Человек - крайне любопытная скотина создание. Вечно ему не дают покоя вопросы: «что это?» да «что то?», «что будет если?..» и, особенно, «как оно там… по ту сторону… за чертой?..». В данном случае, за чертой государственной границы с Румынией.
Об этом размышляла я, восторженно любуясь Мармаросами во время нашего
похода вдоль украинско-румынской границы.
Мармаросы (или Мармарош) - это горный хребет Восточных Карпат, покоривший меня своей красотой с первого взгляда и прочно обосновавшийся на 1-м месте личного рейтинга самых живописных горных вершин и массивов. Он простирается на территории 2-х стран - Украины и Румынии, причём большая его часть, включая и наивысшую вершину Фаркеу (рум. Farcău, 1961 м), находится в Румынии.
Тогда, мечтательно вглядываясь вдаль с вершины нашего Попа Ивана Мармаросского, я загадала, когда-нибудь оказаться там… за чертой… по ту сторону… Ведь вечно кажется, что где-то трава зеленее. А она реально казалась зеленее там, на румынской стороне.
Прошло время, поездки за границу стали проще и дешевле, и как-то вдруг нарисовался поход в румынские Мармаросы, с подъёмом на ту самую, наивысшую их вершину, г. Фаркеу.
И вот снова незнакомая компания, но уже знакомый по
походу на Молдовяну формат поездки. Так что без лишних раздумий - в путь!
Потустороннее значит потустороннее, поэтому первое, куда мы попали, перейдя «черту» - это… кладбище. Но кладбище не совсем обычное, а… весёлое! Да, оказывается, бывает и такое. Румынское Чимитирул Весел (Cimitirul Vesel) переводится именно как «Весёлое Кладбище».
Находится оно в с. Сэпынца (рум. Săpânța, județul Maramureș) и стало настолько известным и популярным, что превратилось в самый настоящий туристический объект (даже внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО). Неудивительно, что и вход на кладбище платный - 5 лей (совсем недорого - чуть больше 1$).
А началось всё с того, что в 1935 г. один местный плотник Стан Иоан Пэтраш (рум. Stan Ioan Pătraş) находясь под действием психотропных веществ дабы скрасить грусть-тоску вместо традиционно скорбного надгробия изваял забавный барельеф, изображающий жизнь и смерть усопшего односельчанина, снабдил ироничным стишком, да раскрасил яркими красками.
Идея пришлась по душе другим жителям села, и они тоже принялись глумиться над покойничками заказывать у него подобные надгробия для своих умерших родственников (а кто-то и себе, на «потом»). Так постепенно всё кладбище стало таким вот весёлым.
Неспешно прогуливаясь меж могил и внимательно разглядывая надгробия, можно многое узнать о жизни села: основных занятиях его жителей, местной моде.
Мода, кстати, вполне актуальна - характерные чёрные да цветные в горошек юбочки я замечала на многих женщинах в окрестных сёлах. Занятия же, в основном, незатейливые и типичные для села - садово-полевые, ткацко-швейные да столярные работы.
Хотя попадаются и довольно эпатажные исключения. Вот, вроде обычная скромная девушка, а взглянув на обратную сторону надгробия, узнаём, что была она вовсе не скромного, а весьма лёгкого поведения.
А вот и вообще кровожадный маньяк-убийца.
Жаль, что румынского из нашей компании никто не знал, это сделало бы прогулку по кладбищу ещё увлекательней - вот найденный в нете перевод пары местных эпитафий:
«Под этим тяжелым крестом лежит моя теща,
Если бы она прожила на три дня больше, здесь лежал бы я,
А она бы это читала.
Если ты проходишь мимо этого места, постарайся не разбудить ее,
Ведь если она вернется, то придет и откусит мне голову.
Но я постараюсь сделать так, чтобы она не вернулась никогда.
Оставайся здесь навсегда, моя теща.»
или
«Здесь лежу я, меня звать Стефан,
Всю свою жизнь я любил выпить.
Когда жена ушла от меня, я выпивал, чтобы не грустить.
А потом я пил больше, чтобы развеселиться.
В общем, все было не так уж плохо, несмотря на то, что жена ушла,
Ведь я пил со своими друзьями.
Я выпил много, но до сих пор испытываю жажду.
И если вы придете к моей могиле, оставьте немного вина для меня.»
Надо сказать, тема алкоголизма весьма популярна, причём, не только мужского, но и женского.
А вот и могила зачинщика всего этого «безобразия» - Иоана Пэтраша. Про себя он скромно написал, что за всю свою жизнь никому не причинил зла.
Иоан Пэтраш умер в 1977 г., но дело его живёт - теперь его ученик Думитру Поп (рум. Dumitru Pop) занимается изготовлением ярких надгробий с картинками из жизни почивших селян.
Вот такое оно, весёлое кладбище. И как всё весёлое да смешное оно гораздо сильнее серьёзных вещей да заумных фраз заставляет задуматься: а как живу я? как изобразили бы мою жизнь? что написали бы?
Усиливает эффект развесёлый чёртик, что игриво машет «платочком» из своей преисподней (в основании главного кладбищенского креста), тонко намекая: встреча не за горами.
Прямо с кладбища - в Божью обитель. То бишь монастырь Сэпынца-Пери (рум. Mănăstirea Săpânța-Peri), расположенный совсем рядом со всё тем же селом Сэпынца.
Этот действующий православный женский монастырь построен сравнительно недавно (1996-2004 гг.), но уже приобрёл известность и тоже вошёл в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Во-первых, деревянные постройки монастыря действительно очень красивы, а главное, на его территории находится самая высокая деревянная церковь в мире (78 м) - церковь Святого Архангела Михаила.
По скрипучим деревянным ступенькам можно подняться на 2-й внешний ярус этой церкви, а затем, по узкой лестнице из цельной колоды дерева, на 3-й.
Полюбоваться ухоженной территорией монастыря с высоты.
Восхититься добротными деревянными конструкциями храма.
Попробовать узнать, что там за массивными дверями.
И уже собравшись спускаться, совершенно неожиданно увидеть деревянного… идола(?).
А ещё, если повезёт, можно услышать прекрасные, возвышенные песнопения - службу, которую ведут монахини, наполняя мир вокруг благодатью.
(кое-кто из нашей группы особенно проникся)
Кроме Сэпынца-Пери в этом районе находится ещё один монастырь, также заслуживающий внимания - Бирсана (рум. Mănăstirea Bârsana).
(типичные для этой местности высоченные деревянные ворота, примерно такие же и у обычных сельских домиков)
Монастырь на этом месте существовал очень давно, с 1391 г. За столь долгую историю он не раз переходил из рук в руки, переживал периоды расцвета и запустения. Сейчас это действующий женский православный монастырь, отстроенный практически заново в начале 90-х годов.
Его деревянные постройки, как и строения монастыря Сэпынца-Пери, носят характерные черты особого местного стиля - т.н. мармаросская готика.
(довольно необычный крест)
Храмовые росписи тоже отличаются своим особым стилем
(церковь Двенадцати Апостолов)
Вход на территорию монастыря свободный. Оплату берут только за вход в музей резьбы по дереву, расположенный в одном из монастырских зданий - 1 или 2 леи.
Территория, надо отметить, довольно большая, ухоженная, утопающая в цветах - монашки трудятся не покладая рук.
Монастырь Бирсана один из самых известных и популярных в Румынии, и это сразу заметно по наличию стоянки, сувенирных лавок и кафе перед входом на его территорию, ну и по количеству людей, конечно же. И всё же, не смотря на достаточное число посетителей, Бирсанский монастырь, как впрочем и любой монастырь, обладает удивительной атмосферой дарующей душе покой и умиротворение.
После монастырей - естественный и закономерный путь - вверх. В нашем случае - в горы!
Стартовали мы с окраины села Репедя-Кривый (рум. Repedea) по широкой дороге, ведущей через лес.
Подъём был крутой, дорога - корявая и каменистая, лес... ну лес как лес, ничего особенного. В общем, скука.
Но я знала, рано или поздно лес закончится, и взору откроется такая красота, что заставит забыть и о серых буднях с их бесконечными домашними хлопотами да рабочей суетой, и, даже, о тяжёлом рюкзаке за спиной. Так и случилось, но перед этим ещё была чернико-пауза.
(фото Ромка Задорожного)
Всё-таки самая крупная, сочная и сладкая черника именно в Мармаросах, и наших, и румынских.
(фото Ромка Задорожного)
Получив порцию витаминов, организм оживился, «воспрянул духом» и зашагал бодрей и веселей.
И вот уже поляна, наподобие наших полонын с нехитрым хозяйством - деревянными домиками-колыбами, овцами, пастухами и огромными белыми собаками.
Ещё дальше, ещё выше - и только горы, только ветер, только бескрайний простор…
А горы такие родные, такие знакомые, точно, как наши!
Так, подставляя лицо тёплому ветру да любуясь окружающей красотой, мы дошли до места ночёвки - озера Виндерел (рум. lacul Vinderel).
Привычные хлопоты по обустройству лагеря, и ужин в лучах заходящего солнца с видом на озеро и, собственно, г. Фаркеу, на которую завтра предстоит подъём.
Единственное, что портило красоту и омрачало радость единения с природой - остатки чужого пикника. Всё, как и у нас...
Долгих ночных посиделок у костра не было. Во-первых, не было самого костра (лес остался далеко внизу и дрова, соответственно там же), а во-вторых, после захода солнца, стало так холодно, что мы разбежались по палаткам, кутаться в спальники.
А утром… кто рано встаёт - тому Бог даёт!
Рано встал только мой муж, и, пока все спали, сбегал на соседнюю вершину Михайлеку (Mihăilecu, 1917 м) - успел полюбоваться горами в нежных лучах восходящего солнца.
Любителям же поспать остался только подъём на Фаркеу и вид на горы во всё более сгущающихся и мрачнеющих тучах.
И вот она, вершина, на которую я так хотела попасть!
Если бы не надпись на чужом языке, я и не отличила бы от наших Карпат.
Тучи мрачнели и сгущались не зря - спустившись с вершины, мы были вынуждены экстренно складывать палатки под всё усиливающимся дождём.
Дождь, а вместе с ним и ветер, буквально подталкивали нас в … спину, аккуратно так намекая: пора домой.
И снова на нашем пути овцы и пастухи с собаками - им дождь не помеха.
Район Румынии, в котором пролегал наш маршрут, называется Марамуреш и является местом проживания достаточно большого числа украинцев, поэтому нет ничего удивительного в том, что пастух заговорил с нами на украинском языке. И всё-таки, это было удивительно и… приятно!
А ещё, я окончательно убедилась в том, что там, за чертой, по ту сторону, всё примерно так же, как и здесь.
Время поездки - 19-20 июля 2019 г.