походе мы всегда заваривали двойные. Хотя есть и второй минус: вся продукция хоть и легкая, но очень объемная. Прикинув, сколько будет стоить мой рацион на две недели в двойных порциях сублиматов и объем всего этого добра, я передумала, решив закупиться старой доброй крупой в порционных пакетиках.
В итоге мой запас еды с собой на все две недели выглядел так:
Из круп: пачка вермишели, по 5 пакетов гречи и риса, овсяная каша Ясно солнышко - 10 пакетиков. Разводное пюре. Из мясного: две банки тушенки (лучше было, конечно, взять Кронидов, но некогда было уже заморачиваться с заказом/доставкой), палка сырокопченной колбасы. Строго говоря, мясное с собой провозить нельзя, как и молочное, но уповая на то, что велосипедистов редко проверяют на границе, рискнула взять. Всякие шоколадки, печеньки. Сгущенка, маст хэв. Чай в пакетиках, кофе, сахар, соль в баночке из-под витаминок. Мое ноу-хау в походах - сливочное масло, с которым весь этот набор рис/греча/вермишель идет на ура. В чем безусловный плюс путешествий в холодных странах - можно возить с собой скоропортящиеся продукты, и с ними ничего не случится. Сливочного масла хватило как раз на всю поездку. Джем малиновый - очень вкусный, натуральный, с кусочками малины - в чай, греться вечерами. Пол-литра коньяка по маленьким бутылочкам - еще греться по вечерам или на случай крайнего отчаяния, если что. В общем-то, и все. По пути я докупала хлеб, рыбные консервы, когда закончилась тушенка, ну и всякое баловство по мелочи - печенье, бананы, а по сути весь основной походный запас еды везла с собой, ибо норвежские цены - не для слабонервных. Хотя они, кстати, оказались вовсе не настолько ужасными, как меня пугали. Плюс один большой газовый баллон за кадром. Посчитала стоимость, ибо было реально интересно, во сколько в итоге мне обойдется все мое долгожданное путешествие.
Еда с собой, посчитала по чекам - 2 162,00 ₽
Газовый баллон 445 гр. - 500,00 ₽
Итого расходы на подготовку к поездке: 13 568,00 ₽
Сборы в дорогу. Багаж
Из вещей специально для Норвегии я купила новый спальник, новую невесомую непромокаемую пуховку, непромокаемые штаны и дождевик, но их стоимость в расходы по подготовке не считаю, так как пригодятся еще много раз.
Велоштаны у меня на 60 литров, а вещей оказалось жуть как много.
Основной и самый громоздкий багаж:
1. Палатка обычная туристическая двухместная Nordway Dome 2, простая, как валенок, здоровая, как слон и нежно мной любимая. Мне в ней удобно: и жить, и готовить, и вещи все под рукой, не нужно за ними в тамбур вылезать.
Характеристики с сайта Спортмастера, где и куплена много лет назад.
Вес, кг 3,65
Размер в сложенном виде, см 58 x 16 x 16
Сейчас подыскиваю ей замену. В целом, уже определилась, но пока еще в раздумьях. Привыкла я к ней, и все, кроме веса, меня в ней устраивает.
2. Коврик-пенка самый обычный Outventure
Да-да, все знаю про самонадувайку, про ее компактность и удобство, но! Посмотрела я, как люди щепетильно с ней носятся и придирчиво выбирают место ночевки - чтобы острых камушков не было и ветки не торчали, как у знакомых в походе они дырявились или наоборот самонадувались в неожиданных местах, образуя волдыри и проплешины, и задумалась - оно мне надо? Коврик можно бросить на любое место, и нет проблем. Если сильно каменисто или есть кочки, а вариантов выбора места особо нет, я еще бросаю под коврик сложенный в два раза велочехол. Зря что ли я его таскаю с собой всю дорогу, пусть работает дополнительной подстилкой - довольно плотной, к слову. И все, сплю себе весьма комфортно, за редким исключением.
Вообще, конечно, туристический набор у меня довольно-таки начального уровня. Многое осталось еще с тех времен, когда я путешествовала исключительно по Ленобласти на автомобиле и не очень заморачивалась с весом и габаритами нужных мне вещей. Сейчас пока езжу с тем, что есть, исходя из принципа "Делай до того, как будешь полностью готов".
Впрочем, это вы еще моего первого прошлогоднего веловыезда с ночевкой не видели:) Покажу, посмеетесь. Дилетанты в велопоходе выглядят как-то так:
Это я к тому, что если очень хочется, а нужного оборудования еще нет - это не повод оставаться дома:-)
3. Велочехол.
4. Спальник. Новый. Долго думала про пух, но брать пуховый спальник для поездок в очень дождливые страны побоялась. Превратится там в бессмысленную мокрую тряпочку, и что мне с ним делать? Я ж помру тогда от холода. Выбрала вот такой, чешской фирмы Trimm, модель Balance. Безумно им довольна: теплый, как печка, легкий, как пух, достаточно компактный - 24х43/28 см, не мерзла ни разу при ночной температуре около 2-4 градусов при том, что я известный мерзляк. "Залезть в спальник и согреться" - эта фраза перестала быть для меня сказочной, а стала моей новой, настоящей, уютной реальностью. Ибо в нем реально тепло.
Вот такие масштабные штуковины нужно было как-то утрамбовать в велоштаны. Ну и остальное: еду, смену одежды, теплую одежду, умывальные принадлежности, котелок, газовый баллон, КЛМН, аптечку, велоаптечку, дождевики всякие. На удивление, все влезло. Правда, совсем впритык и в самый уже последний момент, когда я в этот тетрис по третьему кругу играла. Палатку запихивала по частям: дуги завернула в пенку и привязала сверху, все остальное распределила внутрь велоштанов в отдельные карманы. Спальник путем утяжки утрамбовался и тоже влез, ну и все прочее успешно распихала, однако про себя свирепо бубнила: так, если кто-нибудь попросит меня что-нибудь из велоштанов достать, то за жизнь этого смелого человека я не отвечаю! Фотоаппарат, документы, деньги и еду в поезд засунула в заплечный рюкзак.
В итоге ради интереса взвесила собранные вещи по отдельности:
Велоштаны - 16 кг
Велочехол - 1 кг
Пенка + дуги - 1 кг
Рюкзак заплечный - 6 кг
Итого: 24 кг.
Мда, учитывая вес самого велосипеда с багажником - 17 кг, в самолет с таким набором я бы не влезла. Насколько знаю, нормы допустимого багажа болтаются в рамках 25-32 кг в зависимости от перевозчика. Остальное - за доплату, порой весьма существенную.
На фотографии в шапке этого поста - мой первый день в дороге. Вот примерно так мой багаж и выглядел на протяжении всего пути, только теплые вещи и части палатки перемещались иногда туда/сюда, находясь то снаружи, то внутри. А в целом даже удивительно, что столько громоздкого всего влезло в такие маленькие велоштаны!
Итак, все собрано! Впервые в жизни, кажется, я еду в путешествие, в которое не надо выходить из дома в 5 утра - поезд с Ладожского вокзала отправляется в 21:24. До вокзала я собираюсь ехать своим ходом, только вот печально смотрю в окно на проливной дождь, достаю упакованный в рюкзак новенький дождевик и вздыхаю: хорошенькое начало путешествия! Целую в щеку ребенка и в мохнатый лоб кота на прощание, раздаю последние нервные ЦУ и дрожащими от переживаний руками выкатываю неподъемный велик из подъезда на улицу, прямо в дождь. Ну что, приключения начинаются!
Продолжение
тут.