2032: Наивная антисоветская сказка

Nov 27, 2008 01:14

Мысли по результатам прослушивания техно-оперы "2032: Легенда о несбывшемся грядущем"

Для начала хочу сказать, что я вовсе не подозревал, что придется писать о таких вещах в таком тоне. Напротив, ждал с нетерпением прихода заказанных дисков, предвкушал, что наконец-то смогу и сам послушать, и друзьям порекомендовать нечто современное, и в то же время идеологически правильное. Нечто такое, что вдохнет надежду, и покажет каким могло бы быть наше грядущее. В общем, я многого ждал от этой «Легенды», и ради главного готов был простить некоторый наив и дилетантизм, что сегодня часто встречается, когда молодые авторы пытаются говорить об СССР. Но то, что я услышал, крайне удивило и разочаровало меня.
Сомнения закрадываются уже при прослушивании увертюры, содержащей в качестве припева такие строки:
"И может быть это так глупо - в предельную цель возводить наивную детскую сказку, но ради нее стоит жить".
Под "наивной детской сказкой" понимается, очевидно, коммунистическая идея. То есть в самом начале произведения мы встречаем авторскую трактовку коммунизма как детской "несерьезности", сказки. Думаю, классики в гробах бы перевернулись, узнай они о подобном "открытии". Да и едва ли те, кто уходили в бой, со словами "прошу считать меня коммунистом", отдавали свои жизни за "наивную сказку".
Там же: "И чем наша цель нереальней, тем манит сильнее она, нас верить в себя заставляя, как будто и вправду верна.".
Это все снова о коммунистической идее поется - она «нереальна» и «неверна», в трактовке автора оперы.
Ладно, слушаем дальше. А дальше нам поведают, что СССР благополучно избежал горбачевщины, поскольку генсеком был избран Романов. Далее Союз становится мировым экономическим лидером, так как использует в деле управления государством и экономикой новейшие научные достижения - автоматическую систему государственного управления (АСГУ).
Вроде бы все хорошо, живи да радуйся, но вдруг выясняется, что коммунистическая идеология начинает входить в противоречие с задачами развития экономики. Точнее, она оказывается как-бы лишней, поскольку все теперь перепоручено автоматике, и люди могут остаться не при делах. Но неужели человеческий труд ограничивается земляными работами и верчением гаек? «Проблема», очевидно, надуманная, и не выдерживает критики.
Кроме того, не мешало бы вспомнить, что согласно учению Маркса, коммунизм потому и является "светлым будущим всего человечества", что объективно выводит производственные отношения на новый уровень, обеспечивающий дальнейшее развитие производительных сил общества.
Какая-то "вера в коммунизм" тут совершенно не при чем - коммунизм не является религией, чтобы в него верить и ему поклоняться. Но, конечно, человеку, считающему коммунизм "наивной детской сказкой" это невдомек. Потому АСГУ в опере саркастически заявляет: «Люди... Какой там исторический материализм? Вы все также верите в волшебную палочку радикальных решений. Что она может перенести христианский рай на Землю.»
Только коммунизм - это вовсе не «христианский рай».
Вернемся к развитию сюжета оперы. А там "верующие в коммунизм" решают, что несмотря на противоречие догматов реальности, их следует прописать в программу АСГУ, чтобы она руководствовалась в принятии решений коммунистической идеологией. И прописывают.
Параллельно развивается лирическая тема оперы, в центре которой любовь одиннадцатиклассницы к генсеку. Но девочка эта не совсем обычная - каким-то образом в ней воплощается некая ипостась АСГУ, которая и так персонализирована женским голосом.
Девочка попадает на прием к генсеку, а потом тяжело заболевает по неясной причине. Генсек же ведет себя подобно влюбленному юноше - под чужим именем проникает в палату к больной.
В это время, как оказывается, враги СССР в мире не дремлют - разражается "конфликт мультилокальный". Все начинается с антисоветского переворота в  Иране. Вдруг выясняется, что АСГУ, помимо прочего, командует еще и вооруженными силами. Она докладывает генсеку о событиях на границе: "Я там немного постреляла..." Нормальный такой доклад, ничего не скажешь. Надо отметить, что по ходу оперы генсек советуется только с этой самой АСГУ, т.е., очевидно, коллегиальность принятия решений в вымышленном СССР будущего похерена полностью. А ведь, насколько известно, в реальности любые важные политические решения принимались Политбюро ЦК. Здесь ничего этого нет - АСГУ нашептала, и генсек решил.
И вот, АСГУ, "заряженная" коммунистической идеологией (в трактовке автора), начинает вести с генсеком беседы о том, что ради торжества идеи допустимо и жизнью людишек пожертвовать. При этом, АСГУ, очевидно, либо страдает шизофренией, либо освоила «двоемыслие» по Оруэллу, ибо одновременно и руководствуется «догматами», и неприемлет их, откровенно стебаясь: «Представим и вправду, что высшее счастье достигнуто может быть только в труде на благо народа, заботе о ближнем, и прочей, подобной тому ерунде».
Максиму "цель оправдывает средства" очень любят приписывать коммунизму его противники. А тут "коммунистическая" АСГУ прямо-таки открытым текстом вещает:
«Что стоит их жизнь по сравнению с целью, плодами которой весь мир будет жить?», и далее: «Не может бесценным быть то, что конечно - ни радость ни боль, ни вся жизнь на Земле». С такими заявлениями и врагов никаких не надо - АСГУ сама доведет «до ручки» вверенную ей страну.
"Мультилокальный конфликт" разгорается все сильней, и Советский Союз ничтоже сумняшеся начинает мировую экспансию: «Мятеж подавили, вернули Иран, и наши войска невзначай маршируют уже по просторам семнадцати стран». Неплохо! Вот так «гарант мира»!
Генсек в растерянности - АСГУ предлагает шандарахнуть по супостату ядерной бомбой, потому что другими средствами уже как-бы и не победить. И снова странность - если СССР в тот момент мировой экономический лидер, то почему ж так легко попадает в тупиковую ситуацию? Где же мировое сообщество, где "все прогрессивное человечество"? Или уже, буквально, весь мир ополчился на нас? Если так, то почему это случилось? Как СССР попал в изоляцию? Сюжет не содержит ответов.
В самый критический момент умирает юная подруга генсека, и он, в пароксизме печали и горя, соглашается на предложение АСГУ, обещающей "98%-ный успех", если противник не успеет нанести ответный удар.
Советский Союз первым применяет ядерное оружие, по сути, развязывает мировую войну на уничтожение!
В ситуации, когда непосредственно границам СССР уже ничего не угрожает - 17 стран покорили (Резун отдыхает)!
Это, знаете, товарищи, вообще ни в какие ворота не лезет! И хорош лидер сверхдержавы - под воздействием личного горя готов поставить на кон весь мир! Поразительная безответственность. Но самое главное - что ж это за коммунистическая идеология, которая запросто допускает многомиллионные жертвы со стороны "страдающих под пятой капитала"?! Если поверить автору оперы, так выходит, что между "агрессивными вашингтонскими ястребами" и "миролюбивым советским руководством" вовсе нет никакой разницы - просто в реальном мире "ястребы" оказались сильней, и потому "миролюбы" постоянно трындели о гуманизме и гневно обличали "вашингтонскую военщину". А в мире «альтернативном» набравшие силу "миролюбы" оказываются не только ничуть не лучше "ястребов", а даже подлее их, ибо декларируемый гуманизм оборачивается лживым насквозь. Причем, стоит заметить, что это ведь не вырожденцы "обком обкомычи", нет - дело происходит в могучем Союзе, преодолевшем скверну.
С позиций автора оперы, очевидно, нельзя обвинять США ни в атомной бомбардировке Японии, ни в вынашивании планов первого удара по СССР с ноября 1945г. - они всего лишь руководствовались ровно теми же самыми побуждениями, что и вымышленный генсек вместе с АСГУ, желая уничтожить противника быстро и максимально эффективно, не считаясь с жертвами. Финал оперы, как и следовало ожидать, трагичен - супостат таки успевает нажать на кнопку, и на Земле воцаряется ядерная зима.
Итак, что же "в сухом остатке", какой посыл несет это произведение?
На мой взгляд, так очень простой, и предельно ясный: Попытка воплотить в реальность коммунизм - "наивную детскую сказку" (которая на поверку оказывается, к тому же, несущей идею "цель оправдывает средства") - не может привести ни к чему, кроме большой беды.
Выходит, все мы должны быть счастливы тем, что легко отделались?
Где же тот жизнеутверждающий гуманизм, который присущ коммунистической идее? Его нет - в финале «все умерли»... Во имя чего? Торжества «нереального» коммунизма, который поразительно напоминает проклинаемый «американский империализм»?
Остается разве что удавиться с тоски, ибо какой же нормальный человек может всерьез руководствоваться идеей, которая «нереальна» и «неверна»?
Ну и кто-то может мне возразить, что "Легенда о несбывшемся грядущем", несмотря на весь ее пафос, - не антисоветское произведение?
Я не знаю, что именно хотел вложить в свою оперу автор, и ценю его труд, но получилось то, что получилось. Мне, честное слово, было очень досадно разочароваться в этом произведении, тем более, что некоторые музыкальные темы проникновенны, и затрагивают за живое.

политика, рецензия, фантастика

Previous post Next post
Up