В пятницу, 26 июня 2009 года, состоялось четвертое судебное заседание по делу о выставке "Запретное искусство-2006", в рамках которого бывшему директору Сахаровского центра Юрию Самодурову и бывшему заведующему отделом новейших течений Третьяковской галереи Андрею Ерофееву предъявлено обвинение по пункту "б" части 2 статьи 282 УК РФ.
На процессе продолжили выступать свидетели обвинения.
"Пропустите меня, я всегда была свидетелем", - требовала от судебных приставов одна из посетительниц суда.
Большинство выступивших действительно принимали участие в том же качестве в судебном процессе по делу о выставке "Осторожно, религия!", проходившем в 2003 году.
Первым в пятницу давал показания дьякон храма Святителя Николая, расположенного в доме 27а по улице Ордынка в Москве, Михаил Люкшин. Как известно из свидетельских показаний на предыдущем судебном заседании, некоторые служители этого храма распространяли среди прихожан шаблон заявления в прокуратуру о возбуждении уголовного дела против организаторов выставки "Запретное искусство-2006". На этой экспозиции Люкшин не был, но свое мнение о ней составил со слов других лиц и на основании сообщений СМИ.
Характеризуя свое крайне негативное отношение к выставлявшимся картинам, в которых использовалось изображение, напоминающее лик Иисуса Христа, свидетель сослался на постановление Вселенского собора VIII века. Как сказал Люкшин, это постановление гласит, что любое изображение Христа восходит к первообразу, а потому устроители экспозиции совершили кощунство.
Еще одно кощунство, как считает Люкшин, заключается в том, что выставка проходила слишком близко к христианским храмам.
"Я померил расстояния до христианских храмов по "Яндексу", - сообщил свидетель. По его словам, получилось порядка 400 и 600 метров.
На вопрос адвокатов, принимал ли он участие в разгроме выставки "Осторожно, религия!", Люкшин заявил: "Это был не разгром, а защита православия и уничтожение орудий преступления".
Люкшин пригрозил Юрию Самодурову и Андрею Ерофееву жестоким наказанием на том свете в случае, если суд их не осудит на этом.
После обеденного перерыва суд предоставил слово свидетелям Любови Хлопониной и Дмитрию Терехову.
Любовь Хлопонина, в отличие от подавляющего большинства выступавших до нее, заявила, что выставку посещала, так как интересуется современным искусством. И не только посещала, но и делала снимки экспонатов, которые потом отнесла в Таганскую прокуратуру. При этом объяснить, почему в ее свидетельствах на предварительном следствии о факте посещения экспозиции не упомянуто, а в числе приобщенных к делу вещественных доказательств ее фотографий нет, Любовь Хлопонина не смогла.
Кроме того, свидетельница сообщила, что состоит в партии "Справедливая Россия" и ранее в рамках своей общественной деятельности инициировала запрос депутата Госдумы России Александра Чуева в прокуратуру в связи с выставкой "Запретное искусство-2006".
Показания Любовь Хлопонина давала по заранее напечатанному на компьютере и весьма эмоциональному тексту. По ее мнению, устроители выставки имели далекоидущие агрессивные планы, направленные на разрушение устоев российского государства. Любовь Хлопонина не стала скрывать, что больше всего ее возмутил выбор в качестве места проведения выставки Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова и что своей главной целью она видит закрытие этого учреждения культуры.
"Мы требуем закрыть этот рассадник бездуховности. За что они ненавидят русских? Это можно рассматривать как геноцид. Мы требуем от власти ввести цензуру", - заявила она, назвав Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева "чудовищами" и "нацистами".
При этом Любовь Хлопонина дала понять, что считает поставленную перед собой цель непростой: "У борцов за актуальное искусство высокие покровители. За них и телевидение, и геи, и наркоманы. Пользуясь нашей чрезмерной толерантностью, они захватили все каналы телевидения, а мы, православные, должны смотреть канал "Спас" за плату".
Свидетель Дмитрий Терехов, член организации "Объединенная православная молодежь", тоже заявил, что посещал выставку лично, так как имел к ней профессиональный интерес журналиста. Но с пресс-релизом организаторов, в котором, помимо прочего, описывались цели экспозиции, он почему-то не ознакомился. Из дальнейшего разговора выяснилось, что и картины он разглядывал не всегда внимательно, из-за чего не во всех случаях понял, что там, собственно, изображено. Но в том, что сама выставка - "это сознательная подрывная акция", свидетель не усомнился.
Следующее судебное заседание по делу состоится 10 июля, начало в 11 часов 30 минут.
Оригинал на портале HRO.org:
http://www.hro.org/node/5932.