Заупокойная практика Православной церкви - один из тех пластов христианской традиции, где сохранились элементы гностического учения и ритуала. Многие ее составляющие не находят обоснования в церковных догматах и подкрепляются исключительно теологуменами отцов церкви и откровениями, полученными святыми.
Одного из таких откровений мы встречаем в Житии Антония Великого, написанном Афанасием Александрийским:
«66) Антоний имел еще и это дарование. Во время пребывания своего на горе в уединении, если иногда, предложив сам себе какой-либо вопрос, приходил в недоумение; то, по Божию промышлению, во время молитвы бывало ему о том откровение, и блаженный, по написанному, был научаем Богом (Ис. 54, 13; Ин. 6, 45). Так, однажды вел он разговор с пришедшими к нему о состоянии души по смерти и о том, где будет ее местопребывание. В следующую ночь зовет его некто свыше, говоря: «встань, Антоний, выйди и посмотри». Антоний выходит (ибо знал, кому должно повиноваться), и возведя взор, видит, что стоит кто-то высокий, безобразный и страшный, и касается главою облаков, и что восходят еще некие как бы окрыленные, и первый простирает к последним руки, и одним преграждает путь, другие же перелетают через него, и миновав его, безбедно уже возносятся вверх; на последних великан этот скрежещет зубами, о тех же, которые падают вниз, радуется. Вдруг Антонию говорить голос: «уразумей видимое». Тогда отверзся ум его и уразумел он, что это есть прехождение душ, что стоящий великан есть враг, завидующий верным, и он подпадших власти его удерживает и возбраняет им идти далее; но не может задержать непокорившихся ему, потому что они проходят выше его. Увидев это, и такое видение прияв как бы за напоминание себе, Антоний стал прилагать еще вящшее старание, чтобы ежедневно преуспевать в прежних подвигах. Объявлял же он о таких видениях неохотно. Но поелику бывшие с ним, когда видели, что он долее обыкновенного молится и представляется удивленным, спрашивали его и докучали ему своими вопросами; то принужден бывал сказывать им, как отец, который ничего не может скрыть от детей; притом рассуждал он, что совесть его останется чиста, а им рассказ его послужить на пользу, когда узнают, что подвижничество имеет благие плоды, и видения нередко бывают утешением в трудах».
Согласно откровению Антония. суд над душами («некими, как бы окрыленными») умерших производит «князь мира сего» («враг»), а не Христос. Грешные души удерживаются врагом в материальном мире и падают вниз. Тогда как души верных «перелетают через него, и миновав его, безбедно уже возносятся вверх».
Показательно сходство этого откровения с дошедшими до нас гностическими текстами. В «Откровении апостола Павла» из Наг-Хаммади душу судит сборщик подателей, находящийся на четвертом небе, выслушивая обвинения свидетелей против души:
«Когда душа услышала это, она посмотрела вниз в скорби. И затем она посмотрела наверх. Они бросили ее вниз. Душа, которую они бросили вниз, [вошла] в тело, которое было уготовано для нее»
Душа, преодолевшая место сборщика податей, продолжает восхождение к духовным областям.
Епифаний, рассказывая об учении гностиков, отождествляет судью с творцом материального мира и Богом иудеев:
«О Сабаоте одни говорят, что имеет образ осла, а другие - свиньи; поэтому, утверждают, заповедал иудеям не есть свиньи. Но Он - Творец неба и земли, и за этим небом следующих небес и ангелов своих. Душа, исходя отсюда, проходит чрез этих князей и не может пройти, если не будет сколько-нибудь в полноте ведения…не избежит из рук князей и властей. А князь, обладающий сим миром, змеевиден; он поглощает души, не причастные гносиса, и хвостом опять возвращает в мир, а здесь в свиней и в других животных души сии снова возносятся» (Панарион, 26, 10,6).
Согласно учению карпократиан, суд над душой осуществляет князь мира сего, заключая переданные ему дьяволом души в материальные тела:
«Соперником», как они говорят, является один из ангелов этого мира, который зовется Дьяволом и занимается тем, что приводит души, которые покинули мир, к Князю (ad Principem). Являясь первым из творцов этого мира, он передает эти души другому служащему ему ангелу, который заключает их в тела. Тело ведь, говорят они, - это темница [для души] (corpus enim dicunt esse carcerem)» Irenaeus, Adv. Haer. I 25.4.
Неудивительно, что св. Антоний объявлял «о таких видениях неохотно»! Но по сей день в церковной практике остались недвусмысленные свидетельства о существовании в церкви учения о вознесении души через сферы, подвластные «князю мира сего». Так, в каноне, читаемом за умирающего, который не может сделать этого сам, содержится просьба к Богородице помочь при выходе души из тела преодолеть «воздушного князя», в котором легко увидеть «врага» из видения Антония и судящего душу «князя мира» гностиков:
"Воздушного князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напрасного их словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно, отходяща от земли" (Песнь 4).