Пересмотрели семьей фильм - особенно ближе к концу все лицо мокрое от слез. Фильм хорош, но главное - это сама поэма. На мой взгляд, ничего подобного в русской литературе никогда не было. По крайней мере, я не знаю, у кого и где еще подлинное святоотеческое содержание было бы так глубоко и мощно раскрыто в контексте нашей русской действительности. Несколько мыслей на этот счет:
1. История героя раскрывает самую суть того, как соотносятся вера, внешние условия и счастье человека. Его внешние условия суть полное отсутствие составляющих счастья - одинокий немолодой не просыхающий инвалид, единственным достоянием которого являются воспоминания о его некогда складной семейной жизни. Он пьет, потому что внутри пустота, вовне разруха, идти по жизни некуда и ждать нечего кроме неприглядной смерти под забором.
И вдруг происходит чудо - при тех же внешних условиях он совершенно преображается: вечно пьяный слюнтяй превращается в сильного, волевого, трезвого мужчину, который знает, зачем живет. И это преображение производит вера.
Ведь что такое вера? Помимо мистической составляющей, это состояние, которое Достоевский определял как «мысль чувствую» - некая важная идея, которая глубоко вошла в ум и сердце и благодаря которой все в жизни обретает смысл и перспективу.
У героя по-прежнему ничего, в земном смысле, нет, но он находит то, что Евангелие называет жемчужиной, ради которой купец в притче продает все, чтобы купить ее одну.
2. Его жизнь после обретения этой жемчужины веры отнюдь не улучшилась с внешней стороны - он не вернул потерянную руку или дочерей, не обрел любовь, не поправил материальное положение. Напротив, он разменял легкую жизнь на тяжелую. В этом, кстати, подлинная, житийная, история отличается от попсовых, где «благочестие служит для прибытка».
3. Тяжесть его новой жизни - в несении креста. Причем, «несение креста» всеми и всегда понимавшееся иносказательно, здесь понято буквально. Эта гениальная в своей простоте мысль, по-видимому, впервые пришла в голову нашему самородку. И действительно, деревенский мужик так и мог бы это понять. Это так естественно для него - пойти своими руками сделать себе крест и дальше идти по жизни, нося его на себе.
4. Дальше закономерно влияние, которое он оказывает на других людей своим, вроде бы, абсурдным образом жизни. Он наматывает километры, нося на себе крест и собирая деньги на храм. С житейской точки зрения, это маргинал, чей образ жизни воспринимается лишь как способ дожития оставшегося недолгим срока. Но этот чудак оказывается несравнимо полезнее всех нормальных и разумных людей, потому что он «народ собрал в Народ», показав ему, что есть высший смысл, который сообщает ценность всем обыденным делам.
5. Страшный распад русской жизни под советским игом прежде всего ударил по мужчине. Об этом, кстати, был мой полюбившийся многим пост
«Одинокий мужичок за пятьдесят»: почему у нас мужчины живут меньше женщин? Мужчина, бывший хорошим мужем и отцом, остается на старости лет один, презираемый своими дочерьми и осуждаемый соседями. Это в высшей степени характерное состояние русского мужчины в зрелом возрасте, проходящего основные стадии семейной жизни по советской накатанной дорожке.
6. Опять же, закономерен и итог его жизни. «Одинокий мужичок за пятьдесят» и живет обычно недолго, и наш герой вписывается в эту картину. Только в данном случае ему удалось вырваться из этого порочного круга за счет того, что умер он не от цирроза печени, а от руки убийц, обретя мученический венец.
7. Его история - это история самой России, находившейся в состоянии полного разложения во время и после большевистского лихолетья, и вдруг снова «почувствовавшей мысль» - настоящую, глубокую, ведущую на небо.
Мой Телеграм-канал