#Храброво: самый первый официальный авиаспоттинг

Mar 12, 2015 19:09


Честно сказать, до того дня, о котором сегодня пойдёт речь, я ни разу не бывал на всамделишнем авиаспоттинге. Нет, конечно, благодаря пресс-службе Балтфлота в прошлом году довелось поснимать взлёты и посадки боевых самолётов с края взлётной полосы (и это было одно из самых ярких моих впечатлений 2014 года), но вот оказаться в компании одетых в жёлтые "споттерские" жилеты бывалых фотографов на перроне гражданского аэропорта  пока что не получалось.

Так что сегодня я расскажу вам о своём первом официальном авиаспоттинге. Так уж совпало, что для международного аэропорта "Храброво", с историей которого вы уже знакомы, это также был первый в истории официальный споттинг (неофициальные "подзаборинги", насколько мне известно, происходили здесь уже не один раз). В России подобные мероприятия первым начал регулярно проводить московский аэропорт "Домодедово", затем его почин подхватили и другие аэропорты. Ну а теперь наконец настала очередь горячо любимого мной "Храброво".


В авиаспоттинге помимо меня приняли участие калининградские блогеры-фотографы Андрей blacktroll и Алексей ren_ar. Из столиц к нам приехали редактор сайта для продвинутых авиапассажиров Илья shatilin, представитель компании aviasales Янис; замечательные снимки сделали фотографы двух ведущих Интернет-изданий Калининграда. Но главным действующим лицом в первом официальном "храбровском" споттинге, безусловно была знакомая мне по вылету в Нарьян-Мар столичная девушка-споттер Юлия Лорис, известная в ЖЖ как relax_action. По её собственному признанию, большую часть своей жизни Юля никогда не летала на самолёте, но однажды ей пришлось совершить полёт и с тех пор она влюблена в авиацию.


В пиктограммах на планшете Юлии Лорис уместился весь "храбровский" блог-тур. Слева - ещё одна Юлия, PR-менеджер аэропорта "Храброво", организатор и идейный вдохновитель этого мероприятия.


Импровизированный мастер-класс, который провела для нас Юля Лорис, проходил в самых что ни есть полевых, а точнее, аэродромных условиях. Для начала мы отправились на так называемую точку касания, то есть в то место, где шасси садящегося самолёта впервые притрагиваются к "бетонке" аэродрома.

Вся наш дружная споттерская компания с комфортом разместилась на борту белого микроавтобуса, передвигавшегося по перрону аэродрома в сопровождении пикапа "Ниссан-Навара". На этом автомобиле ездит начальник наземной аэродромной службы, в число обязанностей которого входит проверка взлётно-посадочной полосы перед каждой посадкой. Так что когда в следующий раз полетите куда-нибудь из "Храброво", имейте в виду, что внедорожник с оранжевой мигалкой ездит по лётному полю не просто так.


Точку касания для подлетающего в тот момент к Калининградской области "аэрофлотовского" лайнера лучше всего было видно с площадки неподалёку от стартового диспетчерского пункта. Эта площадка сейчас используется в качестве пункта для наблюдения за метеообстановкой; здесь также располагается орнитологическая служба, следящая за главным врагом самолётов - птицами. Эти выкрашенные в два цвета - красный и белый - постройки я видел из иллюминатора всякий раз, когда отправлялся в очередное путешествие в Москву.

- Здесь стоят ящики с аппаратурой, они измеряют видимость. Раньше здесь был старт, он занимался взлётом-посадкой всех воздушных судов и руководил всеми наземными передвижениями, - отвечает на мои вопросы о предназначении построек добродушный водитель "Ниссана", показывая на красно-белые "домики", возле которого уже притаились в засаде споттеры. До прилёта самолёта из Москвы остаются считанные минуты.


У Юли, правда, ещё есть время поделиться с нами секретами мастерства авиаспоттера.

- Я обычно снимаю на приоритете диафрагмы, за исключением ночных съёмок. Если хочется проводку снимать, то я снимаю на приоритете выдержки, - рассказывает Юлия Лорис.


Между тем на горизонте появляется силуэт самолёта. На подходе - "аэрофлотовский" Airbus A320-200 VQ-BSG, названный в честь соратника норвежца Тура Хейердала, знаменитого путешественника Юрия Сенкевича.

Замечу, что бывалые споттеры (такие как Юля, например) с лёгкостью отличают марку и модель летящего самолёта по некоторым, на первый взгляд, малозаметным признакам, таким как, например, форма законцовки крыла или же силуэт стёкол кабины пилотов. Я же, если и назовусь споттером-любителем, то не иначе как начинающим "зелёным" новичком: определить что садится именно Airbus я, увы, не в состоянии.


И ещё: я очень быстро понял что без длиннофокусного объектива (на жаргоне фотолюбителей - телевика) на перроне аэродрома делать нечего. У меня телевика нет, к тому же на поле стояла дымка, так что снимок "Юрия Сенкевича" получился совсем не идеальным.


Признаюсь: после экстремального споттинга на краю ВПП на военном аэродроме фотографирование гражданских самолётов с расстояния в несколько десятков метров не особо впечатляет, тем более что, если сравнивать с истребителями и бомбардировщиками, пассажирские лайнеры садятся и взлетают практически бесшумно, открывать рот, чтобы не лопнули барабанные перепонки, как мы с andrey_ka23 делали на военной авиабазе, совершенно не требуется.

Тем не менее, "гражданский" споттинг также даёт богатую пищу для наблюдений. Вот, вам пример: у "Юрия Сенкевича" после приземления из-под носового колеса шасси идёт заметный дымок.


Интересно, с самолётом всё в порядке?

- Это нормальное явление. Кто-то из фотографов даже специально этот дымок старается поймать, - успокоила меня позже Юлия Лорис.

Но вернёмся на перрон "Храброво". Через несколько минут после посадки Airbusроссийского официального перевозчика наступила очередь вылета самолёта "дочки" "Аэрофлота" - авиакомпании "Россия". С минуты на минуту серый Airbus A319-111 с триколором на борту возьмёт курс на Северную столицу.


Самолёт подкатывается к краю взлётно-посадочной полосы, разворачивается...


...а затем удаляется всё дальше и дальше от моего несовершенного объектива. Момент взлёта, увы, остаётся, вне досягаемости фотоаппарата.


Между тем настаёт пора поближе познакомиться с базирующимися в "Храброво" вертолётами. Сегодня, они, к сожалению, не летают, но зато мы можем посмотреть на них вблизи. В сопровождении техника аэродромной службы по имени Вячеславспоттеры направляются на ту часть лётного поля, где обитают винтокрылые машины.


Вячеслав сразу предупреждает: заходить за красную линию вокруг вертолётов запрещено.

- Кто часто бывает на перроне, знает что красная линия вокруг самолёта или вертолёта - это зона безопасности и контроля. А если этот борт прибыл из другой страны, так это ещё и таможенная зона. Фактически это зона другого государства. И пересекать её нельзя, - объясняет споттерам Юлия Лорис.

Привлекающие взор трёхцветные Ми-171,оказывается, гости в нашем аэропорту.

- Эти вертолёты совершают перелёт, потом их здесь не будет, - говорит Вячеслав. Коллега-блогер Андрей blacktroll выяснил позднее, что эти яркие вертолёты принадлежат европейской "дочке" авиакомпании " ЮтЭйр". Они выполняют работы по ремонту линий электропередач в гористой местности, а также обеспечивают ремонт и строительство горнолыжных подъемников в словацких Татрах.


Вертолёт Ми-8, принадлежащий МЧС, конечно, выглядит не так щегольски как трёцветные "европейцы", однако занимается он не менее важной работой. В "Храброво" также базируется вертолёт нефтяной компании "Лукойл".


Вертолёты вертолётами, но нас уже ждёт седьмая рулевая дорожка, расположенная аккурат посередине лётного поля. Скоро мы увидим как "Юрий Сенкевич" отправляется обратно в Москву.


Пока что этот самолёт находится на перроне в ожидании буксировки.

- Двигатель запускается не на стоянке, а на точке запуска, - объясняет Вячеслав. Затем начинает руление на исходную позицию, с которой самолёт и стартует на максимальной скорости.


Я интересуюсь у нашего "гида", что означает аббревиатура РМС, о которой говорится на табличке запрещающего знака.

- Зона РМС - это зона радиомаячной системы, - объясняет Вячеслав. С помощью радиомаяков лётчик "видит" своё положение относительно аэродрома.

"Аэрофлотовский" Airbus ещё не успел выкатиться на полосу, а над аэродромом уже раздаются странные звуки, напоминающие боевой клич североамериканских индейцев. Предназначены они для разгона птиц, и, поясняет Юлия Лорис, у каждого аэропорта есть свой особый набор пугающих птиц звуков. Как правило это крики хищных птиц и звуки выстрелов.

Между тем мимо нас проплывает только что стартовавший "Сенкевич"; с каждой секундой он движется всё быстрее, и мой объектив, к сожалению, уже не в силах зафиксировать момент отрыва Airbusот ВПП - слишком далеко.


Самолёты, как правило, взлетают против ветра, рассказывает Вячеслав. Самое главное, чтобы не было сильного бокового ветра. Скорость ветра, при которой нельзя взлететь, разная для разных типов воздушных судов.

Фотографии происходившей чуть позде посадки "ютэйровского" лайнера Boeing 737-524я решил не публиковать, но этот самолёт мы с вами сегодня ещё увидим.

А потом над лётным полем раздался шум и гром: на посадку шёл не какой-нибудь штатский "турист", а самый настоящий военно-транспортный самолёт Ан-26, на Западе известный как "Вихрь". Кстати, у меня в ленте есть блог военного лётчика sharabana с аэродрома "Остафьево", летающего на таком самолёте. У него есть много "непарадных" фотографий интерьеров "Вихря", рекомендую.


Как же красиво смотрится этот самолёт в профиль! Внимание привлекает необычный "пузырь", расположенный на фюзеляже возле кабины лётчиков. Это - не иллюминатор, как можно подумать в первый момент; как сообщает "Википедия", под обтекателем установлена антенна радиолокатора. (Кстати, возможно коллега ponarther в курсе, какой именно самолёт мы видели? Неужто это был калибровщик для проверки работы аэродромных радиотехнических средств?)


Через полчаса мы наблюдали за взлётом "Вихря" с наземного пункта пожарной охраны, причём кое-кто из споттеров занял очень выгодную позицию для съёмки (на фото - Илья shatilin и Андрей blacktroll).


Выруливал на полосу наш Ан-26 со стоянки самолётов Балтфлота, ведь "Храброво" и по сей день является аэродромом совместного базирования. После закрытия аэродрома на Балтийской косе здесь стояли легендарные самолёты-амфибии Бе-12, один из которых ныне украшает экспозицию калининградского Музея мирового океана.


Завершающим аккордом первого официального аиаспоттинга в "Храброво" стал впечатляющий вылет "ютэйровского" Boingобратно в Москву. Пилот помахал нашей компании рукой и специально "подгадал" место отрыва от полосы напротив споттеров.


Многотонная машина отрывается от земли. Вот он - тот самый момент, когда самолёт уже не на земле, но ещё и не в небе. Итог - лучший снимок блог-тура.


Впечатлило не только меня; даже опытный, бывалый споттер Юлия Лорис, видевшея многое, не в силах скрыть переполняющий её восторг...


Ну что же, спасибо Юле за мастер-класс. Другой Юле - PR-менеджеру - спасибо за организацию поистине исторического события - первого официального авиаспоттинга в аэропорту "Храброво". Ждём продолжения!

Вот таким был мой первый "настоящий" авиаспоттинг. Первый, но, я уверен, не последний. Не устаю благодарить администрацию аэропорта "Храброво" за приглашение на столь интересное мероприятие. И кстати, это не последний пост по итогам блог-тура в "Храброво".



Читайте также:
- #Храброво: Валерий Цветков, летописец аэропорта
- 72-ая авиационная база Балтфлота, военный аэродром "Черняховск". Экстремальный фотоспоттинг

#СвоимиГлазами, авиаспоттинг, Калининградская область, utair, airbus, авиация, споттинг, Храброво, boeing, Россия, Аэрофлот, Ми-171, #Храброво, аэропорт, Ми-8, Ан-26

Previous post Next post
Up