Кивиниеми. Саккола. Тайполе. Кексгольм. Часть 3

Aug 17, 2007 02:20


Отчаянный марш-бросок длиной около 75 км в целом мы предприняли под конец пребывания в Лосево, в субботу, 11 августа. Высадившись на станции Громово (здание вокзала), и поехали. Возле станции, на месте братской могилы, установлен памятник советским воинам (левое надгробие, правое надгробие), погибшим в этих краях в Великую Отечественную войнц. Поначалу ехали по хорошей автомобильной трассе вдоль железной дороги, затем свернули в сторону деревни Громово (в том районе есть 3 минимум удаленных друг от друга на несколько километров одноименных поселений). Одно из этих Громовых - на берегу озера Суходольского (Суванто-ярве). Туда мы доехали несколькими днями ранее, обнаружили заброшенный недострой - то ли пансионат, то ли в/ч, - искупались в озере, нашли что-то похожее на ДЗОТ (но не уверена, что это ДЗОТ) с надписью по-фински «Сувантоярве» и по-русски «Суводь-озеро».

На этот раз мы хотели достичь берега Ладожского озера, укрепрайона Тайпале (ныне - дер. Соловьево). Когда автодорога отклонилась от «железки» на юго-восток, в лесу были обнаружены воронки и окопы. А также скопление валунов, которые мы приняли за таинственные «противотанковые надолбы» (что такое «надолбы» мы на тот момент не знали).

Далее - в Громово через деревню Новинку, в окрестностях которой сохранились руины каких-то домов, предположительно, финских. В районе села Портовое нашли остатки финского ДЗОТа, который местные жители превратили в помойку. И - на берегу залива, - еще какое-то странное сооружене в виде бетонного фундамента - плита размером метр на два и радом два бетонных столбика, покрытых керамикой. Что это такое, непонятно до сих пор…

В Портовом есть магазин, который мы обнаружили уже по дороге назад. Надпись на нем «Магазин Саккола Хапарайнен 1926-1944». Видимо, здание осталось с финских времен.

Саккола - старое название местности Громово. Интересно, что слово Саккола можно перевести как «свинарник». Позже я узнала, что среди отраслей животноводства самой удачной в Саккола было разведение поросят. Поросята из Саккола стали известны от городов Лаппеенранта, Хамина, Котка до Рованиеми - столицы финской Лапландии. Торговая марка саккольских молочных поросят прочно закрепилась в стране как символ высокого качества. В память об этом, уже после войны на гербе Саккола, придуманном в эвакуации, появились два танцующих поросенка (из статьи «А корректна ли Ваша публикация, Любовь Васильевна?» Р. Оленина, В. Карманова). Хапарайнен - старое название поселка Портовое.

Дорога от Громово до Портового - это что-то страшное. На машине, наверное, можно и не заметить, но покрытие из гравия и песка с преимуществом песка сильно тормозит колеса велосипеда. К Ладоге мы ехали по правой кромке, и это было относительно комфортно, особенно в сравнении с этим же участком дороги обратно: колеса просто увязают в песке, и даже с горки велосипед ехать отказывается. Зато сразу за Портовым дорога улучщилась. То есть это обычная лесная «грунтовка» с обилием ям и выбоин, но ямы и выбоины легко объезжать.

Очень живописное место - район пересечения с дорогой реки Федоровки, точнее - между Федоровкой и урочищем Жигулево. С возвышенности видно заболоченное озеро, синь которого среди бескрайнего поля с перелесками просто радует глаз. Кстати, заметила, что вдоль дороги в этом месте насжены ели - точно такие же ели в рядок я видела в районе усадьбы Вискари. На косогоре также виден рядок елей. Скорее всего, на этом месте тоже была какая-то финская усадьба или хутор.

Послышался отдаленный шум, предположительно, автострады. Дорога шла через перелесок. За очередным поворотом обнаружилось поле со снопами. На снопах удалось посидеть.

Далее - снова в лес. На дороге я заметила какие-то странные лесенки, как для досмотра грузовиков. Ганс сказал, что это засеки - типа, чтобы выслеживать кабанов. Это меня напугало, - а вдруг кабаны нападут из чащи? - и мы поехали дальше без остановок, пока указатель на проселке сообщил нам, что мы находимся в 300 метрах от захоронения финских воинов, погибших в 1939 г. Оказалось, что здесь лежат защитники укрепрайона Тайпале (на р. Бурной).

А через километр от места погребения мы увидели "Ворота Тайпале" - вереницу противотанковых надолбов, установленные в 1941-1944 годах. Эти надолбы тянутся через все поле.

Практически сразу после «ворот» мы въехали в Соловьево. Теперь это место обитания «новых русских» - выстроенные там коттеджи стоят на больших просторных участках. На подступах к Ладоге, на высоком берегу той самой Бурной - череда взорванных ДЗОТов времен финской войны. Обидно, но один из ДЗОТов нашими соотечественниками оборудован под туалет.

Я читала, что ДЗОТов в Тайпале 10, но лично мы видели только 6: четыре - на высоком берегу и еще два - в у самого берега Ладоги. Кстати, ладожский берег Тайпале сильно отличается от пляжа на Волнорезном мысе в Приозерске, который порадовал нас чистым белым песком. В Тайпале берег озера похож на залитую водой площадь, вымощенную не очень гладкой брусчаткой.

А река Бурная не такая уж и бурная. Во всяком случае, Лосевский порог выглядит жутче. Тем не менее, течение в Бурной коварное: местами непонятно, впадает она или, наоборот, вытекает из Ладоги.

Кстати, наши впечатления от дороги полностью совпали с впечтлениями еще одного путешественника, пишущего в ЖЖ под ником zmej.

* * *

Нет, все-таки если я и вернусь когда-нибудь на Карельский перешеек, то, безусловно, местом моего обитания станет Приозерск. Странный город. И с историей, и без. А Ладога там так хороша, что никакого моря не надо. Кстати, моря я ни разу и не видела, но Ганс сказал, что один-в-один так же, но на Ладоге намного лучше. Во-первых, не жарко из-за сильного прохладного ветра. Во-вторых, чистый песок, прозрачная вода и мало народу. В-третьих, волны такие же, как и на море, но вода не соленая. В общем, я даже передать словами не могу: Ладога - такого я еще никогда не видела.

А сам город… Зеленый город. Невысокий - в основном, дома в 2-5 этажей, хотя есть и 9-12 этажки, но их мало. Дома все старые, но такие милые. Большой частный сектор. И время остановилось. На углу ул. Ленина на заборе стройплощадки с нулевым циклом строительства, висит плакат, - мол, тута строят жилой дом. Начало строительства - 2007, конец - 2009. Ну, «до Таллинна уже недалеко», наверное. Кстати, средняя стоимость сотки земли в Приозерском районе - самая высокая по Ленобласти. Да и вообще высокая. Около 15-17 тыс. долларов. Но не это важно. Просто - там хорошо, в этом городе. Очень верю я тем, для кого он - «цветущий сад, родимый дом».

У города Приозерска есть сайт с замечательной фотогалереей.

О том же самом:

Линия Маннергейма (Тайпале, Каарнайоки) - побережье Ладоги - крепость Корела, октябрь 2006г.

Владимир Смирнов "Так где же линия Маннергейма?"

Вторая Мировая война на Карельском перешейке

Кирилл Якимович  «Тайпалеен-йоки: кровавая река»

Ирина Чинская «Лосево»

Б.Б.Иппо, Н.Н.Турчанинов, А.Н.Штин «Карельский перешеек» (Лениздат 1962), глава «К северу от Вуоксы»

Артиллерийский форт "Вяйнёмяйнен" укрепрайона Нойсниеми



Линия Маннергейма

Северные крепости

Фотографии:

Лосево, Карельский перешеек, Кексгольм, краеведение, Кивиниеми, Приозерский район

Previous post Next post
Up