В 1797 году молодой и перспективный генерал Наполеон Бонапарт (настоящее имя Наполине Буонапарте) вернулся во Францию после успешного Итальянского похода. Революционной Францией тогда управляла Директория. Это был такой орган, созданный специально для того, чтобы никакой сильный лидер не смог узурпировать власть. Такие органы обычно отличаются безликостью. Кроме того, обратной стороной коллективной ответственности является коллективная безответственность.
С Австрией и Россией был подписан мир, и можно было взяться за главного врага - Англию. Планировалась высадка десанта в Ирландии. Расчёт строился на то, что местное ирландское население поддержит французов. Правда, была одна большая проблема - английский флот. Даже очень горячие и решительные патриоты догадывались, что французский десант, скорее всего, не доплывёт до середины Ла-Манша. Тогда кто-то кому-то шепнул на ушко хорошую идею - «непрямые действия». Надо захватить Египет, и тем самым затруднить англичанам сообщение с Индией.
Сейчас ненадолго перенесёмся в ХХ век. Во время Первой мировой войны первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль выдвинул теорию «непрямых действий». То есть, врага надо побеждать не концентрированным ударом на главном направлении, а изматывать «периферийными» ударами. Примерно как при хулиганском нападении на улице не бить агрессора в морду, а бегать вокруг него и колоть булавкой в задницу. Интересно, что с этим мнением согласились.
Была предпринята Дарданелльская операция, в ходе которой предполагалось захватить Черноморские проливы, контролируемые Турцией, - союзником Германии и Австро-Венгрии. После захвата проливов можно было бы оказывать помощь России через Средиземное и Чёрное моря.
Большое спасибо за такую помощь! Напоминаю, что Россию удалось втянуть в войну на стороне Антанты потому, что русской правящей элите пообещали их многовековую мечту - Константинополь. И теперь, когда Россия уже по уши увязла в войне, обещанное взяли бы под контроль англичане. Догадайтесь, ушли бы они оттуда после гипотетической победы? Вот-вот. Россию хотели «кинуть». Английский десант на Галлиполийском полуострове потерпел полное фиаско, что стоило Черчиллю поста первого лорда.
Тем не менее, в ходе Второй мировой войны «удачный» опыт был повторён. Теория «непрямых действий» пригодилась нашим западным «партнёрам» для затягивания открытия второго фронта. Его, типа, открыли. Только англо-американские войска сначала высадились в Северной Африке (операция «Факел»), где немного повоевали с вялыми вишистскими войсками. А потом из Африки переместились в Италию, где занимались неизвестно чем до самого мая 1945-го. Единственным их серьёзным успехом в Италии следует признать качественный снос одной старой постройки - монастыря Монте-Кассино. Таким образом, открытие реального второго фронта в Европе удалось оттянуть до того момента, когда он понадобился не для победы над Германией, а для недопущения советских войск в Западную Европу.
Вернёмся к Наполеону. Он заинтересовался идеей. Ещё больше эта идея понравилась Директории, опасавшейся популярного генерала. Пусть едет куда подальше. Правда, надо было убедить ещё многих. Экспедицию в Египет отправить - не фунт изюму. Буржуазию заинтересовали тем, что затруднение английской торговли с Индией должно дать преимущество французским купцам.
Вспомните, как во время чеченских кампаний постоянно говорилось о богатстве чеченских недр нефтью? А как сейчас по телику показывают карту, на которой Славянск и Краматорск располагаются на фоне пятна нефтеносных сланцев? Конечно! Люди некоторого типа, которого в наше время намного больше, чем при Наполеоне, вам завсегда скажут - всё дело в бабках!
Но не все же купцы? Просвещённую публику заинтриговали тайнами Египта. Для этого в экспедицию отправилось множество учёных. Где-то в недрах пирамид рассчитывали найти нечто сакральное. Нашли? Что-то нашли, но то ли самое? Не знаю. Во всяком случае, оттуда пошло знаменитое выражение «ослов и учёных - в середину!»
В общем, экспедицию снарядили. Но вот незадача: в Египет плыть опять же по морю! А на море - англичане. И до Египта плыть намного дальше, чем до Ирландии. Решили схитрить: сделаем вид, что собираемся в Ирландию, а сами - в Египет! Правда, для этого придётся всю Францию пересечь, с севера на юг. Английские шпионы сто раз всё узнают. И они узнали. В Средиземное море на перехват отправилась эскадра под управлением великого Горацио Нельсона. Всего одна встреча с ним, и все 32 тысячи французов, не считая лошадей и экипажи кораблей, отправились бы кормить рыбу.
Но Нельсон не смог найти французов в море! Просто чудо какое-то! Тог шторм отнёс Нельсона от Тулона, то флагманский корабль Vangard чего-то там потерял, и встал на ремонт. То фрегаты не так поняли приказ и ушли не туда, то разведка подвела. Несколько раз флоты просто чудом расходились в море, не увидев друг друга. Чудеса, да и только! Могут, могут наши «партнёры» плохо воевать, когда это нужно!
И вот Наполеон добрался до Египта. Формально, Египет входил в состав Османской империи, находившейся в хороших отношениях с английцами. Опустим рассказ о том, как Наполеон гонял арабов и турок по Египту и Сирии. Всё равно, особого смысла в этом не было. Поначалу он побеждал, потом дела пошли хуже. Англичане быстро спалили французский флот, как только нашли его. Чума, опять же, несколько мешала.
Но какое это имеет значение? Вы сегодня, когда смотрите репортажи из пылающего Донбасса, всему верите? Скажу честно, меня при просмотре новостей оттуда (из любых СМИ) не оставляет впечатление что я смотрю фильм «Хвост виляет собакой-2». А в те времена что во Франции могли достоверно знать о ходе дел в Египте? Что было надо тогдашним пиарщикам, то и знали. Главное, что Наполеон - герой!
К тому времени дела у французских войск в Европе пошли хуже. Во Франции царило уныние. Самое время для появления героя. И он явился - весь в белом! Победитель из Египта! У оставленных им в Египте войск дела шли всё хуже и хуже. Но кого это теперь волновало? Основные события теперь здесь! 18 брюмера VIII года Республики Наполеон разогнал надоевшую Директорию и стал Первым консулом.
Понятное дело, что весь Египетский поход был пиар-кампанией. Но кто провёл её? Посмотрим-посмотрим. Сначала отказ от опасного морского путешествия в Ирландию в пользу в пять раз более опасного путешествия в Египет, и чудесное избежание встречи с английским флотом! Египтян можете бить, их не жалко. Потом ещё раз отказ от высадки в Британии (технически безграмотный Наполеон не оценил проект парохода!), и - поход на Россию. Ничего не напоминает? Гитлер тоже сначала собирался высаживаться на Альбионе, а в результате оказался в российских сугробах и между двумя фронтами.
Теперь давайте вспомним сколько раз воевали Англия с Францией. С 1076 по 1815 годы историки с известной долей условности выделяют примерно 34 войны. Правильнее будет сказать, что это была одна сплошная война, только с перерывами. А после 1815-го - ни одной. С этого момента Франция послушно следует в русле англосаксонской политики. Если иногда взбрыкивает, - быстро ставят на место. После 1945 года с Германией у наших «партнёров» тоже нет никаких проблем. Так кто помог Наполеону? Подумайте.
К чему это я в историю ударился? Да вот дежа-вю замучило. Директория всем надоела. И какая-то странная война. Очень локальная, хотя по логике, причины, её породившие, должны были привести или к гораздо более масштабным событиям, или не привести к войне вообще. Не хватает только Наполеона. В камуфляже и с «калашниковым». Может, скоро появится?