Мифы Великой войны. "Депортация" крымских татар: факты истории против фактов сознания Анализируя данные по периоду оккупации, академик Украинской академии политических наук П. Хриенко приходит к нелицеприятному выводу: «Если... в научном обороте останется указанная цифра…, то действительно в истории сохранится факт массового предательства». И далее: «факт массового предательства, если верить цитируемым документам, налицо»[1].
Обычно в таких случаях в ответ можно услышать, что предатели в Великой Отечественной войне встречались самой разной национальности. Совершенно верно. Вопрос в другом: сколько их было и какую часть от своего народа они составляли?
Такие данные есть в архивах Потсдама и Москвы. И они опубликованы. Общее число граждан СССР, служивших рейху в различных воинских частях - до 180 тысяч. Из них: до 40 тысяч - кавказские и «туркестанские» части; до 10 тысяч - дивизия СС «Галичина»; около 28 тысяч - войска РОА 599-й бригады; до 10 тысяч - «казачьи» части; 15 тысяч - т. н. «зенитчики» (военнопленные, завербованные в части ПВО); около 40 тысяч - жители Прибалтики[2]. Не трудно подсчитать, что их общая численность составляла не более 0,1% от всех граждан СССР. При этом более половины из них - представители национальных окраин. В этом списке нет, разумеется, тех, кто не был карателем, но по тем или иным причинам сотрудничал с оккупационными властями. Они не учитываются и среди татар. Недаром в татарской газете «Азат Крым», издававшейся в годы оккупации, говорилось, что не 10%, а 15% крымских татар являются активными помощниками новых властей. Сравним эти цифры: 0,1% предателей от всех граждан СССР и 10% от общей численности крымских татар - разница получается в 100 раз.
Нередко также говорят, что татар заставили, что они шли служить немцам вынужденно, под давлением обстоятельств. Возможно, что какая-то часть оказалась именно в таком положении. Но не будем сравнивать условия, в которых оказались татары, с положением военнопленных, попавших в немецкие концлагеря. Значительная часть их погибла от нечеловеческих условий жизни и труда. И все же, несмотря на это, доля тех, кто решил пойти служить рейху, чтобы вырваться из концлагеря и таким образом уцелеть, была всего 2-3% от их общего числа[3].
Итак, «действительно массовые предательства среди крымских татар были»[4], но можно ли обвинять весь народ? 20 тысяч - это много или мало? Насколько сам крымскотатарский народ разделяет ответственность за своих сыновей? Не надо видимо говорить, что в борьбе против фашизма участвовал весь советский народ, но каждый на своем месте. Весь народ не может брать в руки оружие, ибо есть предел, какой может позволить себе страна на содержание воюющих на фронте солдат. Напомним, что 93 тысячи призванных в армию крымчан составляли 8,2% от всех жителей Крыма[5]. По данным начальника Генерального штаба генерала С.М. Штеменко максимальная численность Советской Армии в годы войны была 11 миллионов с небольшим, что составляло, по его мнению, 6% от всего состава населения (с учетом потерь в войне - около 8%)[6]. И это в стране, которая все свои силы бросила на войну с врагом, действуя по принципу «Всё - для фронта, всё - для победы!» Численность сотрудничавших с оккупантами татар составляла от их общей довоенной численности около 10%. Много это или мало? Скорее всего, достаточно, чтобы говорить не об отдельных «отщепенцах», а о неком общем настрое, типичном для большинства крымских татар. Ведь если бы сотрудничество с оккупантами осуждалось в их общей массе, оно бы никогда не стало массовым явлением. И Сталин это, видимо, хорошо понимал. Понимал и действовал в условиях продолжавшейся войны, руководствуясь логикой войны, помноженной на логику Системы, поставленной на грани выживания; Системы, рассчитанной и настроенной на выживание и победу, чего бы ей это не стоило.
Сейчас, вспоминая о Великой Отечественной войне, мы всё чаще говорим о цене, какую пришлось заплатить за победу, и это, видимо, нормально. Страшная цена, чудовищно огромная. Но если бы все тогда начали думать об этом, войну бы не выиграли. Каждый народ, начиная или вынужденно принимая эту Войну, понимал, что на карту поставлено всё, и должен был быть готовым жертвовать во имя победы многим, если не всем. И тогда это было всем понятно. Мы поняли сейчас, насколько это было чудовищно, но не поняли, насколько эффективно. Не поняли, потому что тогда не жили.
Теперь о наказаниях в условиях войны. Напомним, что сразу после начала войны с Японией руководство США отдало распоряжение всех, находившихся в стране представителей японской национальности, поместить в специально для этого созданные концлагеря[7]. Их отправили вглубь страны. Быстро и организованно. Что они там выдержали, не трудно догадаться. И это при том, что непосредственной угрозы нападения на США и их последующей оккупации не было. Угрозы нападения не было, но была угроза безопасности страны в условиях тяжелой войны, где ставка была слишком высока, чтобы не принимать тяжелых, для многих людей трагических, но стратегически оправданных и неизбежных превентивных мер, приведших в конечном итоге к победе и позволивших спасти тысячи и тысячи жизней мирных граждан.
Мы знаем также, каким жестоким наказаниям нередко подвергали противники мирных жителей воюющей страны. Примером тому служат бомбежка англо-американской авиацией Дрездена, приведшая к гибели десятков тысяч мирных жителей в течение нескольких дней, разрушение Токио, трагедия Хиросимы и Нагасаки, напалм и ковровые бомбардировки во Вьетнаме, уничтожение американцами мирных жителей вьетнамских деревень всеми средствами, включая химическое оружие. Погибшие мирные жители не воевали непосредственно, но сочувствовали, и по мере сил помогали тем, кто воевал. И были уничтожены. Где расчетливо, а где на помноженных страхом эмоциях. Это страшные, особо трагичные страницы каждой войны. Особенно, современной. Когда с мирными жителями расправлялись, поступив так не по нормам международного права, а по законам войны. Бесчеловечным законам, которые не учитывают смысл и целесообразность человеческих прав и свобод, а исходят из принципа уничтожения любых ресурсов противника, в том числе и людских.
Уточним, что в данном случае мы намеренно взяли те случаи, которые кажутся бессмысленными и чудовищными с точки зрения обычного здравого смысла. Массовые убийства, которые были осуществлены армиями стран, давно провозгласивших принципы демократии и гуманизма основополагающими нормами международного права. Стран, испытавших ужасы военных потерь, но не видевших на своей территории десятки полностью разрушенных городов, сотни выжженных сел и деревень, миллионы уничтоженных людей.
Когда в Великой Войне стоит вопрос о жизни и смерти уже не людей, а стран и народов, когда безжалостный враг использует все средства для массового уничтожения, превращая целые районы в мёртвую зону, было бы странно ожидать иного в ответ. Мы можем сейчас лишь догадываться, какая волна ненависти поднялась в душах советских людей при виде зверств нацистов. Она помогла им выстоять и победить, но не обрушилась на головы немецкого населения, испытавшего все тяготы оккупации, но не узнавшего ужасы того порядка, который они породили и принесли другим народам, потому что солдаты Советской Армии за крайне редким исключением оставались людьми. Не видим мы этого и в отношении крымских татар. Более того, на фоне чудовищных зверств, осуществлённых нацистами и их приспешниками в СССР или американцев во Вьетнаме, акция, сделанная по указанию И.В. Сталина в отношении крымских татар, выглядит даже гуманно. Так что кровожадность его, видимо, была сильно преувеличена. Так же как и свирепость русских солдат, не оставивших после себя ни сожженный дотла Дрезден, ни Хиросиму, ни Лидице, ни Хатынь, ни Сонгми.
Что же мог сделать И.В. Сталин с крымскими татарами в условиях войны после освобождения Крыма? У него было три возможных варианта:
- последовательное и беспощадное наказание всех крымских татар, виновных и причастных к истреблению советских людей (проведение развернутых следственных мероприятий по выяснению полной картины причастности татар к карательным акциям против местного населения, выявлению всех виновных, от конкретных действующих лиц до их прямых и косвенных пособников; тотальные зачистки с быстрым и беспощадным наказанием всех, в той или иной мере, причастных к уничтожению населения и военнопленных);
- насильственное выселение всех татар, но не на поселения в Среднюю Азию, а в сибирские концлагеря, с последующим расследованием всех преступлений времен войны с их участием, определением степени вины и наказания каждого от карателя до пособника в проведении геноцида крымчан;
- организованная насильственная высылка на поселения, с автоматическим списанием конкретных обвинений в преступлениях, в места компактного проживания мусульман с последующим оказанием помощи в обустройстве.
Каждая из этих мер вполне сообразуется с логикой Большой Войны и Системы, но степень наказания в них разная. Стоит ли говорить, что из них был выбран самый щадящий вариант? Самый щадящий для Крыма и крымчан, для СССР, и даже для самих крымских татар.
Библиографический список
1. Амит Э. Никто не забыт и ничто не забыто // Звезда Востока, 1989. №9, с.101-115.
2. Басов А. Крым: прошлое и настоящее // Аргументы и факты, 1988. №33.
3. Затянувшееся возвращение // Слава Севастополя, 1991. 18 июля.
4. Как «разжаловали» Крым. Беседа с народным депутатом РСФСР, председателем комиссии по самоуправлению В.А. Сердюковым // Слава Севастополя, 1990. 29 августа.
5. Кара-Мурза С. Г. Антисоветский проект. М.: Изд-во Эксмо, 2003. 416 с.
6. Крым в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. / Сост. В.К. Гарагуля, И.П. Кондранов, Л.П. Кравцова. Симферополь: Таврия, 1994. 208 с. (Вопросы - ответы: Вып.4).
7. Крым многонациональный / Сост. Н. Г. Степанова. Симферополь: Таврия, 1988. 144 с. (Вопросы - ответы; Вып.1).
8. Крымско-татарские формирования: документы Третьего рейха свидетельствуют // Военно-исторический журнал, 1991. №3. с.89-95.
9. Лозунько С. Концлагеря спасают Америку [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://maxpark.com/community/politic/content/175149310. Мальгин А.В. Партизанское движение и «татарский вопрос». 1941-1944 гг. Симферополь: СОНАТ, 2008. 188 с.
11. Манштейн Э. Утерянные победы: Перевод с нем. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. 640 с.
12. Панарин А.С. Народ без элиты. М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2006. 352 с.
13. Пулатов Т. Всем миром - помочь братьям // Дружба народов, 1988. №12 с. 201-208.
14. Путин: Зачем ты дал ей слово на пресс-конференции?, Собчак задает вопрос Путину 18.12.2014 [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=sDz7u3N2lFk15. Решин Л. «…Русские пленные добровольно служить не идут…» Секретные документы вермахта и СС о формировании воинских частей из советских граждан // Известия, 1990. 28 мая Сенченко Н.И. Общество истребления - стратегическая перспектива «демократических реформ». К: МАУП, 2004. 224 с.
16. Романько О.В. Мусульманские легионы во Второй мировой войне. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. 312 с.
17. Сенченко Н.И. Общество истребления - стратегическая перспектива «демократических реформ». К: МАУП, 2004. 224 с.
18. Сообщение ТАСС // Известия, 1987. 25 июля.
19. Хриенко П. Татары Крыма: три проблемы парадигмы репатриации // Крымская правда, 2000. 7 октября.
20. Шлезингер-мл. А. М. Циклы американской истории. М.: Прогресс-Наука, 1992. 686 с.
21. Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. Книга 2-я, М.: Воениздат. 1973. 578 с.
22. Чикин А.М. Ахиллесова пята // Российская Община Севастополя, 2004, № 2-6.
23. Hoffmann J. Ostlegionen 1941-1943. Turkotataren, Kaukasier und Wolgafinnen im deutsche Heer. Freuburg: Rombach Verlag,1976.
Ссылки
[1] Хриенко П. Татары Крыма: три проблемы парадигмы репатриации // Крымская правда, 2000. 7 октября.
[2] Решин Л. «…Русские пленные добровольно служить не идут…» Секретные документы вермахта и СС о формировании воинских частей из советских граждан // Известия, 1990. 28 мая.
[3] Там же.
[4] Хриенко П. Татары Крыма: три проблемы парадигмы репатриации // Крымская правда, 2000. 7 октября.
[5] Крым в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. с. 160.
[6] Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. Книга 2-я, М.: Воениздат. 1973. с. 506
[7] См.: Лозунько С. Концлагеря спасают Америку [Электронный ресурс] / С. Лозунько. - Режим доступа:
http://maxpark.com/community/politic/content/1751493[8] См.: Крым в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. с. 135-136.
Источник