Политическая практика - критерий философской истины

Mar 15, 2017 10:45

По поводу моей заметки Мейнстрим философии и основание математики (11 марта 2017 года) возникли "вечные последние вопросы" о Ничто и о Всё и т.п., я пытался кратко ответить, но ведь тысячелетиями мыслители задавали эти вопросы и более-менее сходно понимали подразумеваемую ими истину. Моя задача - подвести разнообразные системы мышления под общий знаменатель на современном компьютерологически-граммалогическом языке. Пока с позиций модально-рационально-критической Правой Веры, вбирающей-интегрирующей откровения пророков и вероучителей, прозрения поэтов и мудрецов, открытия ученых и технологов, осмысливаю философию французского живого классика Алена Бадью через правоверное прочтение его "Манифеста за философию" (1989). Подробнее о "последних ответах" можно ознакомиться в заметке Дао и Ereignis (27 апреля 2006 ода). Казалось бы, можно погрязнуть в смысловых нюансах. Но центральное понятие Правой Веры - возвышение человека и человечества к субъектности (=богоравенству) - определяет вектор политики как способа жизненной практики.

Ален Бадью - ученик корифея структуралистского марксизма Луи Альтюссера, члена компартии, создателя концепций "теоретического антигуманизма", "развития без субъекта" и т.п. Он не с субъектной, а с "неоспинозистской" точки зрения истолковывает "Капитал" Карла Маркса, что влечет несубъектно-субстанциональный подход к решению социально-политических проблем. Примерно с этих же позиций воспринимал Марксов "Капитал" будущий руководитель камбоджийских "красных кхмеров" Пол Пот (псевдоним от французского «politique potentielle» - «политика возможного»), когда в начале 1950-х гг. учился в Париже. Ален Бадью вроде бы признает субъектность человека, но если вникнуть в его схему, то наглядно убедимся, что центральное место в ней занимает надчеловеческое Событие как Сбыть (на схеме - Event). И оно надчеловеческое именно потому, что высшее надсубъектное место в схеме отведено "недифференцируемой множественности", тогда как в Правой Вере это место занимает человеческо-субъектный (в пределе богоравный) Сплот Правоверных (в пределе Элохим = Аллах, буквально "множество высших сил").

Соответственно правоверные стремятся к форсированному взращиванию материально-экономически самодостаточных и потому имеющих собственный интерес и тем самым склонных к социально-политической субъектности низовых хозяев-собственников (третье сословие, национальная буржуазия, ныне "новые средние социальные слои" низовых производителей), что предполагает кооперацию субъектников (в пределе - Сплот Правоверных), а Ален Бадью провозглашает себя маоистом и связывает будущее человечества с обезличенной интернациональной массой, якобы способной благодаря просвещенческой "культурной революции" взять в свои руки рычаги управления общественным производством и распределением как базисом социально-справедливой коллективистской жизни. Нюансы вторичны, а первичным у Алена Бадью, как и у Луи Альтюссера, является идеал коммунизма на земле, а не Царство Небесное нового творения.

Previous post Next post
Up