Язык: как музыка Мироздания

Jan 02, 2010 06:26

У chelonidea наткнулся на интересный материал посвящённый языку, и решил изложить кое какие соображения на эту тему.

Мы все с детства пользуемся родным для нас языком легко и свободно, и для этого от нас не требуется каких-либо волевых усилий, мы просто не задумываемся, до того это для нас естественно. Но все-таки давайте попробуем задаться рядом вопросов. Что такое язык? Какова его природа? Какое он оказывает на нас воздействие?



Мы все прекрасно знаем, что язык это прежде всего средство общения, передачи информации, с помощью которого люди взаимодействуют между собой, делятся своими мыслями (которые также возникают в нашем сознании в языковой форме), то есть язык это не только, и не столько средство личностной культуры, а в большей степени коллективное (по-русски соборное) явление. И возьмусь утверждать, что кроме того, он обладает своей собственной подвижностью, т.е. собственной жизнью, что отражено в полном названии словаря В.И.Даля - “Толковый словарь ЖИВОГО великорусского языка”. Именно язык связывает отдельные личности в общество, в народы (в древности на Руси то что мы сейчас обозначаем словом - народы, обозначалось словом - языки), оказывая непосредственное влияние на формирование коллективной психики.

Чем же обусловлено это влияние и какова его природа? Дело в том, что жизнь Мироздания - это разнородные колебательные процессы, к числу которых принадлежит человеческая речь и прочие «вибрации», которые способен излучать и воспринимать человек.
Поскольку разные колебательные процессы во взаимодействии друг с другом порождают явления, известные науке как переизлучение энергии в других частотных диапазонах на других материальных носителях, резонанс, автоколебания (которые так же могут сопровождаться переизлучением), когерентность и т.п., то в общем случае человеческая речь предстаёт «вибрацией», принадлежащей звуковому диапазону частот, которые оказывают разное воздействие на окружающую среду именно в смысле наличия либо отсутствия такого рода явлений. Кроме того сам человек так же является колебательной и автоколебательной системой, вследствие чего приходящие извне «вибрации», а также и его собственные «вибрации» оказывают воздействие и на него самого.

Одно из требований к имени (названию) состоит в том, чтобы его носитель на него как-то откликался или сам представлялся под этим именем. Соотнесение этого осмысленно выдвигаемого людьми требования, предъявляемого к именам (названиям), с явлениями переизлучения, резонанса, автоколебаний, когерентности и т.п. указывает на то, что субъективное придание смысла тем или иным созвучиям в членораздельной речи для субъекта, достаточно тонко чувствующего течение колебательных процессов Жизни и их взаимосвязи, исключено:
Одни созвучия будут признаны им истинными именами вещей и явлений, а другие в качестве таковых будут отвергнуты именно по признаку наличия или отсутствия переизлучения, резонансных и автоколебательных явлений, когерентности и тому подобного.

Так например, кроме известного и часто публикуемого (в словарях, энциклопедиях) числового ключа кириллицы, есть второй ключ, обнаруженный в Киевском Софийском соборе на одной из стен вместе с азбукой. Он обладает той особенностью, что разные слова русского и привносимые в него из других языков имеют одинаковые значения числовой меры (суммы числовых значений их букв) в случае, если они обладают неким единым глубинным смыслом. Так числовые меры слов: «закон» - 49, «глагол» - 49, «дух» - 49; «слово» - 47, «серебро» - 47 (слово - серебро, молчание - золото; и серебро - 47 й элемент Периодической системы элементов) и т.п.
Эти примеры показывают, что равенство числовых мер не беспричинно и представляют собой одно из выражений того обстоятельства, что в русском языке химическому элементу № 47 может органически соответствовать только одно имя - серебро.
Первичные числовые меры, будучи записаны как числительные (например, «семь на четыре десять» для серебра в древней морфологии числительных), обладают своей числовой мерой и т.д. В итоге числовые меры каждого из существительных по цепочке сходятся к одному из чисел пятиугольника: 248, 293, 245, 283, 258, 248, по которому они в дальнейшем переходят одна в другую.

Если и дальше рассматривать язык с позиций теории колебаний и общей физики, то неизбежно приходишь к выводу, что окружающий нас Мир «звучит» во всех диапазонах частот, что его «звучание» оказывает воздействие на каждого из нас, соответственно тому, как наше собственное «звучание» оказывает воздействие на окружающий Мир.
Такое видение объективной данности языка и возможностей «звучания» субъекта в жизни, указывает и на то обстоятельство, что в полноте нормальной культуры человеческого общества культура изустной и письменной речи, органично произрастает из музыкальной культуры, а через музыкальную культуру неизбежно оказывается связанной с культурой телесной и духовной пластики, культурой «танца» в самом общем смысле этого слова как «танца жизни».
То есть - наша речь выражает некую внутреннюю музыку, а слова ложатся на эту музыку, либо (если это слова другого человека) наша внутренняя музыка способна отвергнуть их в тех случаях, когда они выражают не «созвучную» с нашей внутреннюю музыку другой личности.

Иными словами, Мир вокруг нас «звучит», и все мы «звучим» в нём, но только малая часть этого всеобщего звучания является механическими колебаниями и принадлежит звуковому диапазону частот и на уровне сознания воспринимается нами как звуки, - в том числе и те упорядоченные некоторым образом звуки, которые называются «музыкой». Но мало кто задумывается: что произойдёт, если те или иные природные процессы отобразить в звуковой диапазон частот?
В прессе проскальзывали сообщения о том, что когда движение по орбитам небесных тел, составляющих Солнечную систему, запрограммировали для воспроизводства на компьютере и отобразили в звуковой диапазон, то из динамиков полилась гармоничная мелодия.
Так же один из способов упреждающей диагностики аварийности механизмов основан на различии спектра колебаний исправных механизмов и аналогичных механизмов, в конструкциях которых образуются микротрещины, способные в дальнейшем привести к поломке. При отображении этих спектров колебаний в звуковой диапазон исправные и дефективные механизмы звучат по-разному: конструкциям, так или иначе склонным к поломкам, а также обладающим низкой эргономичностью, свойственно неприятное звучание.

Исходя из выше сказанного вытекает, что слова которыми мы обозначаем различные предметы и явления нашего Мира являются отображением их внутреннего звучания в звуковой диапазон частот воспринимаемый человеком, и чем точнее это отображение, тем более точно тот или иной язык передаёт все взаимосвязи и закономерности Мироздания, тем ближе он к языку Жизни. Это можно проследить на примере слов русского языка указывающих на явления чья внутренняя «музыка» звучит в воспринимаемом человеком диапазоне - скрип, шелест, свист, шорох, стук, звон и т.д., провести параллели на соответствие этого созвучия в других языках, каждый из вас может сам, по мере владения ими.

С этой точки зрения и неприятие сквернословия и прямые запреты на него (включая и ситуации, когда человек находится наедине с самим собой) выглядят не бессмысленной требовательностью этикета, а реакцией на тот объективный факт, что сквернословие по своему виброакустическому (включая переизлучение) воздействию на Жизнь и на самого сквернословящего действительно объективно, мягко говоря, неблаготворно.

Как вывод нам всем необходимо задумываться о том, чтобы вести себя по Жизни так, чтобы наше «звучание» было в ладу со «звучанием» Мира - его симфонией.

При написании данной заметки, использованы материалы работ ВП СССР
 

Язык, Мироздание

Previous post Next post
Up