Кохош и Маранкуль. Август 2021. Часть 2. Восхождение на вершину Кохоша.
Sep 27, 2021 19:31
В этой части я хочу рассказать о нашей прогулке на вершину горы Кохош и показать фотографии Стоктышских озер.
Краткая информация из Википедии: Кохош - гора, наивысшая отметка (2524 м над уровнем моря) Онинского хребта Западного Саяна на территории Таштыпского района Хакасии. Вершина плоская, со снежниками. Склоны крутые. На северном склоне встречаются скалы-останцы высотой до 15 м и каменистые россыпи. Лесная растительность встречается до высоты 2200 м. На северном склоне из цирковых озёр берет начало река Большой Он.
Наш палаточный лагерь стоял на высоте около 2000 метров на берегу одного из Стоктышских озер. Во вторник мы дошли сюда от базы отдыха "Снежный барс". Более подробно об этом я написал в предыдущем посте. А в среду у нас был запланирован радиальный выход на вершину горы. Об этом читайте ниже. [Spoiler (click to open)]
Утром на рассвете лучи солнца согрели нашу палатку. Я её специально так поставил, чтобы с восточной стороны деревья не загораживали солнце. Этой ночью было не так холодно, как во время предыдущей ночевки на берегу реки около базы. На траве не было инея. Температура в градусах цельсия была выше нуля даже за пределами палатки. Я думал, что будет холоднее. И поэтому поздно вечером перед тем как лечь спать я нагревал воду на костре в котелке. И заливал воду в пластиковые бутылки. Бутылки с горячей водой я ложил в спальный мешок себе и Кате. До утра вода в бутылке успевает остыть. И утром всё равно будет холодно. Но, примерно 1,5-2 часа можно поспать в тепле, пока бутылка с водой ещё горячая внутри спальника.
А на берегу озера было холоднее на 2-3 градуса. Лужи рядом с озером были покрыты очень тонким как стекло льдом. На самом озере на поверхности льда не было. Поверхность озера была гладкая и как зеркало отражала окружающие горы. Такое зрелище бывает обычно рано утром в безветренную погоду.
Днём на озере появляется лёгкая рябь. И идеальное зеркало уже не наблюдается.
Утром рыбы плавали близко от берега. Но, когда я подходил ближе, чтобы их рассмотреть и покормить крошками печенья, рыбы пугались и уплывали от меня. Близко не подпускали. Они пугались любого движения. А крошки печенья их не заинтересовали вообще. Зато рыбы очень сильный интерес проявляли к маленьким мухам, которые летали в воздухе. Когда мошки пролетали низко над водой, рыбы выпрыгивали из воды на 2-3 сантиметра и хватали мошек.
Раньше всех в лагере проснулся и вышел из палатки Александр. Когда я вышел из палатки, чтобы пойти к озеру и понаблюдать за рыбками, он уже успел приготовить завтрак. Александр готовил пищу на газовой горелке типа "Jet Boil". Когда я начал разжигать костёр, Александр уже поел и стал собираться. Когда я поставил на костёр котелок с водой, Александр попрощался с нами и пошел в одиночку гулять. Постепенно просыпались и выходили из палаток другие участники похода. Но, некоторые самые стойкие любители утреннего сна выходили из палаток только тогда, когда я громко кричал на весь лагерь, что каша уже готова и она скоро остынет. Таким любителем утреннего сна обычно была Хайвалам. Погода стояла солнечная. Ни единого облачка на небе. Дрова были идеально сухие. Дров много. Поэтому готовить на костре было легко и приятно. На завтрак у нас была молочная каша с добавлением изюма, грецких орехов и сгущеного молока. Я в августе в кашу обычно ещё добавляю ягоды. Но, на берегу озера мы с Катей смогли собрать только небольшую горсть голубики. Больше ягод рядом не было. После завтрака я подготовил продукты для перекуса. И мы стали собираться. Вышли из лагеря и пошли по берегу озера в сторону ручья, который впадает в озеро. Юра увидел рыб в озере, и это его взволновало. Он стал вслух рассуждать о том, как бы их поймать, а потом сварить или поджарить. Но, у нас с собой не было ничего такого, чем можно попытаться поймать рыбу. Ни лески с крючком, ни сетки. А голыми руками таких пугливых рыб не поймаешь.
В правой части фотоснимка самая высокая гора - это Кохош.
Мы поднялись от озера вверх по камням около ручья.
Вперед убежали Алексей и Алина. Они не привыкли кого-либо ждать. Идут быстро. Физическая подготовка позволяет. Я шел предпоследним. Быстро подниматься в гору я не могу. Мощности не хватает. Ну а самым последним шёл Леонид. Ему было тяжелее идти, чем всем остальным.
На 200-300 метров выше нашего лагеря в цирках было ещё несколько маленьких озёр. Алина и Алексей успели сходить к одному из этих озер, пока мы поднимались и ждали Леонида.
Мы стали дальше подниматься по холму и встретили первый снег в этом сезоне. Это не прошлогодний снег. Это снег, который успел уже выпасть в середине августа до нашего приезда. И ещё не успел полностью растаять в солнечную погоду. Так что снежники, про которые написано в Википедии, на нашем пути были. По пути нам иногда попадались полянки с шикшей, брусникой, голубикой. Но, не очень много. Мы пару раз останавливались на полянках, чтобы поесть ягод.
Справа я сфотографировал ещё одно озеро в цирке.
Мы прошли по полянам с травой постепенно набирая высоту и дошли до подножия горы. Дальше подъём проходил по курумнику. Алексея и Алины давно уже не видно. Юра, Хайвалам и Катя тоже далеко впереди. Я поднимаюсь по курумнику в силу своих возможностей. Мне тяжело в гору идти. Иду медленно. А где-то позади потихоньку поднимается Леонид. Он сильно отстал. Но, не сдаётся. Продолжает идти.
Я оглянулся и увидел среди кучи курумника Александра. Он был уже далеко и почти сливался с окружающими камнями. Он уже побывал на вершине раньше нас и в этот момент он уже спускался. Я его сфотографировал с 30-кратным увеличением.
До вершины оставалось уже немного пройти. Я периодически оборачиваюсь, чтобы проследить, где там идёт Леонид. Внизу видны Стоктышские озёра. Наши палатки стояли на берегу среднего озера (в левой центральной части фотографии).
А вот и вершина. Наши люди там уже отдыхают.
Я дошел! Ура!
Вершина Кохоша плоская. На ней установлен триангуляционный знак (железная конструкция на трёх ножках), несколько деревянных конструкций и есть турик, сложенный из камней.
В турике Юра нашёл пластиковый флакон с запиской.
Записка довольно старая (01 июля 2007 года). Группа из Саяногорска 6 человек и 1 овчарка. В их записке написано, что они сняли записку группы из Красноярска, датированную 14 февраля 2007 года. (Ого! Люди тут поднимались зимой. Видимо это был лыжный поход с зимней палаткой) И дальше там было написано такое: "Четверо из этой группы погибли в этом походе на водопаде Улуг-Холе" (Примечание: Улуг-Холь - это самый большой водопад в Хакасии. Высота всего каскада 500 метров. Водопад расположен далеко от цивилизации, поэтому про него очень мало кто знает).
Когда пришёл Леонид, на вершине горы у нас был организован общий обеденный перекус.
Потом я предложил прогуляться по гребню на соседнюю вершинку. План-минимум мы уже выполнили, на главной вершине уже побывали. Но впереди было ещё много времени в запасе. И я озвучл 2 варианта: план-медиум - это дойти до соседней вершины и от неё пойти в лагерь, план-максимум - дойти до третьей вешины. Получится кольцевой маршрут по горам вокруг нашего озера. Юра сразу сказал, что ему достаточно подъёма на главную вершину. Он свой план минимум выполнил. И тепербь пойдёт вниз к озеру. Т.к. ему ещё хотелось искупаться в озере в солничную погоду. Я думал, что вместе с Юрой вниз спустится Леонид. Но, на удивление Леонид сказал, что он готов идти дальше по гребню на соседнюю вершину. Пока мы отдыхали, Леонид успел запустить свой квадракоптер. И полетал вокруг горы Кохош.
Юра с нами распрощался и пошёл один вниз тем же путём, как поднимался. А мы пошли по гребню.
С южной стороны склон хребта был относительно пологий и покрытый травой. А на северной стороне склон был крутой, со скальными обрывами и снежниками.
По гребню идти было легко. Никаких особых препятствий не было. Мы фотографировались на фоне скальных обрывов.
В одном из кулуаров я увидел крутой спуск с сыпухой и вспомнил, как мы когда-то спускались на Ергаках с перевала Близнецы (1Б) по такому же кулуару. Посмотрел, показал Кате, вспомнил, как она спускалась на Близнецах. И мы пошли дальше.
План-максимум - это вот та ближайшая вершина, которая справа на фотографии. На неё подняться - это как с Малого Боруса сходить на Большой Борус. Но, я передумал. Мне стало лень. Это ведь просто большая куча курумника. Ничего интерсного скорее всего там уже для меня не будет. А подниматься вверх мне уже не хотелось. И я предложил ограничиться планом-медиум. И дальше уже не ходить. Но, Алина и Алексей решили, что им этого мало и пошли дальше. Они были настроены на выполнение максимального плана. Итак, мы в очередной раз разделились. Я, Катя, Хайвалам и Леонид стали спускаться вниз по курумнику, а Алина и Алексей пошли дальше по гребню.
Внизу было озеро, похожее на одноклеточное существо из подцарства Простейшие, класс Жгутиковые. Уже дома в интернете я нашёл название типичного представителя этого класса. Это эвглена зелёная. Да, это озеро похоже на эвглену зелёную. А жгутик - это ручей, который впадает в озеро.
Ручей вытекает из-под морены. Здесь когда-то был ледник, который наворотил эту кучу камней. Ледник растаял, а морена осталась.
Леонид спускался долго. Мы успели посидеть и отдохнуть, пока его ждали. Потомы спустились к небольшому озеру.
В этом озере живут насекомые, которые изготавливают себе домик из подручных материалов. Они склеивают вокруг себя трубочку из соринок, травинок, песчинок. И ноят этот дом на себе. Насекомое вылезает наполовину из домика и передвигается по дну озера вместе с домиком, цепляясь лапками за грунт. В случае опасности оно прячется в домике. Таких насекомых я уже видел раньше на озере Эхо на Ергаках.
После отдыха на берегу озера мы подошли к ручью, по которому мы поднимались утром.
Около ручья мы с Катей набрали зеленого лука для вечернего супа.
Потом мы спустились на берег нашего озера и пришли к лагерю. В лагере уже были Юра и Александр. Я расспросил Александра, куда он ходил после главной вершины. Он сказал, что сходил на озера в цирке. Он прогулялся к тому озеру, которое находится под мореной. Алины и Алексея не было очень долго. Мы уже начали волноваться. Обсуждать, что с ними может случиться. Я сказал про них что-то типа такого: "недостаток здравого смысла у них компенсируется избытком выносливости". Через пару часов они пришли в лагерь. Я стал готовить ужин. Достал тушенку, специи. И никак не мог найти пакетик с рисом. Я спросил у всех своих товарищей: "Ни у кого в рюкзаке не завалялся пакет с рисом?" Нет. Не завалялся. Все сказали, что они достали и отдали все общественные продукты, которые они несли от базы до озера. А пакетика с рисом нет. Вот в этот момент и обнаружилась ошибка, которую я допустил при дележе продуктов в понедельник вечером в темноте при свете фонарика. А-а-а-а! Как же так!!! Как же я мог так проколоться! Я же не положил пакет с рисом. Он остался в автомобиле. Это ж надо ж такое! Я много лет занимаюсь подготовкой продуктов к походу. Я мог не рассчитать оптимальное количество галет, печенья или конфет на группу (может чело-нибудь не хватить на последние 1-2 дня похода или наоборот что-то лишнее остаётся после похода). Тут трудно точно угадать, у кого какой аппетит будет. Но вот количество пакетов с крупой у меня всегда четко соответствовало количеству готовок. А тут такое! "Акелла промахнулся!" Я сгорал изнутри от стыда. Меня мучила совесть. В итоге мы насобирали то, что было, чтобы не есть пустой бульон из тушенки. Катя достала и почистила картофелину. (Она подобрала её, когда мы выходили с тропы на асфальт. Кто-то выбросил целые картофелины на поляне. А Катя взяла, чтобы испечь картофелину в углях) Хайвалам достала морковку из рюкзака. (Она с собой взяла мытую нечищенную морковку в поход.) Алина из своего личного рациона выдала нам маленький пакетик с рисом. Сказала, что это у неё был запасной пакетик. Что мы можем съесть этот рис, а она от этого не пострадает. Я сварил суп на 6 человек из 2 банок тушенки, одной морковки, одной картофелины и маленького пакетика риса (50 гр.) с добавлением приправ и свежего зеленого лука. В прикуску с галетами вроде бы ничего, сытно получилось. (Потом, когда вернулись к автомобилям, я попытался отдать Алине наш пакет с рисом. Вернуть взятый взаймы рис да ещё с процентами. Она отказалась. Не взяла.) Вечером я снова заливал горячую воду в бутылки, относил их в палатку и складывал в спальный мешок.
На следующий день мы должны были вернуться к автомобилям, забрать вторую часть продуктов и пойти по другой тропе на озеро Маранкуль.