Введено-Оятский в честь введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь

Jun 21, 2024 07:10

Введено-Оятский в честь введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь (Введено-Островский) (Тихвинской и Лодейнопольской епархии С.-Петербургской митрополии), находится в поселке Оять Лодейнопольского района Ленинградской области, на левом берегу реки Оять. Название реки происходит, вероятно, от вепсского «ойя» - «ручей».




Время возникновения Введенского монастыря пришлось на годы порабощения Руси татаро-монгольским игом. Несмотря на то, что была одержана победа на Куликовском поле в 1380 году, до полного освобождения Руси было еще около ста лет. Хотя новгородские земли и не страдали от татаро-монгольского нашествия, но с запада их теснило Литовское княжество, а внутри разоряли междоусобицы князей, эпидемия чумы и другие бедствия. На фоне этих событий возникло движение «иноков» на север Руси. Иноки стали жить в пустынных местах строгой монашеской жизнью.
Впервые Введено-Оятский монастырь упоминается в Житии преподобного Александра Cвирского (род. в 1448), написанном его учеником игуменом Иродионом. Родители преподобного Александра, преподобные Сергий (в миру Стефан) и Варвара (в миру Васса) приняли здесь схиму. Это позволяет предположить, что первоначально в стенах Введено-Оятского монастыря существовали как женская, так и мужская община.




В Введено-Оятском монастыре были сооружены деревянные Богоявленская (1704-1705) с Введенским и Петропавловским приделами и Александро-Свирская (1702-1703) церкви. 14 декабря 1762 года, пожар уничтожил оба храма. Митрополит Димитрий разрешил «по бедности» монастыря отстроить вместо двух церквей одну, Введенскую церковь.




Несмотря на бедность монастыря, в нем удалось построить 2 церкви - теплую Александро-Свирскую (сооружена из старых настоятельских келий, реконструирована с устройством иконостаса в 1782 и 1793 годах с переосвящением во Введенскую), и в 1782 году соборную Богоявленскую.
Девятиглавый, с 2 главами над приделами 4-престольный Богоявленский собор соответствовал традициям северного деревянного зодчества и отличался обширными размерами. В 1788 году в нем были освящены левый придел во имя апостолов Петра и Павла и правый - в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (в 1793 переосвящен во имя преподобного Александра Свирского). В подцерковье находился придел в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с гробницами преподобных Сергия и Варвары. В 4-ярусном иконостасе иконы верхних 3 ярусов были «суздальского произведения». Художественный интерес представляло 5-ярусное медное литое паникадило.




В 1803 году правый придел был вынесен в смежную с оградой угловую восточную башню с кельями. Там в 1810-х годах устроили теплую церковь, но служили в ней только до 1819 года, после чего придел преподобного Александра вернули в Богоявленскую церковь. Храм Богоявления с Александро-Свирским и Петропавловским приделами ремонтировали в 1802, 1835 (поставлен на каменный фундамент) и 1853 (установлен новый иконостас) годах. В 1829 году был устроен придел в честь Преображения Господня на месте придела в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (отделан заново в 1864).




Сохранившийся Введенский собор строился преимущественно на пожертвования. Композиция и детали отделки основного объема несут черты русского барокко, которые сочетаются с элементами провинциального классицизма. В подцерковье хранились монастырская казна, ткани, утварь. 21 ноября 1817 года в церкви был освящен Тихвинский придел. В 1827 году он был перенесен в юго-западную часть храма, весь храм стал теплым (в 1905 придел упразднен).




В 1821-1822 годах к востоку от храмов был построен каменный корпус на 12 келий. В 1826 году Введено-Оятский монастырь был обнесен новой каменной оградой с 3 башнями и 2 вратами, ее продлили в 1852 году. Длина ограды составляла 456 м. В 1827 году в северной части обители был сооружен настоятельский корпус, расширенный в 1840 году. На 1-м этаже и в мезонине находились также 10 братских келий.




В 1857-1859 году построены каменные кельи, гостиница, подсобные помещения, колокольня с 11 колоколами.




В 1851 году, на средства благотворителей, к югу от церкви выстроен кирпичный 2-х этажный келейный корпус на высоком подклете с деревянным мезонином. В юго-восточном углу расположен еще один 2-х этажный братский корпус - с кладовыми и кузницей в нижнем этаже, его фасады разделены лопатками.




В 1853 году к северу от ограды было построено здание гостиницы с 5 кельями на 1-м этаже для работников и шестью - на 2-м для паломников.




К святыням Введено-Оятского монастыря относились 3 креста-мощевика: серебряно-позолоченный с 9 частицами мощей и другими святынями, в том числе с частицами Древа Креста Господня и Его ризы, серебряный напрестольный крест с 18 частицами мощей и медный напрестольный позолоченный крест с 14 частицами мощей и серебряно-позолоченная дароносица с финифтяными образами. В Преображенском приделе находились чтимая икона Господа Вседержителя с предстоящими преподобными Зосимой и Савватием, Сергием Радонежским, Александром Свирским и образ Введения во храм Пресвятой Богородицы. В ризнице хранились большие напрестольные Евангелия московской печати: 1735 года, в серебряно-позолоченном окладе и с финифтяными образами. Один из литургических наборов - серебряный, с финифтью. Служебник времени императрицы Анны Иоанновны из монастырской библиотеки.
В обители хранились железные вериги родителей преподобного Александра Свирского - преподобных Сергия и Варвары и Тихвинская (по иконографии - Грузинская) икона Божией Матери «Одигитрия», перед которой они, по преданию, молились о даровании им сына. Эта резная раскрашенная икона впоследствии находилась в местном ряду иконостаса монастырского Введенского собора. Имеются источники, согласно которым она создана в 1-й половине XVI века. В 1796 году почитаемый образ был поновлен, а затем украшен пеленой и жемчужным убрусом, а также серебряно-позолоченной чеканной ризой изготовленной в 1823 году, весом более 27 фунтов (все предметы утрачены). В 1937 году икона поступила в Государственный Русский музей. Там же хранится и древняя икона с поясным изображением святого Николая Чудотворца, видимо находившаяся у северных врат иконостаса.




К началу XX века Введено-Оятскому монастырю принадлежало более 500 га земли, а также участок леса у Никольского погоста в 15 верстах от обители и покос по реке Свирице. Братия выращивала рожь, овес, ячмень и овощи, держала рогатый скот (до 50 голов) и лошадей (до 15), выкашивала до 7 пудов сена. Ежегодно в Ояти и Свири вылавливалось до 500 пудов рыбы. Для полевых и хозяйственных работ в Введено-Оятском монастыре ежегодно нанимались работники: до 45 человек летом и 30 человек зимой.




Доход монастыря складывался из процентов с капитала, оплаты поминовений, продажи свечей, кружечного сбора, продажи скота, лошадей, сельскохозяйственной продукции, рыбы, платы за аренду мельницы и пустошей. За выгрузку на монастырскую землю дров, которые после сплава по Ояти на плотах перегружали на суда для отправки в Санкт-Петербург, лесопромышленники обеспечивали монастырь отоплением. Паломники пользовались бесплатной трапезой.




На территории Введено-Оятского монастыря находились колодец




Различные хозяйственные постройки, преимущественно середины ХIХ века: сараи, конюшни, погреб, квасоварня, скотный двор, кельи для монастырских работников и другие. Они частично сохранились в восточной части монастыря и к северу от него.




К 1917 году Введено-Оятский монастырь был самым немногочисленным из мужских: 9 или 10 монахов и 3 послушника. В обитель направлялись монашествующие, совершившие дисциплинарные нарушения, в частности из Александро-Невской лавры.
После Октябрьского переворота Введено-Оятский монастырь почти сразу лишился большей части земельных угодий.




В октябре 1918 года на территории обители сформировалась коммуна «Пролетариат». Из 82 ее членов 47 человек поселились при обители.




В марте 1919 года Введено-Оятский монастырь был окончательно закрыт, и братия, кроме иеромонаха Николая, оставила его. В 20-х годах XX века была уничтожена монастырская ограда, в конце 1932 года закрыта и вскоре разобрана с выборкой бутового фундамента Богоявленская церковь. В Введенском храме был устроен клуб с кинозалом, убранство утрачено. Кладбище уничтожено, кроме 2 надгробных плит. Иеромонах Николай продолжал служение в бывшем монастыре до ареста 9 января 1931 года (с 1934 служил в деревне Холынье под Новгородом, расстрелян 5 декабря 1937 года).




«В силу неурядиц среди членов коммуны» в 1921 году она прекратила свое существование.
Около 1923 года в монастыре был организован совхоз агрослужбы Мурманской железной дороги Наркомата путей сообщения, в котором «концы еле сводились с концами. После ликвидации совхоза на его основе учредили агробазу «Ильич» Колонизационного отдела. Но и после этого урожаи оставались «очень невысоки». Агробаза должна была снабжать переселенцев семенами, овощами, сеном, молодняком племенного скота и поросятами для откорма. Однако инспектирование агробазы, в котором участвовал идеолог и руководитель «колонизационного» движения А. М. Арнольдов, показало, что агробаза «совершенно не соответствует своему назначению. Хозяйство ведется недостаточно хорошо, несмотря на обилие администрации (9 человек) и рабочих рук (32 человека)». С 1929 по 1938 года хозяйство агробазы «Ильич» относилось к отделу рабочего снабжения треста «Свирьстрой». Помещения Введено Оякского монастыря были заняты учреждениями агробазы (впоследствии коопхоз, совхоз) «Ильич». К 1935 году в ведении агробазы находилось 300 га пашни, была создана молочно-товарная ферма им. Е. Д. Стасовой.




В 1991-1992 годах обитель была передана Троицкому Измайловскому собору для организации подворья - подсобного хозяйства. 27 декабря 1993 года решением Синода был открыт женский монастырьрь под названием Введено-Оятский, а не Введено-Островский, поскольку остров на реке Ояти не образуется вследствии ее обмеления; монахиня Фекла назначена настоятельницей. Затем настоятельницей стала монахиня Михаила, в обители служили прикомандированные от Александро-Невской лавры иеромонахи. В 1998 году в Введено-Оятском монастыре проживали 4 монахини и несколко трудниц. С 2002 года сестричество возглавляет монахиня Иоанна, 7 мая 2003 года утвержденная в должности настоятельницы, с 2006 года игумения. Восстановительные работы велись фактически под началом настоятеля Александро-Свирского монастыря.




До окончания ремонта Введенского собора богослужения совершались как в нем, так и в северо-восточном корпусе. С 1993 года на 2-м этаже корпуса временно действовала домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Призри на смирение».




До 2001 года были отремонтированы фасады Введенского храма




Устроен 2-ярусный иконостас (иконы написаны в мастерской Тервенического в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря).




К 1995 году на месте алтаря Богоявленского храма был установлен крест.




В 2003 году над местом упокоения преподобных Сергия и Варвары появились 2 гробницы из карельского гранита.




В 2004-2006 годах над ними была сооружена кирпичная часовня.




Над новооткрытым целебным источником построена часовня с купальней




Рядом - деревянная водосвятная шатровая часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в русском стиле.




В Троицкую родительскую субботу 2006 года на участке Богоявленского храма была установлена памятная мраморная книга с высеченными на ней выявленными именами насельников монастыря за всю его историю.




В 2005 году был реконструирован в стилистике старых монастырских зданий кирпичный дом 60-х годов XX века между келейным корпусом и колокольней.




В 2005-2006 годах была также построена монастырская стена со святыми воротами




От колокольни сделан спуск к реке Ояти.




К северо-западу от церкви устроено новое кладбище.




Была устроена сень над колодцем




Введено-Оятский монастырь владеет сельскохозяйственными угодьями (106 га). В 2005 году был посажен сад из 70 плодовых деревьев (яблонь, вишен, слив) и 40 ягодных кустов.




На месте часовни, где стоял родительский дом преподобного Александра Свирского, в пустоши Мандеры, в 1996 году был установлен крест. Ранее на этом месте находилась деревянная часовня.




21 сентября 2006 года там была заложена часовня во имя святого.




За основу проекта был взят один из старейших в России деревянных храмов великомученника Георгия Победоносца в деревне Родионово (Юксовичи) Подпорожского р-на Ленинградской области.




- Введено-Оятский женский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
- Введено-Оятский женский монастырь. Колокольня
- Введено-Оятский женский монастырь. Часовня иконы Божией Матери "Живоносный источник"
- Введено-Оятский женский монастырь. Часовня преподобных Сергия и Варвары
- Введено-Оятский женский монастырь. Часовня Александра Свирского

наблюдение, #рассказ, #достопримечательность, #наблюдение, дизайны, церковь, религия, #Россия, #храм, интересно, #интересно, архитектура, памятник, #нравится, история, #памятник, #церковь, #дизайны, #история, нравится, достопримечательность, интерьер, #архитектура, #религия, #интерьер, храм, Россия, рассказ

Previous post Next post
Up