Социальная ткань всего постсоветского пространства
сильно нарушена. Она кое-где покрылась опухолями, кое-где истончилась на столько, что теряет свою связующую функцию, где-то она просто больна и несет в себе скорее деструктивные свойства, ни как не способствующие образованию здорового, цельного тела государства. Что может вырасти из такой вот ткани? Только калека, не способный толком функционировать и по сути
обреченный на пожирание в мире больших и вечно голодных хищников.
Ткань эта должна обеспечивать здоровье и силу коллективов самых разных размеров, от семьи до страны. Более того, она же отвечает за состояние каждого индивида в отдельности. Мы по наивности и невежеству редко связываем эти вещи, а тем временем этот вопрос еще в 20 веке основательно разбирали лучшие умы Европы. Сознательно беру именно западных мыслителей, что бы не было подозрений в предвзятости. Ведь по сути ими обосновывается необходимость коллективизма для всего человечества. А значит социализма, который, как мы уже разобрали, не может быть просто потребительским, он обязан иметь сильную наступательную идеологию, не отрицающую идеи развития и коллективизма. Этим критериям соответствует только коммунизм, как великая Мечта о восходящем человечестве.
Думаю, Альфред Адлер вполне достоин того, чтобы ссылаться на его авторитет в вопросах психологии. Так и поступлю.
"Адлер утверждает, что особое общественное чувство - оно и только оно - соединяет индивида с другими. Что это чувство, данное человеку от рождения, должно постоянно развиваться в раннем детстве, иначе у человека будут большие проблемы во всём, что касается его отношений с обществом. Что человечество может достичь светлого будущего только благодаря развитию социального чувства.
Адлер подчеркивает, что возглавляемая им научная школа не заявляет об особой роли этого чувства как о своем ноу-хау, что об этом знают психологи самых разных направлений, да и не только они. И что его школа всего лишь усовершенствовала методы, которые позволяют выявлять препятствия, встающие на пути развития этого общественного чувства. Он говорит: «Я лучше знаю, какие препятствия. А что такое общественное чувство, знают все». Однако, как считает Адлер, недостаточно просто обсудить эти препятствия. Надо прежде всего со всей отчетливостью уяснить, что все значимые приобретения в человеческой жизни обусловлены только этим самым общественным чувством.
Если вас лишили общественного чувства, вы не можете вырасти. Ваши сущностные человеческие возможности остаются в задатках.
Растению нужно столько-то воды. Если его не поливать, оно, возможно, умрет. А возможно, как-то криво-косо куда-то выбьется. Но оно нормальным не вырастет.
То же самое - с общественным чувством. Если у целого поколения отнято общественное чувство - а оно отнято по факту отсутствия пионерских лагерей, пионерских и комсомольских организаций, нормальных коллективов, поездок «на картошку» и прочего - откуда возьмется общественное чувство? А если его нет, как развернутся все остальные чувства?
Пожалуй, только одно из приобретений в человеческой жизни имеет другое происхождение - это чувство неполноценности ребенка, обусловленное его слабостью, которое усиливается и растет, как только ребенок осознает или смутно чувствует собственную бесполезность для общества.
Адлер утверждает, что любое стремление к личной власти (реализация воли к власти, по Ницше) всегда задерживает развитие общественного чувства. И что недоразвитие общественного чувства существеннейшим образом влияет на душевное развитие ребенка, на формирование его стиля жизни.
Адлер утверждает также, что все важнейшие психологические функции, то есть вся человечность, решающим образом связаны с общественным чувством. Что язык, разум определяется общественным чувством. Нравственность, эстетические чувства - требуют для своего формирования связи ребенка с близким человеком. Связь с людьми и познание людей, возможное только при наличии этой связи, являются необходимыми и предварительными условиями жизни человека в обществе.
Адлер утверждает, что этим нельзя овладеть теоретически. А значит, недостаток по части всего, что связано с общественным чувством, иначе говоря, депривация этого чувства может уничтожить всю человечность.
Адлер ссылается на конкретные исследования, доказавшие, что почти все духовно несчастные, раздавленные, невротические натуры не имели в детстве условий для развития общественного чувства. Адлер прямо говорит, что без развития общественного чувства вообще немыслимо становление человечности в человеке. Что депривация этого чувства порождает в людях отсутствие: а) мужества, б) оптимизма, в) уверенности в своих силах. Что и мужество, и оптимизм, и уверенность в своих силах имеют своим непосредственным источником именно общественное чувство.
Рассмотрим три сферы, в которых, как считает Адлер, человек может добыть для себя бесконечно нужный эмоциональный продукт под названием «общественное чувство».
Обращая наше внимание на то, что связь с обществом, то есть канал, по которому этот продукт может быть доставлен человеку, может быть реализована только в совместной игре, общей работе и совместной жизни (а значит, деформация этих трех сфер просто перекрывает каналы, и искомый продукт под названием «общественное чувство» не может поступить к человеку), Адлер далее обсуждает те три сферы, в которых общественное чувство может быть развито. Я предлагаю собравшимся вместе со мной поразмыслить над тем, как деформация всего, что происходит в этих сферах, способствует обратному.
Итак, первая сфера, в которой общественное чувство может быть развито, - это сфера отношений между Я и Ты. Между Тобою и Другим человеком.
Вторая сфера, где, по мнению Адлера, должно развиваться общественное чувство, - сфера продуктивной деятельности, где Тебя с Другим объединяет созидание, в котором вы оба нужны друг другу для достижения общего результата.
Третья сфера, в которой, по мнению Адлера, должно развиваться общественное чувство, - любовь.
Я устал говорить о том, что это совсем непросто - извлечь из себя это чувство и адресовать его другому. Как минимум, для этого нужно обладать вниманием, позволяющим этого другого просто увидеть. А также воображением, позволяющим поставить себя на место другого, зафиксировать, что именно этому другому необходимо, и начать о нем заботиться.
Нужно иметь внутри себя некий аналог эмоционального приемника и передатчика, настроенного на чужие волны. Приемники и передатчики должны быть подстроены друг к другу. То есть они должны работать на одинаковых частотах. Они должны обладать чувствительностью, позволяющей улавливать определенные сигналы. А также перерабатывающим устройством. Всё это очень сильно повреждено. Сигналы не улавливаются. На них неправильно реагируют. Начав реагировать, устают. И реагирование превращается в нечто, сходное с самоутверждением. А это сходство с самоутверждением порождает конкуренцию, конфликты, а значит, и разрушение той сферы, которая должна способствовать развитию общественного чувства.
Теперь давайте просто представим себе, что враг знает об этой роли общественного чувства. И сознательно организует депривацию общественного чувства. А ведь это не так трудно организовать! Например, объяснив, что в нормальном обществе каждый должен быть сам за себя, специфическим образом истолковав социальную атомизацию, индивидуализацию и всё прочее, насильственно внедряя всё это на особую российскую почву, к этому не приспособленную. Что дальше?
Дальше разрушается вся социальная сфера. Но и не только она. Достаточно долго держать людей на голодном пайке этого самого общественного чувства, достаточно лишать их полноценной игры в детстве, полноценной общей работы, полноценной совместной жизни, чтобы началось не просто разрушение социума, то есть десоциализация, но и разрушение личности, то есть деперсонализация. И чтобы десоциализация усиливала деперсонализацию и наоборот. Что, это так трудно сделать? И мы не видим этому конкретных примеров?
Вдумаемся: одно дело - оккупация и иноземные танки на твоих площадях. А другое дело - деперсонализация и десоциализация, депривация общественного чувства, порождающая травму, лишающая мужества, оптимизма и уверенности в себе. А ведь Адлер говорит о большем. О том, что и язык, и разум, и чувство прекрасного могут быть недоразвиты и сколь угодно деформированы только за счет того, что вы не обеспечите в своем обществе или в своей микрогруппе поступления по определенным каналам необходимого количества продукта под названием «общественное чувство». И что же? Враг, который хочет вас раздавить, не начнет перекрывать каналы, не начнет сажать на голодный паек этого общественного чувства, то есть обеспечивать его депривацию? Да конечно же, он будет этим заниматься.
Он будет заниматься этим очень настойчиво. Если он поставил задачу превратить вас в слизь, то только этим он и будет заниматься - зачем ему танки посылать? И это будет называться реформами, «избытием патологий совковости» или как-нибудь еще. Называлось же нечто сходное, но в меньших дозах, денацификацией."
Отрывок взят из
статьи в газете
Суть времени.
Ощутите масштаб вызова! Почувствуйе жгучий позыв ответить на него! Если он есть, путь и слабые, еле заметный, значит не все еще пропало, не смогли
сломать до конца! Только не гоните от себя в кой-то веки пришедшее желание что-то изменить, вцепитесь в него и сражайтесь! В
рядах "Сути времени" или других организаций, но сражайтесь, не отдавайте Родину-Мать на растерзание этим сволочам, не позволяйте превращать ваш народ в тупую, безвольную слизь! Ведь все мы помним высказывания Маргарет Тэтчер о том, что в России достаточно иметь 15 млн. человек, а в
свете последних событий можно вспомнить и о планах фашистов на нас всех и нашу землю. Вспомнить и понять, что если мы наконец не
проснемся, то за слизью последует пепел!
Хиросима 1945г.