Как многие из вас уже знают, я ежегодно хожу гулять по маршруту соревнований "Горный поход за сутки" в день проведения этих соревнований. Пока есть возможность и желание я решил и в этом году не прерывать эту свою традицию. Я по прежнему в этих соревнованиях не участвую, тк. у меня нет выносливости, слабый организм, я столько не пройду километров (40+, по факту 48-49) с запланированным набором высоты и обязательно сольюсь, тем самым гарантированно подведу того напарника, который согласится со мной пойти. Многие мои знакомые знают меня как туриста, который ежегодно ходит в горные походы, много раз в году ходит на Столбы, гуляет по окрестностям Красноярска и ходит на беговых лыжах. Но, на самом деле я слабее физически большинства из вас.
В этом году организаторы придумали много нового. Такого, чего не было раньше. Об этом читайте ниже. [Spoiler (click to open)]
Этой осенью прошли уже 15-е по счету соревнования ГПзС. В предыдущие годы соревнования проходили в начале ноября. В этом году они были запланированы на начало сентября. Но из-за организационных проблем у организаторов они были перенесены на 2 октября. В принципе многие участники были рады , что не в начале сентября, т.к. многие из них в начале сентября ещё находились в походах и поездках. Начало октября удобно тем, что в это время ещё тепло (днём плюсовая температура), но в лесу уже нет клещей в кустах и на траве (они в ожидании снегопада уже ушли в подстилку из листьев на земле), а в воздухе нет мошки и комаров. В прошлом году во время соревнований в лесу лежал снег. В этом году соревнования прошли без снега.
Самое главное новшество этого года: организаторы предусмотрели "Спецучасток" на маршруте. Что это будет, держалось в секрете до самого последнего момента. Были всякие предположения: веревочная переправа через Базаиху, скалолазание с веревочной страховкой. Только было сказано, что Спецучасток можно пройти только вдвоём. По одному (праздногуляющие, такие как я), втроём (третий пошел за компанию с парой участников) и с собакой пройти Спецучасток никак нельзя. Второе новшество: перед началом соревнований кто-то из организаторов начитавшись сказок про шаманов или насмотревшись фильмов в стиле фентэзи (или и то, и другое всё вместе) стал выдумывать легенду и постить в группе на Вконтакте такого рода тексты: "Самое время отправиться в путь героя, который всегда жил внутри тебя. В путь, проходящий одновременно с Запада на восток и с Востока на запад, от земли к небу и от неба к земле, пересекая потоки энергии, видимые и невидимые тебе, но всегда грозные и суровые. Оранжевые боги будут помогать и мешать тебе одновременно, потому что не смогут понять намерения того, кто движется сразу с Запада на Восток и с Востока на Запад. Ты можешь подумать, что все совпадения с античными мифами на твоем пути будут случайны, но это не так. Метафоры будут висеть над твоей реальностью, а древний двойственный символ поможет тебе пересечь границу миров и останется с тобой, чтобы помогать дальше. Но сначала ты пройдешь над дорогой, не касаясь ее. Для этого тебе придется приблизиться к небу." (Крепкую травку подвезли организаторам. Неплохо вштыривает!) Всё это было прикольно. А участники имели возможность строить всякие догадки относительно маршрута проведения соревнований. Но, похоже организаторы слишком увлеклись и стали размещать важную организационную информацию (время и место встречи) в таком же стиле. (Травка ещё не закончилась и никак не хочет отпускать) Вот тут уже пошли возмущения от некоторых участников. И сообщения типа: "Я ничего не понял, напишите нормальным языком, где и когда общий сбор участников." И тогда организаторы для тех, кто не понял, написали про место и время встречи уже без шуток и иносказаний. Третье новшество: основная часть обсуждений перед походом была перенесена в чат на Телеграме. До этого много лет всё обсуждалось на Вконтакте. Многим участникам ради этого пришлось регистрироваться в Телеграме и вступать в чат, чтобы не упустить что-нибудь важное. И четвертое новшество: маршрут был разбит на 2 части. И на старте всем участникам выдали только легенду и карту для первой части маршрута. Т.е. в первые часы мероприятия никто из участников не знал, что их ждёт впереди и не мог заранее всё спланировать. И место финиша было не известно. Ещё в этом году в чате зашел разговор про медведей. Слово за слово, и так постепенно многие участники впечатлились, перепугались, началась паника. Стали спрашивать, где взять фальшфеер. Организаторы предложили оптом закупить фальшфееры и стали записывать, кто желает заказать фальшфеер. На эмоциях люди стали записываться. Набралось несколько десятков желающих. Некоторые аж по 2 штуки брали.
Место встречи всех участников было определено на ЖД вокзале г. Красноярска с 8 до 9 часов. А в 9:09 электропоезд отправился в сторону Дивногорска. На вокзале организаторы должны были проверить наличие необходимого снаряжения у участников (фонарик, фотоаппарат или смартфон с камерой, компас или навигатор, аптечка для оказания первой помощи, спички или зажигалка, телефон). А в электропоезде раздавали карты и легенды на первую часть маршрута. Данный электропоезд в расписании был указан только на 02 октября. Отличается он от такого же электропоезда на другие даты только тем, что стоянка на О.П. "Усть-Мана" была увеличена с 1 минуты до 3 минут. Ничего себе как организаторы заморочились! Они согласовали с руководством местной железной дороги ("Краспригород") об изменении расписания на день соревнований. Я приехал на ЖД вокзал примерно в 8:58. Прошёл в электропоезд. Там уже все вагоны были забиты участниками соревнований. Посторонних людей (не участников) было не много. Я прошелся по вагонам. Окинул взглядом всю эту пёструю толпу людей в спортивной и походной одежде с рюкзачками. Нашел среди них знакомых людей, поздоровался, пообщался. Организаторы прошлись по поезду и раздали легенды и карты участникам соревнований. Про КП 1 в легенде было сухо сказано, что "Организаторы объявят на старте". Напишу немного про местную географическую особенность. А то не всем будет понятен очередной прикол. Дело в том, что у нас есть посёлок Усть-Мана. И есть остановочный пункт с названием "Усть-Мана", который никакого отношения к посёлку не имеет. Он расположен в посёлке Овсянка, а до посёлка Усть-Мана от него несколько километров. Гы-гы! Кто-то когда-то накосячил много лет назад, когда давал названия остановочным пунктам. И из-за этого иногда случаются такие казусы, когда непосвященный человек по невнимательности выходит из электропоезда не там где надо. В самом посёлке Усть-Мана остановочный пункт тоже есть. Только он называется "Мана Дивногорская" в каталоге станций РЖД. Т.к. КП 2 было в районе Манского Плёса, то логичнее было выходить на о.п."Мана Дивногорская", потому что там ближе. Но, никто не знает, где было задумано организаторами КП 1. Вдруг оно где-то около Овсянки. Важно было не пропустить место Старта. Вся толпа участников вышла на о.п. "Усть Мана". И я вместе с ними. Я думал, что сейчас будет общее построение где-то на перроне или на какой-нибудь другой площадке, и организаторы объявят КП 1. Но, нет. Все пошли спокойным шагом на запад. И я пошел вместе с толпой. Думал, что там где-то через 100-200 метров соберёмся и будет объявлен КП 1. Но, толпа продолжала идти спокойным шагом по железной дороге. Идти было не очень удобно. Там не было тропы. Только щебень, шпалы и рельсы. И так мы прошли 3 километра и дошли до посёлка Усть-Мана. В чём был прикол этой прогулки? Это же самый тупой и скучный участок. Можно было сделать место старта в Усть-Мане и выйти всем на "Мане Дивногорской".
Я подумал, что организаторы протупили и согласовали с РЖД не тот остановочный пункт, который надо было. А потом пересогласовывать уже поздно было. Толпа перешла автомобильную дорогу и пошла уже по посёлку таким же спокойным шагом. КП 1 до сих пор не был объявлен. И тут вдруг я увидел, что парочки останавливаются и фотографируются около церкви в посёлке. Оказывается, церковь - это и есть КП 1. И как оказалось, оно было объявлено работниками РЖД в поезде по громкой связи. Я его пропустил, не обратил внимание. Я слышал, что среди общего "бу-бу-бу", которое вылетало из динамиков в вагоне было что-то сказано про участников соревнований. Но, думал, что это напутствие участникам от администрации РЖД. Оно звучало неразборчиво. И про КП 1 я ничего не услышал. Или не обратил внимания.
Блин, капец. Если бы знал, что так будет, то я бы вышел на Мане Дивногорской и не стал бы наматывать лишние километры по щебенке. (Впоследствии я узнал, что можно было так и сделать. И кто-то из участников так и сделал. Но абсолютное большинство участников так и не поняли хитрый замысел организаторов.) Я около церкви встретил своего знакомого Андрея. Он в этом году участвовал в соревновании с девушкой Олесей, которую я когда-то много лет назад видел в секции Горного туризма (СГТ). Я их сфотографировал вдвоём на смартфон Андрея с крутой камерой, которая выдаёт качественную картинку.
КП 2. "Запань". Я знал, что на противоположном берегу реки Мана в районе Манского плёса есть какие-то домики, но не знал, что оно так называется. Нужно было сфотографироваться на берегу напротив этих домиков. К этому КП путь пролегал по хорошо знакомой мне лесной дороге. По пути я пообщался с Андреем. Он рассказал мне про свои походы летом 2021 г, а я ему про свои. До КП мы дошли по "Альтернативной" дороге, по которой обычно не ездят автомобили. Дорога была грязная после дождя, который прошел в пятницу. Но, я был в сапогах из ЭВА. (Новенькие сапоги из ЭВА были куплены в пятницу вечером взамен тех, которые я порвал в июле на Алтае). И мне грязь была не страшна. Танки сапоги из ЭВА грязи не боятся!
Кроме меня в сапогах из ЭВА шёл мой давний знакомый Александр. Тот самый человек, от которого я 9 или 10 лет назад на форуме X-Ride впервые узнал о сапогах из ЭВА. Он эти сапоги очень хвалил и рассказывал на форуме о своих лесных прогулках в сапогах. Все остальные шли в трекинговых кроссовках и ботинках. Кто-то ноги ещё защищал с помощью гамашей.
Спустились на берег реки. Все фотографируются.
После КП 2 следующий КП был в Манаграде. Манаград - это поляна на берегу реки Мана, на которой уже несколько десятилетий на майские праздники проходит туристический слёт "Сухая Мана", на который собираются несколько десятков команд (большинство команд существуют уже много лет) и 3 дня и 2 ночи там тусят: кто-то участвует во всяких конкурсах (музыкальные, песенные, спортивные и всякий прочий креатив), кто-то приходит просто побухать. Этот слёт славится большим количеством выпиваемого за 3 дня спиртного. В остальное время в летний сезон в Манаграде функционирует база отдыха, на которую можно приехать с палатками и устроить пикник. Осенью, зимой и ранней весной это место пустует. Для меня это место тоже знакомое. Я несколько раз приходил туда в не сезон (в октябре или в апреле), чтобы погулять по туристическим стоянкам и посмотреть остатки всякого творчества участников слёта, когда там совсем нет людей. А Андрей в этом месте был первый раз. Его когда-то давно приглашал на слёт знакомый турист Юра (команда "Калабахи"), но Андрей тогда не пошел, т.к. просто пикник с пьянкой ему был не интересен. Чтобы попасть в Манаград от Манского Плёса нужно было подняться по тропе в горочку на видовку "Здравствуй, Мана". А потом спуститься вниз. По берегу пройти не возможно, т.к. там есть скальный прижим. Я там ходил по берегу под скалой летом и в некоторых местах приходилось проходить вброд, наступая в воду. В феврале-марте там можно спокойно пройти по льду. В этот раз я не стал проверять брод. И пошёл как все, по тропе через гору.
В Манаграде я снова сфотографировал Андрея и Олесю. Андрей сказал в шутку, что я теперь их личный фотограф. И выдавал мне свой смартфон, чтобы я их сфотографировал. Фотографироваться нужно было на фоне больших деревянных букв надписи "Манаград" на центральной поляне базы.
Немного арт-объектов, сфотографированных по пути:
Дальнейший путь для меня был не знаком. Я ни разу не ходил от реки Мана до реки Слизневой по лесу. Следующий КП был на заброшенной военной части ПВО. Около бойницы бетонного ДОТа (долговременная огневая точка). От Манаграда мы поднимались по грунтовой дороге, которая делала несколько изгибов на подъёме. Погода была прекрасная: сухо, тепло, малооблачно, даже солнце светило между облаков. Стало даже жарко. Я шел без ветрозащитной куртки. Только в термобелье и флисовой куртке. Андрей снял с себя тёплую флисовую куртку и надел лёгкую курточку вместо неё. Близко от нас шли по дороге знакомые туристы из СГТ. Например, сёстры Виктория и Женя.
Олеся шла медленно, часто отставала. Андрей иногда останавливался, чтобы подождать её. По пути они сделали остановку, чтобы съесть бананы. Я успел только съесть половину бутерброда. И глотнуть воды. Но, пришлось сложить еду обратно в рюкзак, чтобы не отставать от Андрея. Грунтовая дорога вышла к автомобильной дороге, которая идёт к посёлку Манскому. Александр со своим товарищем остановились около плаката с указателем на Манаград. И стали фотографироваться. И спросил у нас: "А здесь нужно фотографироваться?" Мы ему ответили, что фотографироваться нужно было напротив больших деревянных букв в самом Манаграде на поляне. Александр с товарищем пошли обратно в Манаград, чтобы сделать нужное фото на КП. Я им только мысленно посочувствовал. Т.к. им пришлось вернуться на 2,7 км назад, а потом снова подниматься в горочку. Они тоже были первый раз в Манаграде. И не внимательно читали легенду. А там всё было написано четко и однозначно. Но, как было уже написано про таких людей, "Герои не читают инструкций. Герои слушают шепот звёзд". Больше я уже не видел Александра. Их команда безнадёжно отстала.
С главной автомобильной дороги мы снова ушли на грунтовку, чтобы искать заброшенную военную часть ПВО. Нашли без проблем. Теперь нужно было найти ДОТ. Мы пошли в лес за толпой людей и через несколько метров нашли какой-то бетонный бункер с прямоугольным входом. Сфотографировались напротив входа. Вернулись на дорогу.
Потом через 100 метров увидели, что толпа людей собралась около ещё какого-то бетонного сооружения. Внизу бетонной стены было квадратное отверстие. Наверное это и есть бойница. На всякий случай сфотографировались и здесь тоже. Я пошутил: "Надо теперь фотографироваться около каждой бетонной будки. Возможно, какая-то из них окажется нужным КП".
Следующий, 5-й КП был на Слизнёвской видовке. Я там был несколько раз, но всегда заходил от поселка Слизнево. А вот со стороны Маны я там никогда не ходил. Для меня это всё новые места. Дорога проходила по лесу, потом по полю, заходила в дачный массив, потом опять по лесу. Дорога была нарисована на карте OSM. И все группы шли по этой дороге. Идти нужно было долго, 7,5 км. И на этом КП нужно было получить следующие инструкции, чтобы узнать, где находится Спецучасток. (Да, до сих пор место расположения Спецучастка всё ещё было тайной!)
Собственно весь участок от электропоезда до КП 5 являлся прогулкой без элементов ориентирования по дорогам, которые были на карте OSM, которая была на смартфоне у большинства участников. Искать почти ничего не нужно было. Тупо идёшь по проложенному маршруту и нагуливаешь километры ногами. В этом году не было никакого бурелома. Даже по тропе пришлось ходить только один раз. Это спуск от видовки "Здравствуй Мана" до Манаграда. И только перед КП 5 возник перекрёсток дорог, которого не было ни на карте OSM, ни на бумажной карте. А Слизнёвской видовки не было на карте OSM. На бумажной карте она была указана, но, дорога к видовке не была нарисована. И нужно было включать мозги, чтобы сообразить, куда повернуть. Вот тут то можно было нагулять лишние километры. : - ) На очередном спуске под горочку я разогнался в сапогах по грязи. А Андрей с Олесей немного отстали от меня.
Я увидел знакомых людей на перекрёстке. Спросил у них: "Мы правильно идём?". И пошёл дальше за ними. Потом уже на дороге стал встречать много других знакомых, которые уже побывали на КП 5 и возвращались обратно. Увидел Олю и Олега. Спросил у них: "Вы там узнали тайну дальнейшего маршрута?" "Да, узнали."
На подходе к КП 5 я увидел много парочек, которые сидели в разных местах на травке в лесу и обедали. В том числе увидел Ольгу с её напарником. Ольга бегает быстро. После электропоезда я её больше не видел. И только сейчас встретил на перекусе.
На Слизнёвской видовке (КП 5) был столик с лавочками (место для пикника). Там происходила такая сцена: около столика стоит сотрудник ГО и ЧС в оранжевом жилете, у него рация на столе, которая запитана от большого аккумулятора. К нему выстраивается очередь из участников соревнований. Когда подходит очередь, представитель каждой команды связывается по рации с другим сотрудником МЧС, называет номер команды и спрашивает дальнейших инструкций. И каждому участнику сообщается одна и та же информация: "Идите к набережной в посёлке Овсянка". Стало понятно, что Спецучасток - это переправа через реку Енисей на другой берег.
Я дождался, когда подойдут Андрей и Олеся. Андрей был очень недоволен, что на карте в смартфоне нет Слизневской видовке. И раздраженно рассказывал, что он чуть не заблудился. Возмущался, что на бумажной карте организаторы не нарисовали перекрёсток и дорогу к видовке. "Ты хоть был на этой видовке, знаешь, что это, и где это, хоть и заходил с другой дороги. А я вообще, х.з. что это за видовка и где её искать!", говорил он мне. Но, именно в этом то и состоит весь смысл, азарт и веселье соревнований с элементами ориентирования. ГПзС - это ни в коем случае не трэйлраннинг, в котором весь путь размечен флажками, а участники только бегут по этим флажкам на время, полностью выключив мозги. На ГПзС иногда приходится думать, искать, самостоятельно выбирать маршрут. Т.е. это соревнования по смыслу больше похожие на рогейн. Так что, я думаю, что Андрей напрасно обижался и ворчал.
После выполнения ритуала (фото на видовке и сеанс связи по рации) на КП5 Андрей и Олеся наконец-то присели, чтобы основательно перекусить бутербродами. Я посидел за компанию с ними, попил чаю. Бутерброд свой я уже съел, пока ждал их. В легенде было написано, что КП5 закрывается в 15:00. (Сотрудник ГО и ЧС соберёт рацию, уйдет и всё. Тю-тю.) Андрей и Олеся пришли примерно за 15 минут до закрытия. Но, сзади на маршруте оставалось ещё много команд, которые отстали. И чтобы не обламывать много участников, организаторы приняли решение продлить работу КП 5 до 16:00. И сообщили об этом по рации сотруднику МЧС.
Мы стали спускаться по дороге в Овсянку. Рядом с нами шла группа людей, у которых на рюкзаке висела звуковая колонка. А из колонки доносилась музыка. Я им сделал замечание, типа "Зачем вы с собой в лес взяли звуки города. Почему бы вам не слушать звуки леса." Люди музыку не выключили, а только ответили: "Иди, иди отсюда!" Или что-то похожее по смыслу. "Что вообще за люди стали приходить в ГПзС!", подумал я. Не люблю я, когда кто-то в лесу включает музыку. Хочешь слушать музыку на ходу - вставляй в уши наушники и слушай сколько влезет! Но, не вторгайся к другим людям со своей музыкой. Не загрязняй природу вокруг себя посторонними звуками. Чтобы не слышать не свойственные для леса звуки, я снова разогнался на спуске с горы. Я легко и непринужденно скатывался по грязной дороге в сапогах. Не пытаясь идти рядом по траве.
В какой-то момент я остановился посреди дороги. Рядом никого не было. Я посмотрел в лес. В лесу в нескольких метрах от меня остановилась лиса! Она замерла и внимательно смотрела на меня. Я тоже замер и не делал резких движений. Так мы переглядывались глаза в глаза около минуты. Потом близко подошли люди, лиса испугалась и за долю секунды скрылась в лесу.
Вскоре меня догнали Андрей и Олеся. Я им показал лису на фотоаппарате. Олеся уже сильно устала, шла медленно. Андрей стал на неё ворчать. И пытался её уговорить ускорить темп ходьбы. Мы прошли 24 или 25 км по данным Андрея. Т.е. это примерно половина маршрута 40+. Я к этому времени тоже почувствовал усталость в ногах. Но, ещё мог бодро идти.
Мы вышли к федеральной автомобильной дороге. Справа был надземный переход. А дорога на набережную была слева от нас. Так и хотелось просто перебежать и дальше идти. Не люблю надземные переходы. И полностью согласен с урбанистами типа Ильи Варламова и Макса Каца, что надземные переходы - это зло. Они провоцируют людей нарушать ПДД, а водители в таких местах не готовы встретить пешеходов и могут сбить пешехода, выбежавшего на дорогу. Ведь рядом с надземным переходом нет "зебры" и нет дорожных знаков "Пешеходный переход". На той же самой дороге в Усть-Мане, Дивногорске и в Красноярске около Турбазы есть пешеходные переходы. И всё нормально. Люди переходят дорогу не напрягаясь. Водители их пропускают и дальше едут. А вот в Овсянке для чего-то попилили бюджет и построили переход. Типа проявили заботу о безопасности людей.
Ладно. Мы на соревнованиях. Здесь нужно соблюдать правила ПДД. Пришлось идти через надземный переход. А на другой стороне дороги прямо на выходе с надземного перехода стоит женщина и раздаёт монеты, слепленные из керамики всем участникам ГПзС. Говорит, что эти монеты понадобятся на набережной. Ха-ха! А вот и очередной прикол от организаторов. Кто перебежал дорогу в неположенном месте, тот не знал, что нужно получать монету. Прибежит на набережную и обломается.
После этого мы пошли дальше по улице посёлка в сторону набережной. А тут такое! Я конечно понимал, что будут сотрудники МЧС. Но, полагал, что будут только несколько человек, которые будут переправлять на лодке или лодках на другой берег. А их оказалось намного больше, чем я ожидал. Я просто офигел.
С начала был стол, на котором участникам ГПзС выдавали противогазы. Для получения противогаза нужно было показать керамическую монету. До набережной нужно было дойти в противогазе.
Я вспомнил старый анекдот: - Папа, пусть ещё слоники побегают. - Сынуля, ну они же устали. Пускай отдохнут. - Ну, пожааааалуйста! Ну, пусть ещё слоники побееееегают!!! - Ну, хорошо. Офицер поворачивается к солдатам и командует: - Надеть противогазы! Бегом марш!
Я спустился на набережную. Оказывается, в противогазе нужно было пройти всего лишь 40 или 50 метров. Потом противогаз нужно было снять, подойти к очередному столику и сообщить свой номер команды. После этого нужно было идти к лодкам и занимать очередь на переправу. Противогазы нужно было сохранить и носить с собой до самого финиша. (Организаторы до начала соревнований предупреждали о том, что будет выдаваться каждому участнику свёрток массой около 1 кг. И этот свёрток нужно будет донести до финиша)
На берегу Енисея сотрудники МЧС надевали спасательные жилеты на участников соревнований. И перевозили на моторных лодках на другой берег Енисея. Садили по 4 пассажира (2 команды) на каждую лодку.
Я прошелся по набережной, пофотографировал сотрудников МЧС. В очередной раз удивился тому, сколько людей из службы МЧС пригнали в субботу для обслуживания соревнований. Интересно, как это получилось у организаторов? Такая многочисленная толпа сотрудников МЧС ведь не бесплатно же вышла поработать на целый день. У них это был или законный выходной, или они могли в рабочее время заниматься своей какой-то основной штатной работой. А кроме людей там ещё куча техники была: моторные лодки, автомобили, палатки. Несколько сотен противогазов достали со склада.
Андрей и Олеся сели в лодку вместе с какой-то другой командой и уплыли. Мне только оставалось помахать им ручкой.
Итого. Маршрут перед Спецучастком мне показался несложным. Почти весь маршрут прошел по дорогам. Бурелома и сложного рельефа (крутые горки, скалы) не было вообще. Небольшая сложность с поиском КП возникла только перед КП 5. Да и то, учитывая то, что там толпы людей шли туда и обратно, найти КП 5 мне было не трудно. Набор и сброс высоты тоже не значительный. Я нагулял 24.4 километров (посчитано уже дома по карте на компьютере). Я немного устал, но не критично. Погода была отличная. Тепло и сухо. Такое ощущение, что организаторы смогли договориться не только с администрацией РЖД и МЧС, но и с небесной канцелярией. Ну и конечно же руководителям респект за проявленную фантазию. Т.к. в окрестностях Красноярска всё, что можно, уже пройдено за последние несколько лет, то для того, чтобы участники не заскучали, приходится изобретать что-то новое.