May 28, 2012 21:58
Сегодня День пограничника, и мне есть что вспомнить о своих контактах со славными погранцами во времена СССР.
В летние студенческие каникулы 1958 года (я учился на физическом факультете МГУ) решил посетить одну из прародин предков-ариев - Долину Сват в Северо-Западной пограничной провинции Пакистана. Решил сначала пересечь советско-китайскую границу в районе погранзаставы Ранг-куль на Восточном Памире, а затем пересечь китайско-пакистанскую границу в Восточном Бадахшане. Гладко было на бумаге, тем не менее сразу после сдачи последнего экзамена поехал на Казанский вокзал и сел в скорый поезд № 38 «Москва-Андижан», из Андижана добрался до Оша, там насладился зелёным чаем в чайхане над арыком у подножья горы Сулеймана - и на попутках двинулся по трассе Ош-Хорог. Пересёк Алайскую долину, путь на Восточный Памир преграждала погранзастава Ак-Байтал. Обходил её ночью, днём отоспался в распадке, с наступлением темноты двинулся дальше к Мургабу. Высота - около 4 км, ночью ударил мороз, встречные лужицы покрылись льдом, стал замерзать. Мороз подгонял, с собой не было даже спального мешка, под камнями не согреешься, киргизских юрт в помине не было в этих пустынных высокогорьях.
Вдруг под утро увидел вдали огонёк. Значит, там есть тепло, а мороз меня уже совсем достал, и я решил рискнуть и погреться. Когда подошел поближе, то увидел, что передо мной - пограничная застава (как потом узнал - Мургабская). Окрестность освещает электролампочка на столбе. Вокруг - никого. То ли часовой отлучился на минуту, то ли заснул где-то, я не стал выяснять, а зашел в казарму. Там сладко спали пограничники, койки в два этажа, пирамидки с оружием в проходе, бери автомат и расстреливай всех. При свете дежурной лампочки увидел свободную койку,, завалился в неё и сразу же заснул.
Утром просыпаюсь - кто-то аккуратно настойчиво трясёт меня за плечи. Открываю глаза - это офицер начальник заставы. Он берёт меня за руку, ведёт к себе в кабинет. Первые его слова - «Если кто спросит, скажи, что это я тебя уложил спать в казарме». Никаких документов у меня не спрашивал. Тогда за халатность уже не расстреливали, но с карьерой можно было попрощаться. Я ситуацию понял. Но не стал его шантажировать и требовать, чтобы он переправил меня в Китай, а удовлетворился дишь сытнейшим завтраком. «Спасибо, мне надо двигаться дальше», - сказал начальнику на прощание. Он был просто счастлив, когда я покинул его хозяйство, пообещав никому не рассказывать о своём незваном посещении. Я вышел на развилку Ранг-куль - Мургаб и проголосовал машину киргиза-колхозника, представившись ему «инженером». Киргиз добросовестно подкинул меня туда, куда я ему сказал, и я залез в кошару на берегу озера Ранг-Куль и стал ждать темноты, чтобы под её покровом уйти в Китай...