Update
Ссылка на этот пост разошлась довольно широко, поэтому все апдейты мне кажутся уместными именно здесь. Вместе с тем мне кажется неправильным полностью стирать старый пост, хотя он был написан под воздействием эмоций и от этого страдает рядом неточностей, искажающих то, что я на самом деле хотел сказать.
Сегодня утром я сформулировал все более точно и взвешено. Исправленный текст можно прочитать
вот тутДобавлю только, что согласно последним новостям Илья Колмановский
продолжает работать в школе.
Хочется еще раз выразить поддержку обоим участникам конфликта - Колмановскому за его верность взглядам и Овчинникову за желание спасать школу в трудной ситуации - и выразить надежду, что конфликт будет разрешен благополучно.
Ниже - старый текст, зачеркнутый, но все равно читаемый
Я закончил Вторую школу и всю жизнь этим гордился - ну, насколько можно гордиться тем, в чем нет твоего особого вклада.
Сегодня из Второй школы уволили Илью Колмановского - за участие в демонстрации против закона о гейской пропаганде.
Два важных момента - Колмановский вовсе не гей и закон еще не принят.
При увольнении ему, конечно, сказали, что это делается для спасения школы и что "те" времена никогда не проходили. Я понимаю про "сохранить школу", но есть один важный момент: школа - это не детская больница.
В 1972 году Вторую школу разогнали. Учителя ушли в другие школы, вообще ушли из профессии или эмигрировали. Я поступил туда в 1979 году, но мы помнили о том, что было раньше. И мы гордились тем, что в 1972 году почти никто из учителей не предал и не струсил. Да, поставили нового директора (и мы ее презирали и смеялись над ней), да, уровень знания математики в 57 школе был выше, но мы знали, что мы - как на крейсере Варяг, полузатопленном, но не сдавшемся. Мы даже знали имена учителей, которые ушли в 1972 году, и помнили о создателе Второй школы, выгнаном тогда же с директоров - Владимире Федоровиче Овчинникове. Мы никогда его не видели, но помнили и уважали.
Мне кажется, для многих из нас пример, который показали нам в 1972 году учителя Второй школы, был очень важен. И школа сохранилась, потому что мы все - и ученики, и немногие оставшиеся учителя, и пришедшие новые учителя - помнили об этом и, так сказать, чтили традицию.
Я думаю, если бы в начале семидесятых Овчинников уволил бы Анатолия Якобсона (за дружбу с диссидентами) или Феликса Расколькниква (за уроки литературы по Солженицыну и другим неодобряемым авторам) никакой Второй школы бы давно уже не было.
Потому что можно идти на моральные компромиссы, чтобы лечить детей, а если ты учишь детей - допустимый уровень компромиссов совсем другой. Ну, мне так кажется.
На мой взгляд сегодня допустимый уровень был нарушен. Трудно будет после этого что-то объяснять детям про верность своим взглядам и прочие благородные вещи, которые мы так ценили в молодости.
После перестройки Владимир Овчинников вернулся на место директора - и это выглядело пусть запоздалым, но торжеством справедливости.
Жестокая ирония заключается в том, что именно он уволил сегодня Илью Колмановского.
Можно сказать, что возраст берет свое. Можно сказать, что фактически - это два разных человека, Овчинников-1972 и Овчинников-2013. Много что можно сказать.
Но мне обидно, что красивая легенда, которую я знал сорок лет, в одночасье была разурешена.
Не уверен, что это называется "спасти школу"
PS Конечно, мне хочется верить, что случилось недоразумение и завтра выясниться, что кто-то кого-то не понял, Колмановский по-прежнему работает учителем биологии, а Вторая школа - чтит свои традиции.
Буду очень рад, если так.
Update фейсбуке мне написали, что Якобсон был уволен шел по собственному желанию в 1968 году. Я об этом, увы, забыл (или не знал). Полез изучать вопрос. Ситуация схожая, но все же иная: Якобсону предложили уйти не в результате его диссидентской деятельности, а после довольно антисоветской лекции, прочитанной в школе. Опять же, в отличие от Колмановского, он добровольно согласился уйти, чтобы не подставлять школу.
Подробности - вот тут:
http://www.antho.net/library/yacobson/2school/2sc-raskolnikov.html#i Update 2, очень важный еньше всего на свете я бы хотел осуждать Овчинникова. Я могу сколько угодно считать, что школа - это не стены и не учителя, а дух, но за школу отвечает он. Мне жаль, что Овчинников сделал то, что он сделал по словам Колмановского - но это выбор Овичинникова, а не мой. Вероятно, в этой ситуации вообще нет единого правильного выбора.
Поэтому давайте не забудем тех, из-за кого эта ситуация возникла: и тех, кто управляет нынче школьным образованием, и тех, кто принимает те законы, которые принимаются сейчас. Наше негодование прежде всего должно быть адресовано им, а не восьмидесятилетнему основателю Второй школы