Катастрофа ИЛ-18 в Шереметьевском 7 мая 1958 года. Стенограмма с avia.ru

Feb 02, 2008 00:10

Катастрофа ИЛ-18 7 мая 1958 в Шереметьевском
(Обсуждение на avia.ru, сохранено в кэше)

Выкладываю сюда стенограмму дискуссии с форума avia.ru, в которой обсуждаются технологические нюансы и всякое другое...  Начало темы - тут. Спасибо посту Anonymous от 1 февраля  09:41 am. Итоги подведу чуть позже.

02/05/2005 [09:34:13] Автондил тбилисский:
Катастрофа ИЛ-18 7 мая 1958 под Москвой. У кого-нибудь есть хоть какая инфа об этом? Это первая катастрофа Ил-18 или одна из первых, Самолет только что был испытан и готовился к вводу в серию, экипаж похоронен на Ваганьковском с почестями и персональными пожизненными пенсиями родным.

02/05/2005 [12:05:21] Историк:
На 100% не уверен, что речь идет об этой катастрофе, но весьма вероятно: в 1958 г. разбился военный Ил-18 из-за отказа двигателя. Механизма флюгирования тогда на них не было и самолет потерял управление.

02/05/2005 [12:39:46] Элерон:
Автондил Т., а вы с датой ничего не напутали? Единственным кандидатом мог бы быть второй серийный Ил-18А, заводской номер 187 0001 02, борт Л-5819. Машина выпущена 02 октября 1957 года. Однако на сайте Внуковский Авиалиний машина обозначена успешно летавшей в конце 50-х - начале 60-х гг. Третий серийный Ил-18 был выпущен в ноябре 1958, т.е. заведомо после упомянутой даты катастрофы. Первый серийный Ил-18 находится (надеюсь) в авиационном музее Украины. Оба предсерийных прототипа в 60-х гг еще летали, по крайней мере, числились в летной годности. Один (самый первый) в ГосНИИ ГА, второй - в МАПе.

02/05/2005 [13:22:12] Аноним:
Историк, да, это он. Командир полковник Доросев, а бортинженером был дед моей жены И.И. Алексеев, я очень давно слышал что из-за этой катастрофы были заменены двигатели на АИ-20.
Элерон, нет, все точно, просто по некоторым слухам - все они от оставшихся в живых старух, - самолет около 15 минут кружил над аэродромом без видимого снижения, а потом с прогресирующим креном упал и вроде бы даже зацепил крест на церкви. Но это ОБС, хотелось бы конкретнее

02/05/2005 [13:45:22] Элерон:
Я лишь пытаюсь вычислить, что это за самолет. К сожалению, информация в доступных источниках крайне скудна.
По ходу, про выбор двигателей в книжке "Самолеты ОКБ имени С.В. Ильюшина" под редакцией Г.В. Новожилова, "Машиностроение", 1970:
"На первых самолетах Ил-18 были установлены и опробованы два типа двигателей: НК-4 и АИ-20. Государственные и эксплуатационные испытания проведены с обоими двигателями, в результате был принят двигатель АИ-20 как более надежный". И все. Все судьбы сотрудников КБ и летчиков-испытателей вместились в эти два предложения!
Но далее пытливый разум заставляет вбить в строку поиска в Гугле два слова: «Ил-18» и «НК-4». Вываливается масса ссылок, все лопатить мне нет возможности, но вот какое интересное замечание находится на ресурсе "Тот самый НК", посвященном деятельности Н.Д. Кузнецова ( http://www.aviation.ru/engine/NK/story1/index.php ):
« Однажды на пассажирском самолете Ил-18 разрушился вал редуктора, и вращавшийся с огромной скоростью винт улетел, к счастью не задев ни фюзеляж, ни соседнюю мотогондолу. Но это были только цветочки. В 1958 г. в результате отказа двигателя произошла катастрофа самолета Ил-18, на борту которого находилась группа высокопоставленных военных. Комиссия, расследовавшая причины тяжелого летного происшествия, определила: остановка двигателя привела к появлению мощного разворачивающего момента, который не мог быть скомпенсирован летчиками из-за отсутствия устройства флюгирования винта. Быстро сконструированный и внедренный "автофлюгер" не спас положения: НК-4 оказался скомпрометированным. Попытки Н.Д. Кузнецова доказать, что внесенные изменения устранили проблему, не увенчались успехом: в массовое производство был запущен АИ-20 запорожского завода, а НК-4 снят с серии. На принятие этого решения повлияли и субъективные моменты: поскольку самолеты Ан-10 и Ан-12 строились на Украине, то, мол, и двигатель для них должен быть "украинским". Аргументы Кузнецова и поддержавшего его В.Я. Климова о более высоком технологическом уровне и лучшей экономичности НК-4 во внимание приняты не были. В конце 1958 г., после выпуска 222 двигателей, производство НК-4 было прекращено».
А вот еще интересный документик: http://airbase.ru/alpha/rus/a/an/12/
«Безусловно, НК-4, как всякий новый двигатель, нуждался в доводке. При работе в архивах мне не довелось обнаружить ни одного документа, порочащего этот мотор или фиксировавшего катастрофические последствия, связанные с его эксплуатацией. Исключение составляет лишь авария Ан-10 21 февраля 1958-го. В этот день экипаж летчика И. Давыдова выполнял посадку с работающим на полную мощность третьим двигателем. Некоторые источники, приближенные к ОКБ имени О. Антонова, утверждают, что самолет 'Т' с самого начала создавался под двигатели АН-20. Однако это не так. Заводские отчеты свидетельствуют, что первые два серийных АН-12 завод № 39 выпустил с двигателями НК-4, но все последующие машины комплектовались двигателями АИ-20.
Этот, скорее политический, шаг был сделан в угоду требованиям ЦК КПУ, считавшего, что украинские самолеты должны выпускаться с украинскими двигателями. Это повлекло за собой прекращение работ по НК-4. В то же время 'проверенные конструктивно-технологические решения' АИ-20, как показал последующий опыт его эксплуатации, не способствовали повышению надежности силовой установки».
Но как бы то ни было, имеются свидетельства (впрочем, на 100% я им доверять не стал бы), что оба самолета-прототипа Ил-18: СССР-Л5811 и СССР-Л5812 благополучно дожили до 60-х гг. Первый впоследствии (в 1966) был перерегистрирован как СССР-75420, а второй (в 1961) - как СССР-75888.
Еще раз оговорюсь, на 100% достоверность свидетельств полагаться нельзя. Так что если кто-то сможет привести дополнительные ссылки на источники информации о судьбе прототипов Ил-18, думаю, это будет полезный вклад в историю гражданской авиации Советского Союза.

02/05/2005 [16:53:45] avro:
А что за сайт "Внуковских авиалиний"??

02/05/2005 [17:06:08] Элерон:
http://vko.nm.ru

02/05/2005 [17:10:33] Историк:
Элерон, на сайте бывших Внуковских авиалиний есть только запись, что борт Л5819 был «когда-либо приписан к ВПО», но что-то я ничего не нашел о том, что он успешно летал до начала 60-ых. Косвенным доказательством печальной судьбы этой машины может служить и тот факт, что она не была перерегистрирована на безбуквенную систему нумерации, как остальные. А также, что он был Ил-18А, т.е. с двигателями НК-4. Сам факт, что катастрофа имела место, тоже отрицать нельзя. Информация подтверждается из трех разных источников (Автондил Тбилисский, чей родственник погиб, найденная Вами информация, и моя информация, к которой я могу добавить, что сей борт разбился в районе Внуково при испытательном полете).
Непонятно только, что за группа высокопоставленных военных была на борту - приемо-сдаточная комиссия, что ли? Остается добавить, что согласно тому же внуковскому сайту Ил-18 совершил 20.04.1959.

02/05/2005 [17:11:59] Историк:
...первый полет с пассажирами

02/05/2005 [17:28:29] Элерон:
Историк, к сожалению, имеющийся у меня Реестр воздушных судов ГА СССР начинается лишь с 4-й Книги. Предыдущие три были уничтожены "в установленном порядке" задолго до того, как я успел до них добраться. Оттого более-менее достоверными данными располагаю лишь со второй половины 1959. И про Л5819 нам в Soviet Transports пришлось написать fate unknown (судьба неизвестна).
Понятно, что катастрофа имела место, доказательство, как упомянул Автандил Т., имеется. На Новодевичьем кладбище. Мне даже сдается, я видел там этот мемориал.
Всего лишь хотелось уточнить, этот ли самолет потерпел катастрофу. Кроме того, по ходу поисков в интернете где-то наткнулся на упоминание о том, что двигателями НК-4 оснащались первые 20 серийных Ил-18А. Подтверждений этому также нигде не нашел.

02/05/2005 [20:18:03] Автондил тбилисский:
Историк, «группа высокопоставленных военных на борту» -   6 человек экипажа и 5человек, вроде как попросились прокатиться на новом типе, но это были простые ребята -сослуживцы. А вот сам экипаж был элитный - возил членов правительства, министра обороны и др.

02/05/2005 [22:23:00] IP:
Если кого-то судьба занесёт в УТЦ-21 во Внуково, поспрошайте, там знают про эту катастрофу.
Действительно, разбились из-за НК-4. Его экономичность, связанная с более удачной КС, не выдержала конкуренции с АИ-20 из-за слабого редуктора, а это сказалось на надёжности двигателя в целом. ПС-90 тоже экономичный, только иногда разваливается и отбивает полстабилизатора!
Во всяком случае, АИ-20 после доводки КС увеличил свой ресурс до 20000 часов и служит верой и правдой по сей день, а НК-4 ставили на Бе-12 и проблемы с редуктором продолжались.
Могу подтвердить на собственном опыте надёжность и экономичность Аи-20. 15 лет они меня возят и тянут свою лямку честно.

03/05/2005 [01:40:11] 021:
IP, это кому-это ПС "отбил пол-стабилизатора", не будьте пожалуйста голословны, факты пожалуйста.

04/05/2005 [11:00:33] IP:
021, тип: ту-204, рейс - URSS - UUWW, КВС Ларин (ген. дир. ГТК "Россия"), а/п посадки URRR, обстоятельства:
«При полёте на крейсерском эшелоне топливная автоматика увеличила мгновенный расход на одном дв-ле до 7-8 тонн\сек. К счастью, лопатки в фюзеляж не полетели (там было около 200 чел.), а турбина оторвалась и полетела самостоятельно, зацепив по дороге стабилизатор.
Вынужденная в URRR благополучно.
Я машину видел лично, залетев в Ростов через полгода примерно. Жалкое зрелище. Как после попадания ракеты.
Починили почти через год (точно уже не помню). Потом стояла в Жуковском. Последний раз видел её в Быково, когда перегонял с завода свою ласточку.

04/05/2005 [11:04:47] IP:
021, ну не лежит у меня душа к туполям, не люблю, когда 20 лет переделывают и конца не видно.

04/05/2005 [13:26:03] АЕ:
Не совсем в тему, но новую ветку открывать не хочу.
Примерно в 1964-66 г.г, (был тогда мальчишкой), недалеко от места где я жил (примерно 75 км юго-восточнее Тулы) сел на вынужденную Ил-18. Самого самолёта я не наблюдал, но слышал от взрослых. Вначале по посёлку прошёл слух об этом событии, а на следующий день появился грузовик с людьми в кузове (тогда перевозка людей в кузове грузовика - обычное дело) в форменной одежде ГВФ. Они заблудились и спрашивали как проехать к такому-то населённому пункту. Им разъяснили и они уехали. Это всё что у меня осталось в памяти. Год не помню какой точно, а вот по времени года, это скорее всего осень, сентябрь-октябрь месяц. Если кто что знает или подскажет где поискать что-либо об этом событии, буду очень признателен
С уважением, Александр

04/05/2005 [14:04:17] Историк:
Это был 1961 г, 22 июня. Самолет Ил-18 Москва-Адлер сел на кукурузное поле из-за отказа электросистемы. Самолет w/o, люди живы, экипаж награжден.

04/05/2005 [14:42:39] АЕ:
Историк, спасибо. Значит, мне тогда было 7 лет. А я уж думал, что мало чего с того возраста в памяти есть. Мне казалось, что я был старше. Почему предположил, что это осень? Запомнилось, что люди в кузове были тепло одеты. С другой стороны всё-таки открытая машина. Да, помню, говорили о том, что все пассажиры были живы и ещё помнится говорили о каком-то аэростате, над местом посадки. Всё пытались его разглядеть. А что с этой машиной стало потом?

04/05/2005 [14:50:47]  Историк:
На слом пошла.

04/05/2005 [16:13:15] Никодимыч:
7 мая 1958 года в Шереметьево потерпел катастрофу СССР-Л5821, серийный номер 0104. Принадлежал АКДОН. Причина отказ второй силовой установки.

04/05/2005 [16:40:55] Историк:
Никодимыч, откуда такая инфа?

04/05/2005 [16:48:17] 038:
IP, «мгновенный расход на одном дв-ле до 7-8 тонн\сек» - такое бывает?

04/05/2005 [18:14:05] Вал:
Никодимыч, ошибка тут:
"Единственным кандидатом мог бы быть второй серийный Ил-18А, заводской номер 187 0001 02, борт Л-5819. Машина выпущена 02 октября 1957 года. Однако на сайте Внуковский Авиалиний машина обозначена успешно летавшей в конце 50-х - начале 60-х гг. Третий серийный Ил-18 был выпущен в ноябре 1958, т.е. заведомо после упомянутой даты катастрофы. Первый серийный Ил-18 находится (надеюсь) в авиационном музее Украины".
Ведь 0104 это видимо четвертый серийный... как он мог быть выпущен ДО третьего. который вышел в ноябре 58, согласно этой инфе?

04/05/2005 [19:43:00] Автондил тбилисский:
Никодимыч, принадлежность АКДОНу верна на 100%,пытаюсь найти дома фото где экипаж сфотографирован у самолета может виден номер

04/05/2005 [20:28:46] Историк:
Самолет, серийный номер которого заканчивается на 01 04 - совсем другой (СССР-75636). Правильный серийный номер борта СССР-Л5819 - в посте Элерона.  Катастрофа произошла в районе Внуково, насколько мне известно.

04/05/2005 [22:18:18] Карим:
IP, а можно поподробнее об этом происшествии с Ту-204??? Никогда об этом не слышал.

05/05/2005 [11:15:45] Автондил тбилисский:
Здесь бабушка вдруг вспомнила случайно, что второй пилот опоздал на вылет, и командир ему сказал: езжай в место посадки(?). Без пилота и вылетели?

05/05/2005 [13:11:25] Никодимыч:
Сообщаю судьбу первых пяти серийных самолетов Ил-18:
0101 СССР-75634. Передан в Киевский институт гражданской авиации 1 октября 1965 г с налетом 1926ч/3499 пос. Сегодня самолет находится в национальном музее авиации Украины, который в скором времени, по моему мнению, будет лучшим авиационным музеем на пост-советском пространстве. Сужу об этом и по ОКБ О. К. Антонова, и по переодической авиационной печати Украины. Это только в России живут Иваны, не помнящие своего родства и не сохраняющие своей истории во всем. Причем история каждый раз перекраивается под нового правителя. Тьфу:
0102 СССР-75819 (СССР-Л5819). Передан в Харьковский авиационный институт как учебное пособие 3 марта 1960 г с налетом 317 ч/370 пос.
0103 СССР-Л5820. Летал в ОКБ С. В. Ильюшина как опытный самолет. Списан в 1962 г с налетом 542 ч/ 433 пос.
0104 СССР-Л5821. Находился в эксплуатации в АКДОН, списан7 мая 1958 г. из-за катастрофы, произошедшей в зоне Шереметьево. Налет 67 ч/ 120 пос.
0105 СССР-75748. Эксплуатировался в Таджикском УГА. Списан 24 сентября 1973 г. налет 16592 ч/ 9030 пос.
и т. д.

05/05/2005 [13:40:32] Вал:
Никодимыч, простите за незнание, а АКДОН - эт што?

05/05/2005 [14:06:21] Элерон:
Никодимыч, Вы, возможно, удивитесь, но самолет Ил-18А, бортовой номер СССР-75636 (серийный 01 04) был, на самом деле, списан лишь 17 августа 1964 года! Особенности Национального Реестра, так сказать. Забавно и то, что все ячейки строки после бортового номера в книге реестра (заводской номер, принадлежность и т.д.) оставлены незаполненными. Это несколько удивительно, учитывая "те еще времена", а также то обстоятельство, что в то время реестр имел гриф. Тем не менее, как мы видим, к архивным документам Советского Союза, даже к секретным, следует относиться с изрядной "поправкой на ветер". Собственно, в реестре довольно много лакун и несуразностей, я уже где-то упоминал об этом.

05/05/2005 [14:26:56] Автондил тбилисский:
Вал, авиационная краснознаменная дивизия особого назначения.

05/05/2005 [14:29:41] Вал:
Автандил, ай как интересно :) А чем она занималась, ежели не секрет???

05/05/2005 [16:00:17] Историк:
Никодимыч, еще раз осмелюсь спросить, откуда у Вас такая осведомленность, если не секрет?

05/05/2005 [17:06:10] AVP:
А как такое могет быть -- налет 67 ч. и при этом 120 посадок. На нем взлет-посадку отрабатывали или полет по кругу?

05/05/2005 [22:59:00] гавр:
Кто ещё что знает про экипаж, напишите!

07/05/2005 [13:04:58] IP:
2 038, пардон имел в виду 7-8 тонн\час. Очепятка вышла. Смысл в том, что после полутора тонн\час рост в 4 с лишним раза превратил КС в паяльную лампу со всеми вытекающими...
Карим, это даже по телевизору показывали. Журналист включил камеру и записал, как их тряхнуло, как погас свет и т.п.

24/05/2005 [00:23:40] LAX:
Никодимыч, подтверждаю, на учебном аэродроме военной кафедры ХАИ стоял Ил-18. Не знал, что он так знаменит.

15/06/2005 [11:08:40] Аноним:
Где есть двигатель аи-20? не аи-20д или м

15/06/2005 [11:29:33] sss:
АИ-20 (не Д и не М) ставили вначале на Ан-10/12 и Ил-18. Или Вы спрашивали насчет покупки? :)

20/09/2005 [12:47:42] hp:
Что касается экипажа потерпевшего катастрофу 7 мая 1958   года : на борту находилось 10 человек, а не 5 как говорилось ранее (еще 5 вероятно были теми самыми, которые просто попросились в полет). Среди 10-ти человек были: полковник, подполковник, майор, борт-механик, борт-инженер и другие. Все члены экипажа похоронены на Ваганьковском кладбище, а не на Новодевичьем!!! Если кто знает, как полковник и подполковник авиации оказались на борту машины, которая проводила рядовой полет, расскажите или дайте ссылку где можно найти эту инфу.

20/09/2005 [15:48:51] Аноним:
Много тут говорилось про эксплуатацию самолёта на двигателях ИВЧЕНКО и КУЗНЕЦОВА, про их плюсы и минусы, однако никогда не забуду (и не ужели она права) при переучивании на Ил-18 преподаватель аэродинамики СУХОВА А.Г. говорила, что все учебники под тип Ил-18 были написаны для двигателей АШ-82, т.е. аэродинамика самолёта была экспериментальная для экипажей ВС?

28/09/2005 [11:53:30] Артем:
Коллеги, раз была поднята эта тема, то не расскажете ли, если кто об этом знает, подробности катастрофы Ил-18 в июле 1969-го года во Внукове? Заранее спасибо!

06/05/2006 [15:04:24] Аноним:
А кто-нибудь знает точное место катастрофы Ил-18 7 мая 1958 года? Мой дедушка был борт-механиком (или борт-инженером - точно не знаю) на этом самолете и похоронен на Ваганьковском кладбище. Мне и моей маме очень хотелось бы побывать на месте его гибели.

10/05/2006 [23:51:53] питерец:
Никодимыч, а как же СССР-Л5821 Зав.187000201? Использовался до 80х в ЛИИ как Лаборатория "Танкер"(исследование процессов обледенения) и по другим темам. Фотографий очень много где есть. 

краеведение, Шереметьево, Шереметьевский

Previous post Next post
Up