Павильон Грот в Музее-усадьбе "Кусково", является самым экзотическим и одним из самых значимых павильонов кусковского архитектурно-паркового ансамбля. По замыслу архитектора он должен был олицетворять стихию воды в камне.
Обычно гроты дополняли фонтанами, а у Шереметева расположенный на берегу пруда павильон сам олицетворяет застывшую воду.
Грот в Кусково был возведен в стиле рококо под руководством архитектора Фёдора Аргунова, который был крепостным хозяина усадьбы, графа Шереметева. В нишах павильона установлены скульптуры из белого камня и изображают разных мифических персонажей, богов античности - Юнона, Венера, Меркурий, Флора, Диана и Церера.
Большой купол венчает скульптурная композиция в виде фонтана с устремляющейся ввысь струёй воды. Ребра купола, выложенные волнообразно черепицей, имитируют струи воды из этого фонтана.
Через окна-люкарны, которые в XVIII веке затягивали зелеными тканями, лился зеленоватый, как вода, свет.
Зелёно-золотые дверные и оконные решетки, напоминающие водные растения, были изготовлены мастерами села Павлова, которое также принадлежало Шереметевым
Это единственный павильон в России, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века. В нем находятся не имеющие аналогов в музеях нашей страны «гротические» глиняные скульптуры и сюжетные панно, инкрустированные ракушками, кораллами, перламутром.
Стены внутри павильона богато декорированы гипсовой лепниной и туфом, оживлены блеском дробленого стекла и кусочками зеркал.
Основной ценностью в декоре кабинетов является отделка из двадцати шести видов раковин тропических морей (Средиземного, Красного, Японского, Черного морей), Индийского, Атлантического и Тихого океанов и водоемов Подмосковья. Среди них такие редкие как «туррителла обыкновенная», «тонна шлем», «пеликанья нога», «морское ухо», «перловица живописная», «пинна благородная», «арка ноэ», «астрея ругоза», «жемчужный кораблик».
Оформление интерьеров выполнял «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт, нанятый графом П.Б.Шереметевым.
Внутри Грот имеет Центральный зал и два кабинета по бокам от него - один из них ориентирован на юг (Южный кабинет), а другой смотрит на север (Северный кабинет).
В Центральном зале можно увидеть комплект гротической мебели декорированый изображениями раковин и разнообразных морских животных - два кресла, диван, столик-геридон, полочки консоли. Гротическая мебель создавалась в качестве «фантазийной обстановки» в русле европейской стилистики барокко для гротов, павильонов, зимних садов и других парковых построек.
Ракушечные скульптуры «Дантист» и «Скупой муж» представляют собой большую историческую ценность и антикварную редкость. Данные фигуры выполнены из глины в технике формирования и лепки с последующим обжигом и декорировкой раковинами и перламутром. Скульптуру отличает довольно внимательная проработка пластики лица и рук, выразительность мимики и поз, характерная трактовка простонародных лиц с крупными грубоватыми чертами и крючковатыми носами.
В XVIII веке фигуры, убранные раковинами, перламутром и даже жемчугом воспринимали как раритет, достойный удивления не только в России, но и в Западной Европе. Гротическая скульптура или «гротемо» редко встречается в собраниях и на антикварном рынке и представляет большую редкость.
Южный кабинет богато украшен гипсовой лепниной и орнаментами из ракушек разных форм и размеров на фоне тёплых, жёлтых и кораллово-розовых оттенков туфа. В нем выставлено панно с изображением оленя «Олень на опушке».
В центре Южного кабинета стол с куклой, изображающей «морскую девушку».
Северный кабинет отделан в холодной гамме цветов. Здесь в основном серые и голубые оттенки стен и потолка.
В Северном кабинете выставлены две картины (сюжетные «гротические панно») из ракушек и перламутра -- слева «Ссора из-за опрокинутой чаши», справа «Встреча влюблённых у фонтана».
Посередине Северного кабинета на столе - обезьянка
Размещение в нишах деревянных и глиняных кукол в половину человеческого роста, убранных морскими и речными раковинами, купленными гр. П.Б. Шереметевым в 1775 году специально для Грота, «оживляет» нарядные кабинеты, привнося законченность в их оформление.
Предположительно Зал и кабинеты Грота использовались для торжественных застолий узкого круга гостей. Известно, что в августе 1775 года граф П.Б. Шереметев, принимая в Кускове императрицу Екатерину II, именно в Гроте потчевал ее обедом. А спустя 100 лет его правнук в мае 1886 года в этом же павильоне угощал императора Александра III с членами августейшей семьи под песни «цыганского хора».
Click to view