Apr 20, 2014 22:35
Как мы стоим вахты.
Судно днем в море. На мостике вахту несет вахтенный помощник капитана (Duty Officer). Мост он на вахте никогда не покидает. У него в подчинении находится вахтенный матрос. Обычно это матрос второго класса. У матроса с собой рация. Если видимость нормальная, авторулевой исправен, плотность движения не высокая, то матрос работает на палубе с остальными моряками под командованием боцмана. Если навигационная обстановка осложняется, то вахтенный помощник имеет право вызвать матроса на мостик, для усиления наблюдения или для несения вахты на руле. Ночью вахтенный матрос всегда на мостике, но вахтенный помощник может его отправлять с мостика для какой-нибудь служебной надобности. Например, кофе принести с камбуза. В машинном отделении днем с 08.00 до 18.00 находятся механики. Если чего-нибудь от них надо - звоним в машину и они делают (ну иногда, поворчат для порядка). Т.к. у судна класс автоматизации А1 (что это значит смотрите ниже), механики после 18.00 уходят из машинного отделения и передают управление главным двигателем на мостик. Об этом обязательно извещается вахтенный помощник. Если в машине выходит какая-нибудь сигнализация - что-то перегрелось, что-то потекло и т.д. в каюте вахтенного механика срабатывает сигнализация, после чего он энергично направляется в МО (машинное отделение). В таком режиме механики несут суточные вахты сутки через двое.
Судно в порту, идут грузовые операции. Вахтенный помощник так же несет вахту в то же время, но несет ее в Посту Управления Грузовыми операциями (ПУГО) = Cargo Control Room (CCR). Если надо он может ПУГО покидать. На падубе вахту несут донкерманы и матросы в режиме 6 часов через 6 часов. Состав каждой вахты: 1 донкерман и 3 матроса ( 2 ABS & 1 OS или 2 OS & 1 ABS). Они подчиняются вахтенному помощнику. В машине вахту несут механики в режиме 4 часа через 8 часов (как штурмана на мосту). Иногда в подчинении вахтенного механика находится вахтенный моторист. Зависит это от решения стармеха и интенсивности работы механизмов. Например, когда на судне происходит интенсивная танкомойка или мы греем много груза, то большая нагрузка приходится на котлы и для контроля их работы нужен еще один человек в помощь механику.
Вахтенный механик обычно находится в Центральном Посту Управления (ЦПУ) = Engine Control Room (ECR), но может его покидать. Если в ЦПУ звонит телефон, то сигнализация орет на всю машину. Класс автоматизации А1 означает, что на судне есть ЦПУ и по желанию механиков можно перевести управлением главным двигателем (ГД) на мостик, а МО закрыть на лопату.
Судно на подходе к порту / отходит из порта, готовимся принимать лоцмана / высаживать лоцмана. На мосту: капитан, вахтенный помощник, один из матросов первого класса (на руле) или достаточно тренированный матрос второго класса (как исключение). На палубе: два матроса (для подготовки лоцманского трапа, приемки лоцмана, на подхвате) и донкерман (обычно сидит в ПУГО, запускает гидравлику). В машине: стармех (обычно всегда в ЦПУ), вахтенный механик, вахтенный моторист (если есть ), электромеханик (на случай если электрооборудование зависнет). Если лоцманская проводка длительная (больше 24 часов), то капитана имеет право подменит на мостике старпом, но капитаны редко этим пользуются - не доверяют. Так же и в машине стармеха может подменить 2-й механик, а вот стармехи этой возможностью не брезгуют.
Судно на ходу, на судне происходит мойка грузовых танков (у нас это происходит часто). Вахта такая же, как и у причала, но вахтенный помощник не в ПУГО, а на мостике; в темное время суток один матрос с палубы поднимается на мостик.
P.S. Если есть вопросы, задавайте поскорее т.к. я скоро уйду в море, а там с Интернетом будет очень туго.
Коммерческий флот