#СвоимиГлазами: как победить пожар на нефтяной платформе и очистить от нефти пляж

May 31, 2015 00:21

Нефтяные платформы ошибок не прощают, достаточно вспомнить печально известные аварии в Мексиканском заливе, о которых говорил весь мир. При пожарах и разливах нефти гибнут люди, звери и птицы, окружающей среде в целом наносится колоссальный урон. Надеясь на лучшее и готовясь к худшему МЧС России провело 29 мая учения "Калининград 2015", по сценарию которых на нефтедобывающей платформе произошёл пожар и выброс нефти в Балтийское море.

На расположенном на морском берегу полигоне "Хмелёвка" было много людей и техники. Организованные МЧС крупномасштабные комплексные учения проходили также на выведенной из строя нефтедобывающей платформе, взглянуть на которую с борта вертолёта я смог благодаря приглашению пресс-службы областного главка МЧС. (На полигон, кстати, мы с Наташей butterfly_blond приехали на МЧС-овском медицинском "уазике", и это тоже был весьма интересный опыт).



Обычно на полигоне "Хмелёвка" царствуют военные из Балтийского флота, но сегодня на наблюдательную вышку поднялись спасатели. На столе приготовлены бинокли и рации, на расстоянии вытянутой руки установлены "плазмы", с помощью которых ведётся связь с подвижным пунктом управления.



Подвижный пункт управления - это множество выкрашенных в "фирменные" МЧС-овские цвета фургонов и несколько синих палаток. Он расположился неподалёку, здесь царит идеальный порядок и чистота, везде есть пояснительные таблички, для каждого кабеля заранее сделана специальная "подложка" из дырчатого профиля.



Всего лишь за полчаса в любом месте, буквально в чистом поле, МЧСовцы способны развернуть небольшой городок с двадцатью четыремя рабочими местами и четырнадцатью местами для отдыха. К услугам оперативной группы и технического персонала - душевая кабина, и, само собой, место приёма пищи с мобильным рукомойником, где прямо сейчас стоят в очереди за кашей из полевой кухни ребята из студенческого спасательного отряда Балтийской академии рыбопромыслового флота.



Бок о бок - вертолётные площадки, здесь садятся и взлетают вертолёты МЧС России и другого участника учений - ООО «Лукойл-Калининградморнефть». Выведенная из эксплуатация платформа, расположенная в нескольких десятках километров от берега, принадлежит "Лукойлу".



"МЧС"овский МИ-8 МТВ1, который, как знают читатели блога, базируется вместе со своим "лукойловским" собратом в аэропорту "Храброво", сегодня одноременно и спасатель, и пожарный. Сначала вертолёт с оранжево-синей полосой эвакуировал с платформы персонал, а затем тушил разгоревшийся там пожар с помощью подвешенной под брюхом ёмкости для забора морской воды.



Давайте на пару минут вернёмся на наблюдательную вышку, из Балтийска сюда уже прибыли высокие гости, в том числе губернатор Калининградской области Николай Цуканов (второй справа) и председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности правительства Калининградской области Юрий Федяшов (третий справа).



Учения такого масштаба (в "Калининград 2015" участвуют семьдесят единиц техники и почти четыре сотни человек) проходят у нас в области не каждый день, потому за их ходом лично следит начальник Северо-Западного регионального центра МЧС России Игорь Панин (на фото - в центре). Конечно же, на месте присутствует также начальник ГУ МЧС России по Калининградской области Алексей Бирюков.



А теперь спустимся на вертолётную площадку. Прямо сейчас отсюда вылетит МИ-8МВТ1 авиакомпании "Лукойл-Авиа". По легенде учений экипаж вертолёта отслеживает распространение разлившейся вокруг платформы "Вышка-1" нефти, что, однако,в реальности не помешает ему также взять на борт фотографов из калининградских СМИ, а также одного блогера (и этим блогером буду я).



Впервые в жизни я лечу на вертолёте: ещё одна моя мечта осуществилась благодаря МЧС. Одетый в красный спасательный жилет я сижу в кресле без подголовника (это вам не бизнес класс "Аэрофлота", тут всё серьёзно) с застёгнутым ремнём. Аскетичная обстановка салона с тросом у двери, нанесёнными через трафарет предупредительными надписями и металлическими информационными табличками мне очень нравится. Каждому пассажиру полагаются специальные защитные наушники - на борту после запуска двигателей становится шумно. Мелькающие за иллюминатором лопасти винта регулярно отбрасывают тень, что поначалу с непривычки немного раздражает. Зато в вертолёте можно лететь с открытым окном (извините, блистером), из которого очень удобно вести фотосъёмку.



Взлетает вертолёт также по-особенному: сначала наш "Ми" , как мне показалось, немного "попрыгал" над землёй, и только потом устремился в небо. Под нами со всех сторон расстилаются зелёные просторы Калининградского полуострова. Как же красива наша область с высоты птичьего полёта!



Но "лукойловский" вертолёт не предназначен для экскурсий, он летит над морем, туда, где горит нефтяная платформа.



А вот и она - морская ледостойкая стационарная платформа. Никаких надстроек, в том числе вышки, на ней уже нет. Вот уж не думал, что когда-нибудь увижу нефтяную платформу своими глазами.



Пока вертолёт облетает платформу, вооружённые "дальнобойными" объективами фотографы калининградских СМИ, в том числе знакомые читателям блога Александр Подгорчук и Виталий Невар nevar делают снимки с разных ракурсов.



У меня телескопического объектива, к сожалению, нет, что, однако, не мешает и мне сделать несколько фотографий. Огромный фонтан воды обрушивает на пылающую (горело по-настоящему) платформу поисково-спасательное судно Балтийского флота "СБ-921". Серый корабль поменьше размером  - это, судя по всему, пограничный корабль ФСБ России, обеспечивающий охрану "пострадавшей" нефтяной платформы. Самое маленькое судно - это противопожарный катер "Игорь Прокопчик".



Пожар потушен, а теперь нужно собрать оказавшиеся в море нефтепродукты - этим занято судно оранжевого цвета. Нарядная яхта носит имя "Серафим Саровский" и принадлежит Балтийскому флоту. (В комплексных учениях, кстати, также принимали участие пожарные суда Балтфлота). На борту "Серафима Саровского" сейчас находится руководитель учений "Калининград 2015".



Облетев "Вышку-1" (именно так по легенде учений называется платформа), наш вертолёт возвращается к берегу, но садиться не спешит. Сначала мы летим вдоль побережья, внизу проносятся живописные рощи, маяк, а затем пред нами внезапно возникают карьеры и пёстрые многоэтажки города Янтарный, в окрестностях которого сокрыто 90% мировых запасов солнечного камня.



А тем временем над "Хмелёвкой" поднимается огромный столб дыма, это горит выброшенная на берег нефть с "Вышки-1" (на самом деле - автомобильные покрышки). У берега виднеются специальные боновые заграждения, а также предназначенные для сбора нефти маломерные суда.



Два расчёта калининградской спецчасти, специализирующейся на особо трудных пожарах, готовы дать отпор огню.



С вертолёта прекрасно виден даже дымок от полевой кухни, не говоря уж о машинах подвижного пункта управления. Где-то там сейчас гуляет Наташа butterfly_blond.



Вместе с Наташей чуть раньше мы заглянули к пожарным спецчасти, которые с удовольствием продемонстрировали девушке защитный костюм ТК-800.



Напоминающий скафандр из фантастических фильмов ТК-800, как вы уже знаете, выдерживает температуру в восемьсот градусов Цельсия, и потому применяется на пожарах с горящими нефтепродуктами.



"Газель" с высокой крышей, также выехавшая на пляж, оказалась химико-радиометрической лабораторией на колёсах, начальник которой Михаил Немтинов рассказал нам о том, чем занимается чудо-машина. Подвижная лаборатория каждый день выезжает на реальные задания по заявкам дляпроведения радиационного и химического контроля. Если вы вдруг заметили подозрительный запах или подозреваете, что нашли источник радиации, к вам приедет машина Михаила Немтинова. Разливами ртути, кстати, занимается другая специальная машина.



- У нас в распоряжении находится большой спектр приборов для контроля радиационного фона местности, а также различных материалов, зданий, сооружений, - рассказывает Михаил Фёдорович, попутно доставая из сумки измиряющий радиационный фон прибор.

- Это - поисковый универсальный радиометр, в нём заложена вся библиотека атома МАГАТЭ, он может определить и идентифицировать любой радиоактивный материал. Прибор сразу обозначает, что за вещество найдено - палладий, стронций, мышьяк, или что-то другое. Кроме того прибор указывает расстояние до радиоактивного объекта, - говорит нам Немтинов.



Я пользуюсь случаем и интересуюсь у начальника химико-радиометрической лаборатории, стоит ли покупать домой бытовой дозиметр. Оказывается, что каждый такой прибор требует ежегодной калибровки силами специалистов, иначе его показания будут неправильными и вместо помощи будут вводить в заблуждение.

Кроме "Газели" на берегу сегодня много другой необычной спецтехники. Мимо проезжает МЧС-овский квадроцикл, между тем ноги сами несут меня к удивительной зелёной машинке, похожей на багги. Автомобиль оказывается принадлежащим Минсельхозу снегоболотоходом "Лопасня".



Между тем полным ходом идёт очистка побережья от выброшенной из моря "нефти". Ручным сбором занимаются вооружённые вёдрами, лопатами и сетками на палках ребята и девушки в костюмах химической защиты, участники добровольного спасательного отряда Балтийской академии рыбопромыслового флота. Найденные нефтепродукты они должны складывать в мешки.



В другой части берега работает аварийно-спасательное формирование ООО "КФ СЗРЦ АЭО", представитель которого Александр охотно рассказывает о деятельности организации:

- Мы частная компания, занимаемся ликвидацией нефтеразливов, работаем на договорной основе с предприятиями нефтяной отрасли - нефтебазами, заправочными станциями, электростанциями, имеющими резервуары хранения топлива.

По словам Александра обычно он и его коллеги занимаются перекачиванием из одной ёмкости в другую и сегодняшние учения для них является в какой-то степени новым опытом.



"Нефтяная пленка", прибитая к берегу, собирается насосами и перекачивается в специальную ёмкость, которую привёз квадроцикл, объясняет технологию работы Александр. Также используется сорбент, который после того как он впитает в себя нефтепродукты, вручную собирается лопатами.

Неподалёку от спецов ООО "КФ СЗРЦ АЭО" работает береговая команда по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов ООО "Лукойл-Калининградморнефть", оснащённая по последнему слову техники. (Для защиты побережья от нефти с помощью катеров предварительно были установлены четыре боновых заграждения принимающих форму берега).

Собранная водонефтяная смесь отправляется прямиком в специальные резервуары объёмом пятьдесят кубических метров каждый.



В распоряжении "лукойловцев" также находится специальная установка для чистки песка.



А вот и последнее звено цепочки сбора выброшенной на берег нефти. Автоцистерны предназначены для вывоза собранных нефтепродуктов для утилизации и переработки.



Для вывоза цистерн с собранной нефтью, судя по всему, также можно использовать стоящие на берегу армейские "КрАЗы". Ну а грейдеры и экскаваторы по легенде учений занимаются сбором загрязнённого грунта.



Теперь я (и вы, надеюсь, тоже) имею примерное представление о том, каким образом можно потушить пожар на нефедобывающей платформе и очистить морской берег от разлитых нефтепродуктов. Процедура, как видите, трудоёмкая и, судя по разнообразию использованной техники, весьма затратная. Будем надеяться, что выработанные на вчерашних учениях навыки их участникам в реальной жизни не понадобятся, однако они отныне предупреждены, а значит - вооружены.

Учения, к слову, прошли без проблем и нарушений. Нелишним, я думаю, будет поблагодарить всех без исключения участников и организаторов комплексных учений "Калининград 2015". Спасибо также руководству ГУ МЧС России по Калининградской области и лично начальнику отдела информационного обеспечения подполковнику внутренней службы Алексею Баранову за то что пригласил на полигон "Хмелёвка".




снегоболотоход "Лопасня", #Лукойл, #СвоимиГлазами, нефтедобывающая платформа, ТК-800, Калининградская область, студенты, ООО «Лукойл-Калининградморнефть», МИ-8 МТВ1, Лукойл, Калининград 2015, Игорь Панин, #ПозитивноеМинистерствоМЧС, Михаил Немтинов, #mchs112, СЗРЦ МЧС России, Россия, Балтфлот, Хмелёвка, Алексей Бирюков, "Лукойл-Авиа", нефть, спецчасть, яхта «Серафим Саровский», ООО "КФ СЗРЦ АЭО", Николай Цуканов, Юрий Федяшов, химико-радиометрическаялаборатория, противопожарный катер "Игорь Прокопчик", БГА РФ

Previous post Next post
Up