Владимир Высоцкий наряду с другими

Nov 14, 2016 21:56




Весной ещё увидел эту рекламу (она звала на концерт 29 марта 2016 года): "В этот вечер в Государственном Кремлёвском Дворце пройдёт концерт-посвящение великим бардам XX века: Б. Окуджаве, В. Высоцкому, А. Галичу, Ю. Визбору".
    И так она меня возмутила - до сих пор покоя нет.

Невозможно ведь ставить Высоцкого в один ряд с бардами. Тем более с перечисленными.
    Помимо того, что они жили в одно время и пели собственные песни на русском языке под гитару, ничего общего между ними нет.

    Лично я-то считаю, что по качеству и глубине текстов, барды Высоцкому в подмётки не годятся. Но это вопрос вкуса - оставим его в стороне.
    Посмотрим на нерв песенного творчества указанных авторов.

Галич - известный диссидент-антисоветчик. Произведения его источают презрение на родную страну и густо мажут её грязью.



Окуджава предал позже - в Перестройку. Но уже тогда этот "занудный конъюнктурщик" в товарных количествах производит мещанство, низменные страстишки и желание пожить мелкой комфортной жизнью.



Визбор пишет быт, рисует беззубую романтику, воспевает те же приземлённые мещанские радости.



Тогда как Владимир Высоцкий - это мощная высокая страсть, "огромная жажда мобилизации", потребность в борьбе, мечта о борьбе - и за родную страну (а не против неё), и за Человека.



Горький юмор в том, что составители рекламного текста это сами понимают, но всё равно пытаются соединить несоединимое.

Александра Галича сегодня мы вспоминаем не только как замечательного барда, но с благодарностью и уважением как талантливого человека, борца за свободу и справедливость. ... Его песни ошеломляли зрителей неслыханной тогда мерой правды, дерзкой иронией, кричащей болью. ... Он был борцом и отстаивающим право на свободу самовыражения, и это ощутимо сказалось на его жизни и работе, он был исключен из Союза писателей и Союза кинематографистов. В 1974 г. А. Галич вынужден был покинуть свою страну. Он умер в 1977 году и был похоронен на русском кладбище в Париже. Сегодня этот факт мы не можем не упомянуть, говоря о творчестве и судьбе этого поэта-борца. Справедливость восторжествовала в 1988 году, Галич «вернулся» домой. ... это возвращение мы сегодня торжественно отмечаем [концертом «Когда я вернусь»] на сцене Кремлёвского дворца, отдавая этим дань уважения памяти великого барда и подтверждая его веру в то, что «Я вернусь».



... одним из самых любимых и признанных среди «непрофессиональных» вокалистов, поэтов и инструменталистов стал Булат Окуджава. Его песни обладали способностью выражать настроение миллионов и отвечать духовным запросам целого поколения.



Высоцкий взял на себя смелость выражать в своих песнях самое насущное и никем не выражаемое, то истинное, чем жил его народ и о чем он думал. Сам же поэт оставил нам неотъемлемое от его творчества признание в любви, которая и определила насущность его великих творений и об этом забывать нельзя. «Без России я ничто. Без народа, для которого я живу, меня нет. Без публики, которая меня обожает, я не могу жить».
    И не спрашивайте, как у них две противоположности одновременно выражают мнение народа.


    А впрочем, может, они и правы...

Да, Окуджава "выражал настроение миллионов" пожить мелкой комфортной жизнью. Да, он "отвечал духовным запросам миллионов" на мещанство и низменные страстишки.

Да, Высоцкий не "отвечал духовным запросам целого поколения". Он выражал этот запрос на борьбу - но сам дать ответ на него не мог. (Пытался - см. "Давно смолкли залпы орудий..." - но, просто по факту, не сумел.) И в этом - драма Владимира Высоцкого и его поколения.
    Да, он "выражал в своих песнях самое насущное, то истинное, чем жил его народ и о чём он думал". Высоцкий требовал от лица всего поколения указать народу путь, поставить стране великие цели.



Да, он "выражал в своих песнях никем не выражаемое". И поэтому нельзя его ставить в один ряд с бардами. Тем более с этими.

На злобу дня

Previous post Next post
Up