До ХIХ века все строения монастыря были деревянными. После окончания Отечественной войны 1812 года, в Введено-Оятской обители решили возвести каменный Введенский храм, взамен обветшавшего деревянного.
Соборная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с полукруглым выступом алтаря и с колокольнею с западной стороны построена преимущественно на пожертвования в 1814 - 1817 годах и освящена 21 ноября.
Тогда же был устроен посреди церкви придел в честь иконы Тихвинской Божией Матери.
Именно в приделе в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Введенском храме Введено-Оятского монастыря хранилась одна из главных святынь монастыря, которую теперь можно найти только в запасниках Русского музея, - икона Божией Матери Одигитрия. Считается, что перед этой иконой молился Александр Свирский. В 1930 году икона была вывезена из монастыря. В монастыре размещена точная копия с этой иконы.
Композиция (завершение - купол с барабаном, увенчанным луковичной главкой, и 4 глухих барабана с луковицами по углам здания), детали отделки основного объема несут черты русского барокко, которые сочетаются с элементами провинциального классицизма.
Эта церковь представляет характерный для России тип культовых сооружений с чётким делением на собственные части по фасадам, а в интерьере - на апсиду, собственно церковь, трапезную с главным входом - крыльцом.
Для благолепия храма внутренние стены местами были украшены изображениями разных святых (иконник г. Белозерска И. Папилов-Рожественский).
Большой парадный интерьер перекрыт сомкнутыми сводами, опирающимися на стены, отделяющие его от трапезной и алтаря.
Иконы 4-х ярусного вызолоченного иконостаса, плащаницу и 2 хоругви создал в 1820 году живописец А. Козьмин, в 1867 году художник Д. Литвинов возобновил иконы верхних 3 ярусов (в настоящее время все утрачено).
В этой церкви в продолжение десяти лет главный алтарь был холодный, и службы отправлялись в нем только летом; придел же Тихвинской Богоматери был теплый, и служба в нем совершалась в зимнее время. Впоследствии, в 1827 году из-за тесноты обоих приделов, Тихвинский придел от середины перенесен в юго-западную сторону, а сама церковь вся сделана теплою.
В подцерковье храма находилась монастырская казна, в которой хранились не только деньги, но и ткани, и разная хозяйственная утварь.
В ноябре 1932 года Введенский храм была закрыт. Во Введенской церкви устроили клуб обосновавшегося на территории монастыря в 1929 году колхоза "Ильич". Купола и кресты с храма были сняты сразу же после её закрытия. Церковь была разграблена и осквернена, убранство было утрачено. Во всю длину храма и над разорённым кладбищем сделали пристройку - кинозал.
В 1991 году разрушенный монастырский комплекс был передан Свято-Троицкому Измайловскому собору Санкт-Петербурга для ведения подсобного хозяйства. В 2003-2004 годах церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была полностью отремонтирована.
С помощью братии Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря в ней был устроен двухъярусный иконостас, иконы для которого были написаны в иконописной мастерской Покрово-Тервенического женского монастыря.
В храме с благоговением хранится ковчег с частицами мощей шести святых: прп. Сергия Радонежского, прп. Нила Столобенского, прп. Даниила Переяславского, свмч. Макария Киевского, свт. Луки Симферопольского, прав. Ионы Одесского, перенесенный из Александрова Свирского монастыря
А также чтимая икона Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Икона в притворе храма Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Введено-Оятском женском монастыре. Это редкая версия необычной иконы «Житие истинного монаха» / «Распятие монаха» / «Распятие страстей». Икона символизирует, каким страстями и искушениями наполнена монашеская жизнь. Является переосмыслением западноевропейских литографий. В православную версию добавлены зажженные лампады или светильники в руках монашествующего. Так как монастырь женский, на иконе на распятии в центре - монахиня.