"… в начале октября началась не поддающаяся никакому описанию битва за город.
Она продолжалась два месяца. Сталинград постепенно превращался в груду развалин, и в этом море руин немецкие пехотинцы и саперы, поддерживаемые танками, самоходными установками, огнеметами, артиллерией и пикирующими бомбардировщиками, с гранатами и ножами в руках прокладывали себе путь от дома к дому, от подвала к подвалу и от развалины к развалине. Огромные военные заводы превратились в крепости. Но чем больше становилось развалин, тем больше укрытий находили обороняющиеся. Всякий раз, когда немецкие пикирующие бомбардировщики или артиллерия разрушали два наведенных понтонных моста через Волгу, упорным русским, трудившимся с усердием муравьев, удавалось их восстанавливать. На восточном берегу они расположили очень сильную артиллерию, которая облегчила довольно тяжелое положение защитников города. Неоднократные приказы Сталина и Тимошенко побуждали обороняющихся к фанатическому сопротивлению.
Эта битва стала действительно символом борьбы двух враждебных миров. Немецкие войска напрягали свои последние силы, считая, что для достижения решающего исхода войны они должны любой ценой выполнить поставленную перед ними задачу. Фанатическое стремление Гитлера во что бы то ни стало захватить у своего противника в Москве этот город, носивший его имя, брала верх над всякими трезвыми соображениями о том, стоило ли вообще вести такую битву ради преимуществ, которые мог принести в военном или политическом отношении захват этого города".
Источник: Курт фон Типпельскирх «История Второй мировой войны»
Солдаты 577-го полка вермахта готовятся к атаке. Район завода «Баррикады». 10.1942г.
Солдаты 577-го полка во время боя на заводе «Баррикады»
Гауптман Винклер ставит боевую задачу солдатам 305-й пехотной дивизии в районе завода «Баррикады»
Офицер ставит задачу солдатам 389-й пехотной дивизии. Сталинград, осень 1942г.
Немецкие солдаты идут к цехам завода «Красный Октябрь» в Сталинграде
Немецкие солдаты и советский пленный в разрушенном цехе завода «Красный Октябрь». 01.12.1942г.
Немецкая штурмовая группа на развалинах завода в Сталинграде. 09-10.1942
Пехота вермахта на территории завода «Баррикады». 29.10.1942
Немецкие солдаты у развалин Сталинградского тракторного завода
Две немецких солдата в цехе разрушенного завода. Сталинград. 11.1942г.
Немецкие солдаты в генераторном зале разрушенной электростанции в Сталинграде
Немецкая пехота на заводе «Красный Октябрь». 1942г.
Советские пленные проходят по разрушенному сталинградскому заводу мимо немецких солдат. 10.1942г.
Немецкие пехотинцы наблюдают за своими самолетами
Немецкий солдат закрепляет флаг в центре Сталинграда. Осень 1942г.
Немецкий флаг на одном из зданий
105-мм гаубица lefh 18 ведет огонь в районе элеватора в Сталинграде. 09.1942
Немцы в Сталинграде в районе хлебозавода. 1942
StuG III с солдатами 194-го пех. полка на Смоленской улице. 16.09.1942г.
Немецкие солдаты ожидают сигнал к атаке
Очень скоро многие из них отбегают свое...
Немецкие саперы под прикрытием движутся к советским позициям в Сталинграде
Немецкие пулеметчики меняют позицию. 10.1942г.
Минометная позиция
Расчет немецкого орудия Pak-38 на одной из улиц Сталинграда. 08.10.1942г.
К фото выше
Т-34 6-й танковой бригады, подбитый на улице Гоголя в Сталинграде. 1942г.
Немецкая штурмовая группа в Сталинграде. 1942г.
Солдаты требуют, чтобы пожилая женщина покинула свое убежище на развалинах Сталинграда
К фото выше
Перекур немецких солдат. 09.1942г.
Немецкий солдат чистит свой карабин между боями в Сталинграде. Осень 1942г.
Командир 6-й роты 577-го пехотного полка 305-й пехотной дивизии, гауптман Фридрих Винклер. Сталингр, осень 1942г.
Счастливчик... Раненный немецкий солдат курит с летчиками перед отправкой в тыл из-под Сталинграда. 12.1942г.
Немецкий солдат пишет письмо в подвале дома в Сталинграде. 1942г.
... из письма немецкого солдата, отправленного полевой почтой из Сталинграда 31.12.1942г.:
"Мои любимые!
Сейчас сочельник, и когда я думаю о доме, мое сердце разрывается. Как здесь все безрадостно и безнадежно. Уже 4 дня я не ел хлеба и жив только половником обеденного супа. Утром и вечером глоток кофе и каждые 2 дня по 100 грамм тушенки или полбанки сардин или немного сырной пасты из тюбика - голод, голод, голод и еще вши и грязь. День и ночь воздушные налеты и артиллерийский огонь почти не смолкает. Если в ближайшее время не случится чуда, я здесь погибну. Плохо, что я знаю, что где-то в пути ваша 2-килограммовая посылка с пирогами и мармеладом, и еще от Арзанда Хеде и Зиндермана тоже посылки с пирогами и другими деликатесами где-то в пути. Я постоянно думаю об этом, и у меня даже бывают видения, что я их никогда не получу. Хотя я измучен, ночью не могу заснуть, лежу с открытыми глазами и вижу пироги, пироги, пироги. Иногда я молюсь, а иногда проклинаю свою судьбу. Но все не имеет никакого смысла - когда и как наступит облегчение? Будет ли это смерть от бомбы или гранаты? От простуды или от мучительной болезни? Эти вопросы неотрывно занимают нас. К этому надо добавить постоянную тоску по дому, а тоска по родине стала болезнью. Как может человек все это вынести! Есть ли все эти страдания Божье наказание? Мои дорогие, мне не надо бы все это писать, но у меня больше не осталось чувства юмора, и смех мой исчез навсегда. Остался только комок дрожащих нервов. Сердце и мозг болезненно воспалены, и дрожь, как при высокой температуре. Если меня за это письмо отдадут под трибунал и расстреляют, я думаю, это будет благодеяние для моего тела. У меня нет больше надежды, но я вас прошу, не плачьте слишком много, если вам сообщат, что меня больше нет. Будьте добры и милы друг к другу, благодарите Бога за каждый день, отпущенный вам, потому что дома жизнь такая хорошая.
С сердечной любовью Ваш Бруно"
Еще:
«Если до октября 1942 года послания немецких солдат из Сталинграда мало отличались от писем с других участков фронта, то с начала советского контрнаступления содержание корреспонденции существенно меняется:
«Лучше не говорить родине всего. Скажу вам лишь одно: то, что в Германии называют героизмом, есть лишь величайшая бойня, и я могу сказать, что в Сталинграде я видел больше мертвых немецких солдат, чем русских. Кладбища вырастали каждый час... Война в России закончится только через несколько лет. Конца не видно»; «Оснащенные самым современным оружием, русские наносят нам жесточайшие удары... здесь мы должны в тяжелых боях завоевывать каждый метр земли и приносить большие жертвы, так как русский сражается упорно и ожесточенно, до последнего вздоха»; «Я не думаю, что Сталинград падет - русс ведь так упрям, вы себе и представить не можете»; «Специального сообщения о том, что Сталинград пал, тебе еще долго придется ждать. Русские не сдаются, они сражаются до последнего человека»; «Минуты не проходит, чтобы земля не гудела и не дрожала; иной раз кажется, что наступил конец света. Наш блиндаж трясется так, что стены и потолок осыпаются. Ночью настоящий град бомб. Вот каков фронт под Сталинградом. Уже много наших солдат рассталось здесь со своей молодой жизнью и не увидит больше родины. Никакие бомбы не помогают, русский как танк, его не прошибешь».
..............
В январских письмах 1943 года - вопль о помощи:
«Часто задаешь себе вопрос: к чему все эти страдания, не сошло ли человечество с ума? Но размышлять об этом не следует, иначе в голову приходят странные мысли, которые не должны были бы появляться у немца»; «Все это не поддается описанию, и никто не знает, сколько это продлится... Надежды на освобождение тают с каждым днем... Я никогда не думал, что придется пережить такое, и мое убеждение - война не должна повториться»; «Хватит, мы с тобой не заслужили такой участи... Если мы выберемся из этой преисподней, мы начнем жизнь сначала. Хоть раз напишу тебе правду, теперь ты знаешь, что здесь происходит. Пришло время, чтобы фюрер освободил нас. Да, Кати, война ужасна, я все это знаю как солдат. До сих пор я не писал об этом, но теперь молчать уже нельзя»; «О таких вещах запрещено писать, и они могут уничтожить это письмо. Но я не открываю никаких секретов... Порви это письмо или не показывай его никому... Ты меня не узнаешь, и виновата в этом проклятая война. Покажется ли над горизонтом заря надежды? Покинем ли мы когда-нибудь Россию?»; «У всех у нас только одно желание: покой и мир... И наесться досыта».
Главным становится мотив предчувствия смерти:
«Мы никогда уже не покинем Россию»; «каждый из нас здесь и погибнет»; «если из-за этого письма меня притянут к военному трибуналу и расстреляют, это будет для меня благом».
Источник: А Борозняк "Хоть раз напишу тебе правду... "Письма солдат вермахта из Сталинградского окружения"
В перерыве между боями в Сталинграде. 1942г.
Начало здесь:
ПРЕДИСЛОВИЕ ЧАСТЬ 1. КОГДА ПРИХОДИТ ВОЙНА. БОМБАРДИРОВКИ ГОРОДА ЧАСТЬ 2. НЕМЕЦКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ НЕМЕЦКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ-1) НЕМЕЦКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ-2) ЧАСТЬ 3. ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ. ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ БОИ ЛЕТА 1942-ГО ЧАСТЬ 4. ВРАГ В ГОРОДЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...)