Как верно подметили наши предки, русская земля велика и обильна. И порой на ее бескрайних просторах обнаруживаются настоящие чудеса, которые совершенно не ожидаешь встретить в самых «обычных» местах. Одно из таких чудес - это пещерные монастыри в Воронежской области, которые выглядят очень необычно для привычного среднерусского пейзажа. Однажды увидев их на фотографии, очень захотелось как-нибудь до туда доехать, и вот на первые майские представилась такая возможность. И скажу сразу - за четыре дня это было, пожалуй, самое красивое и необычное место.
До Воронежа доехали не сразу - начали с одной заброшенной церкви в Тульской области, куда в свое время не получилось найти дорогу. Надо было «закрыть» тему, поэтому крюк в несколько десятков километров совсем не остановил. Тем более что на юг от Москвы уже все цвело и благоухало.
Девочкино урочище, некогда довольно большое село со Знаменской церковью . Сегодня - просто холм на берегу речки Чернь в окружении полей и оврагов.
Церковь в полной разрухе, а внутри - склад удобрений с нестерпимым запахом.
Погрустили и поехали дальше. Проезжали Елец, который на первый взгляд очень понравился. Не гуляли, но чисто визуально город произвел очень приятное впечатление - похоже, центр там очень хорошо сохранился. Правда, есть только одна фотография, сделанная уже на выезде через плечо.
Въезжаешь в Воронежскую область, и резко меняется пейзаж. Начинаются степи, глубокие балки-овраги и меловые отроги.
Это мы уже подъезжаем к Костомарово, где находится первое «чудо» - Свято-Спасский монастырь.
Уже издалека понимаешь, что это совсем особенное место. Меловые столбы выветривания называются «дивы», и в 12 веке афонские монахи приспособили их как входы в подземные монастыри.
Мел - очень мягкий и податливый материал, поэтому сооружать в нем проходы и кельи довольно просто.
Всего в комплексе несколько пещер и «храмов». Был конец дня, и в некоторые попасть уже было нельзя. Но зато вечерний свет окрашивал все в теплые закатные краски.
Это Спасский собор. Снаружи кажется какой-то маленькой пещеркой, а внутри поражаешься его размеру (снимать внутри традиционно нельзя).
Внутри хранятся несколько древних икон. Главная святыня - Костомаровская икона Богоматери, нарисованная на листе железа. Сейчас в ней есть несколько пулевых отверстий - появились после того, как в нее стреляли строители коммунизма. Но больше всего поражает звенящая тишина, которая царит внутри. Такой я, пожалуй, нигде не слышал.
Монастырь был закрыт в 1930-е годы, а потом вновь ненадолго открыт в ходе Отечественной Войны. А потом опять закрыт и заброшен, уже в хрущевские годы.
Судя по фотографиям в интернете, в выходные там столпотворение. Нам повезло - мы были вечером в четверг, и гуляли там практически одни, так что смогли вдоволь насладиться тишиной и красотами.
Ночевали в замечательном месте, небольшой гостинице в простой деревне Урыв-Покровка на берегу Дона. Все, что надо есть, - удобства, тишина, вкусная еда. На фото она в центре с синими крышами. (upd. спустя четыре года их сайт не работает).
Прямо рядом с Урывом находится несколько глубоких балок, на склонах которых роют норы байбаки.
Утром байбаки вылезают из них для того, чтобы погреться на весеннем солнце.
У них тучные бока, но очень острые зрение и слух, поэтому стоит произвести лишь одно неверное движение, как фотомодель тут же спрячется в нору.
Снимаешь одного, а в кадр еще парочка попадает.
Очень забавные животные.
Следующая остановка - заповедник Дивногорье, в котором есть те же самые дивы...
...такие же пещерные монастыри...
Плюс панорамные виды на Тихую Сосну и Дон....
...и очень много гадюк на склонах.
А также прочая живность
Дивногорье занимает огромную территорию - там есть и "обычный" монастырь, и древние селища, и даже остатки крепости 9-10 веков. На дивах надписи разных времен и народов.
А внизу - железная дорога, от вибрации которой памятники природы постепенно разрушаются.
Внизу встретили пару человек с граблями, которые оказались волонтерами из Франции, которые работают в заповеднике на общественных началах. Их самоотверженность как-то очень резко контрастирует с жителями огромной деревни рядом, народ в которой не делает ничего для того, чтобы использовать те богатства, которыми наградила их природа.
Погуляли, посмотрели, и поехали дальше.
После Воронежских степей - в Курскую область, где родился мой дед и где я проводил в детстве каждое лето в старом доме со стенами, мазанными глиной. О том, как меняются некогда прекрасные места с прошествием времени - читайте в следующей серии.