Мифы Великой войны. "Депортация" крымских татар: факты истории против фактов сознания

May 30, 2015 12:32



В комментарии к посту Крым и крымско-татарский вопрос блогер drakonit написал:
"правильно, что меджлисовцам не дали в этом году приватизировать акцию памяти всех переселенных из Крыма народов. Они всегда использовали ее для своей пропаганды, для проверки единства рядов, для устрашения крымчан (в Симферополе школы и садики закрывали, разрешали людям на работу не ходить в этот день из-за буйства свезенных с сел и самозахватов экстремистов). А теперь акцию взяла под контроль крымская власть и сказала: приходит кто хочет но без воплей про ханства и халифаты, резню неверных и прочего экстремизма, без политики, без укрофлагов. Скорбим, вспоминаем. И татары пришли, а меджлисовцы расползлись шипеть по интернетам".

В свою очередь в продолжение темы я решил выставить три своих поста, которые в совокупности составляют одну большую статью, опубликованную в одном из научных журналов под названием "Мифы Великой Войны: "депортация" крымских татар".
___

Возвращение Крыма в состав Российской Федерации вынуждает занимающееся межэтническими отношениями экспертное сообщество более пристально изучать те спорные эпизоды русской истории, когда в силу каких-либо причин власть использовала по отношению к входившему в состав России народу ту или иную форму насилия. И в этом перечне «депортация» крымских татар занимает особое место.

Позиция руководства Российской Федерации по вопросу о насильственном выселении татар с резким его осуждением была озвучена президентом страны В.В. Путиным. При этом следует учесть, что крайне болезненное отношение к «депортации» со стороны татар вынуждало руководителя страны дать им понять, что руководство России сделает всё от него возможное, чтобы имевшие место противоречия в прошлом были исчерпаны и не имели никакого продолжения для Крыма и России в будущем. Тем самым крымским татарам предлагалось начать всё с «чистого листа». И это правильно. Однако выводить данную тему из сферы научного исследования, дабы не нервировать крымских татар, не стоит. Ведь закрывать глаза на опыт прошлого в контексте решения национальных проблем, когда в силу активизации межцивилизационного взаимодействия и растущей угрозы конфликтов и проявлений террора вероятность обострения межэтнических проблем не снимается, будет не правильным.

Об этом в частности было сказано В.В. Путиным в его декабрьской пресс-конференции 2014 г., когда К. Собчак раскритиковала действия руководителя Чечни Р. Кадырова по отношению к семьям террористов, которые высылались из республики, а их дома разрушались. Как известно в данном случае Р. Кадыров использовал опыт Израиля в его борьбе против исламских террористов. И В.В. Путин об этом напомнил, уточнив, что согласно имеющимся исследованиям, «как правило», члены семей террористов о готовящихся терактах знают. И, значит, они несут свою долю вины за убийства мирных граждан. Возможно, поэтому, по словам В.В. Путина, «в мировой практике борьбы с террором такие методы применяются»[1]. Хотя всем необходимо придерживаться закона. А как быть, если на твоей земле идёт Великая война? По каким законам следует судить и оценивать действия руководства страны в таких условиях?

Чтобы разобраться в проблеме, доставшейся нам от прошлого, необходимо понимание объекта исследования. В первую очередь понимание самой эпохи, которой данный вопрос касается и через которую только и может быть раскрыт. Понимание эпохи такой, какая она есть, через её исторически сложившиеся и ей имманентно присущие черты, формирующие её особую логику, определяющие её социокультурную цельность и самодостаточность.

Главным условием этого является задача анализировать исторические процессы в алгоритме исследуемой эпохи[2], изучать эпоху сообразно с её собственной логикой. В противном случае в процессе исследования ускользнут те социальные смыслы и факторы, которые являются для неё основополагающими. Вот почему игнорировать это требование, значит, не понять исследуемое, а искать в нём те желанные ответы, которые делают историю служанкой власти, либо тех политических сил, которые в этих ответах заинтересованы. Именно это требование было в своё время упущено при рассмотрении такой непростой проблемы как насильственное переселение крымских татар в 1944 году после освобождения Крыма во время Великой Отечественной войны.

Согласно общепринятому мнению, насильственное переселение крымских татар в 1944 году, вошедшее в историю под названием «депортация», «по нормам международного права иначе как геноцидом не назовешь»[3]. И этот вывод, утвердившийся в годы перестройки, стал обвинительным приговором Советской власти. В нём депортация представляется жестокой, преступной, бессмысленной, алогичной, абсурдной, бесчеловечной, и, как следствие, таковым признавался и сам режим, обрушившийся на невинные народы, пострадавшие в годы нацистской оккупации не меньше остальных. Несправедливость действий Советской власти особенно бросалась в глаза на фоне появившихся в годы перестройки публикаций, сообщавших, что на фронтах Великой Отечественной войны воевало 60 тысяч крымских татар, и каждый второй пал смертью храбрых[4]; что 50 тысяч крымских татар за героизм на фронтах были удостоены правительственных наград; что каждый пятый из взрослого населения сражался в партизанских отрядах и подполье, 26 тысяч погибло на фронтах и 12 тысяч - в оккупации. Но, несмотря на это, в мае 1944 г. по распоряжению правительства из Крыма было выселено 400 тысяч татар, каждый третий из которых умер в изгнании[5].

Впрочем, в газетах, журналах и научных сборниках появлялись и другие факты, в корне отличающиеся от вышеназванных[6]. Так, в частности, в них говорилось, что:
- среди татар было немало героев, получивших самые высшие награды или отдавших жизнь за свою страну, но их было не десятки тысяч, а значительно меньше;

- в Советскую армию было мобилизовано 20 тысяч татар, но большая часть их дезертировала[7], когда Крым заняли немцы;
- в годы оккупации в Крыму погибло не 12 тысяч, а 247 татар[8], что составляет 0,1% от их довоенной численности. За это же время представителей других народов Крыма погибло 90243 (8% от довоенной численности крымчан), не считая военнопленных. Кроме того, 85 тысяч крымчан было угнано в Германию (сведения об угнанных татарах не публиковались), но мы в данном случае учитываем не угнанных, а только уничтоженных людей[9]. И, таким образом, если соотнести с общей численностью каждого народа, татар в годы оккупации погибло не столько же, а в 80 раз меньше, чем остальных жителей Крыма;

- на 1 июня 1943 г. в партизанском движении участвовало всего 6 татар. Но в 1944 г., когда все Левобережье было освобождено, а Советская Армия подошла к Крыму, число их увеличилось до 598. При этом 219 из них (то есть почти половина) ранее служили у оккупантов[10];
- в мае 1944 г. из Крыма в восточные районы страны было выселено не 400 тысяч, а 194111 крымских татар[11].

Впрочем, это ещё не все. Как позже вспоминал командующий немецкими войсками в Крыму генерал Э. фон Манштейн «татары сразу же встали на нашу сторону»[12]. Проявлялось это в массовом дезертирстве, в помощи оккупантам, в использовании татар в качестве проводников для разгрома и окружения отступавших советских войск, в нападении на обессиленные в постоянных боях советские части и тотальном разграблении партизанских баз[13].

Одновременно в первые же месяцы оккупации началась вербовка крымских татар в воинские части и батальоны самообороны, которые активно помогали немцам наводить «новый порядок» в Крыму[14].

В общей сложности с оккупационными властями активно «сотрудничали» около 20 тысяч татар[15], что составляло примерно 10% от их общей довоенной численности. Те же данные приводятся и в труде Й. Хоффмана «Восточные легионы в 1941-1943 гг.», выпущенном Институтом военной истории Германии в 1976 году[16]. Они же в целом совпадают с количеством татар, ушедших на фронт. И это, видимо, не случайно.

О том, чем занимались татарские добровольцы, как помогали новым хозяевам устанавливать «новый порядок», можно судить по следующей выдержке из сборника «Крым многонациональный»: «24 марта 1942 г. гитлеровцы совместно с отрядом, сформированным из татарского населения деревни Коуш, совершили карательную операцию в греческой деревне Лаки (Бахчисарайский район). Большинство жителей этой деревни, оказывавших помощь партизанам продовольствием, было расстреляно, деревня сожжена дотла[17]. По сводке от 3 июля 1944 г. такая же участь постигла 111 сел и населенных пунктов Крыма, а в список, не подлежащих восстановлению было внесено уже 182 названия сел и деревень[18].
В «Сообщении ТАСС» от 25 июля 1987 г. подводился общий итог деятельности татарских «отрядов самообороны»: «При активном участии этих формирований были разгромлены партизанские базы, выжжены населенные пункты вблизи лесных массивов и истреблены их жители. Так была создана «мертвая зона» вокруг партизанских отрядов. В процессе карательных операций с участием крымскотатарских националистов были истреблены 86 тысяч мирных жителей Крыма [дальнейшие исследования показали, что жертв было более 90 тысяч - авт.], 47 тысяч военнопленных и 85 тысяч человек угнано в Германию. Уничтожались в основном русские, украинцы, евреи, греки, цыгане. В совхозе «Красный» например, преступники из 147-го и 152-го батальонов соорудили печи, в которых круглосуточно сжигались живые люди»[19].

Библиографический список
1. Амит Э. Никто не забыт и ничто не забыто // Звезда Востока, 1989. №9, с.101-115.
2. Басов А. Крым: прошлое и настоящее // Аргументы и факты, 1988. №33.
3. Затянувшееся возвращение // Слава Севастополя, 1991. 18 июля.
4. Как «разжаловали» Крым. Беседа с народным депутатом РСФСР, председателем комиссии по самоуправлению В.А. Сердюковым // Слава Севастополя, 1990. 29 августа.
5. Кара-Мурза С. Г. Антисоветский проект. М.: Изд-во Эксмо, 2003. 416 с.
6. Крым в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. / Сост. В.К. Гарагуля, И.П. Кондранов, Л.П. Кравцова. Симферополь: Таврия, 1994. 208 с. (Вопросы - ответы: Вып.4).
7. Крым многонациональный / Сост. Н. Г. Степанова. Симферополь: Таврия, 1988. 144 с. (Вопросы - ответы; Вып.1).
8. Крымско-татарские формирования: документы Третьего рейха свидетельствуют // Военно-исторический журнал, 1991. №3. с.89-95.
9. Лозунько С. Концлагеря спасают Америку [Электронный ресурс] Режим доступа: http://maxpark.com/community/politic/content/1751493
10. Мальгин А.В. Партизанское движение и «татарский вопрос». 1941-1944 гг. Симферополь: СОНАТ, 2008. 188 с.
11. Манштейн Э. Утерянные победы: Перевод с нем. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. 640 с.
12. Панарин А.С. Народ без элиты. М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2006. 352 с.
13. Пулатов Т. Всем миром - помочь братьям // Дружба народов, 1988. №12 с. 201-208.
14. Путин: Зачем ты дал ей слово на пресс-конференции?, Собчак задает вопрос Путину 18.12.2014 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=sDz7u3N2lFk
15. Решин Л. «…Русские пленные добровольно служить не идут…» Секретные документы вермахта и СС о формировании воинских частей из советских граждан // Известия, 1990. 28 мая Сенченко Н.И. Общество истребления - стратегическая перспектива «демократических реформ». К: МАУП, 2004. 224 с.
16. Романько О.В. Мусульманские легионы во Второй мировой войне. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. 312 с.
17. Сенченко Н.И. Общество истребления - стратегическая перспектива «демократических реформ». К: МАУП, 2004. 224 с.
18. Сообщение ТАСС // Известия, 1987. 25 июля.
19. Хриенко П. Татары Крыма: три проблемы парадигмы репатриации // Крымская правда, 2000. 7 октября.
20. Шлезингер-мл. А. М. Циклы американской истории. М.: Прогресс-Наука, 1992. 686 с.
21. Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. Книга 2-я, М.: Воениздат. 1973. 578 с.
22. Чикин А.М. Ахиллесова пята // Российская Община Севастополя, 2004, № 2-6.
23. Hoffmann J. Ostlegionen 1941-1943. Turkotataren, Kaukasier und Wolgafinnen im deutsche Heer. Freuburg: Rombach Verlag,1976.

Cсылки
[1] Путин: Зачем ты дал ей слово на пресс-конференции?, Собчак задает вопрос Путину 18.12.2014 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=sDz7u3N2lFk
[2] Шлезингер-мл. А. М. Циклы американской истории. М.: Прогресс-Наука, 1992. С. 539.
[3] См.: Как «разжаловали» Крым. Беседа с народным депутатом РСФСР, председателем комиссии по самоуправлению В.А. Сердюковым // Слава Севастополя, 1990. 29 августа.
[4] См.: Пулатов Т. Всем миром - помочь братьям // Дружба народов, 1988. №12. С. 201-208.
[5] См.: Как «разжаловали» Крым. Беседа с народным депутатом РСФСР, председателем комиссии по самоуправлению В.А. Сердюковым // Слава Севастополя, 1990. 29 августа.
[6] См.: Крымско-татарские формирования: документы Третьего рейха свидетельствуют // Военно-исторический журнал, 1991. №3. С.89-95; Крым многонациональный / Сост. Н. Г. Степанова. Симферополь: Таврия, 1988. 144 с. (Вопросы - ответы; Вып.1).
[7] См.: Московские новости, 1990. 14 октября; Чикин А.М. Ахиллесова пята // Российская Община Севастополя, 2004, № 2-6.
[8] См.: Крым в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. / Сост. В.К. Гарагуля, И.П. Кондранов, Л.П. Кравцова. Симферополь: Таврия, 1994. с. 70-71.
[9] См: Сообщение ТАСС // Известия, 1987. 25 июля.
[10] Крым в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. с. 160.
[11] Там же, с. 161.
[12] Манштейн Э. Утерянные победы: Перевод с нем. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. с. 238.
[13] Романько О.В. Мусульманские легионы во Второй мировой войне. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. С. 61.
[14] См.: Мальгин А.В. Партизанское движение и «татарский вопрос». 1941-1944 гг. Симферополь: СОНАТ, 2008. 188 с.
[15] См.: Там же. с.155-157; Басов А. Крым: прошлое и настоящее // Аргументы и факты, 1988. №33.
[16] См.: Hoffmann J. Ostlegionen 1941-1943. Turkotataren, Kaukasier und Wolgafinnen im deutsche Heer. Freuburg: Rombach Verlag,1976.
[17] См.: Крым многонациональный. с. 83-84.
[18] Крым в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.С. 77.
[19] Хриенко П. Татары Крыма: три проблемы парадигмы репатриации // Крымская правда, 2000. 7 октября.

Источник

Крым, мифоистория

Previous post Next post
Up