Apr 18, 2014 00:49
Спрашивает vova_modelist:
1) А как корабль убирают? Ведь такой большой корабль с таким маленьким экипажем в чистоте поддерживать сложно.
2) Тот-же вопрос по техническому обслуживанию корабля?
3) А в порту всегда на борту есть вахта или бывает что корабль оставлен сам по себе.
Отвечаю:
0)Не корабль, а судно. Для русских моряков это разные термины.
1) Внутренние помещения - коридоры, столовые, офисы, каюты комсостава и т.д. убирают messman’ы. Обычно раз в день. Иногда устраиваем большие приборки и посылаем убирать внутренние помещения всех матросов и мотористов. Филиппинские матросы относятся к этому нормально, некоторые русские рассматривают это как страшное оскорбление их моряцкого достоинства.
В машинном отделении убираются мотористы под командованием 2-го механика. Частота зависит от наличия времени и другой работы. На новом судне, где железо в нормальном состоянии, убираются чаще. На старом, где постоянно надо что-то восстанавливать из руин, уборке уделяют меньше времени.
За уборку верхней палубы отвечаю я. Примерно раз в неделю скатываем палубу соленой водой. Если где-нибудь есть грязь, которую надо оттирать, то матросы делают это щетками, иногда используют химию (что-то типа жидкого мыла). Потом, в зависимости от наличия пресной воды, опресняем палубу. Надстройку снаружи моем чаще, чем грузовую палубу т.к. она белая и на ней сильно заметна копоть, которая летит из трубы.
2) За всю инженерию в машинном отделении отвечают механики. Моточистка, переборка механизмов и т.д. выполняется силами машинной команды.
На палубе такие работы как отбивка ржавчины, покраска, тирование стальных тросов, шприцевание роульсов и лебедок, замена тросов на кранах, ремонт швартовых тросов и т.д. выполняет палубная команда под непосредственным руководством боцмана и контролем старпома. Если есть какая-нибудь серьезная поломка, то вызываем механиков. И тут есть очень сложный момент, который перерастает иногда в серьезный конфликт. Где та грань которая отделяет незначительную поломку с которой может справиться боцман или донкерман, от поломки которую должен ремонтировать механик? Она нигде в документах четко не оговорена. Все зависит от воли капитана и стармеха, личных отношений старпома и 2-го механика, опыта членов экипажа (например, толковый боцман очень многое может сделать сам), национальных традиций членов экипажа (считается например, что русские моряки лучше дружат с техникой чем филиппинские). Короче - как договоримся. Например, была ситуация, когда нам надо было ремонтировать брашпиль. На всю работу было максимум 4 дня. Работать надо было аврально. В такой ситуации и я и 2-й механик выделили максимум своих подчиненных, чтобы сделать все в срок т.к. задача была предельно важной.
За техническое обслуживание Safety Equipment отвечает 3-й помощник. Если объем работ не большой он делает все сам, если работа большая (например - опресовка пожарных шлангов), то я выделяю ему в помощь матросов или кадетов.
За навигационное оборудование отвечает 2-й помощник, однако почти все навигационное оборудование является электрооборудованием , и соответсвенно отвечает за него электромеханик. Так что они вдвоем этим занимаются. Обычно 2-й помощник проверяет, а электромеханик потом ремонтирует (иногда ремонтируют вдвоем).
За все электрооборудование на судне отвечает электромеханик (на сленге его называют “шеф”). Сломался датчик в машине - 2-й механик звонит шефу, сломался грузовой датчик на палубе - старпом звонит шефу, перегорел ходовой огонь на мачте - 2-й помощник звонит шефу, сгорела плита на камбузе - ну вы поняли, кому повар позвонит.
Бывают случаи, когда экипаж не может разобраться с каким-нибудь сложным оборудованием (это часто происходит с электроникой), тогда вызывают в порту береговой сервис. Иногда serviceman’ы с нами идут от одного порта к другому т.к. во время стоянки было недостаточно времени на ремонт.
Раз в 2-3 года судно ставят в сухой док на срок примерно 10-14 дней. В доке предъявляемся регистру. Персонал СРЗ пескоструит и красит корпус. Выполняются и другие работы. Часть береговым персоналом, часть экипажем. Судовладелец, естественно, стремится на всем сэкономить так, что кое-что из того, что хотелось бы отремонтировать, остается до лучших времен.
3) Да на борту всегда вахта. Более того, есть довольно жесткие требования, сколько членов экипажа из какого департамента могут сходить на берег. Например, если капитан на берегу, то старпом обязательно на судно, и наоборот. Или если стармех на берегу, то 2-й механик на борту, и наоборот. Точных требований я не помню, но почти половина моих подчиненных в порту всегда на вахте, и это перекрывает с запасом все требования. Подробнее о том, как у нас несется вахта, напишу в следующем посте.
To be continued
Коммерческий флот