Соборный храм в честь святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского в Переделкино находится при центре Православного наследия РПЦ, рядом с Патриаршей резиденцией. Идея строительства принадлежит Патриарху Алексию II, который в 2005 году указал место и благословил начало строительства. Патриарх Алексий II лично утвердил эскизный проект храма и одобрил решение освятить храм в честь святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского.
Церковь построена в классическом неорусском стиле и рассчитан на 1200 человек. Архитектор храма - А.И. Шипков. Подобно кафедральному соборному Храму Христа Спасителя, он имеет цокольную и стилобатную части.
Расположенный на холме Собор издали напоминает пряничный домик. Его девять разноцветных куполов покрыты не сусальным золотом, а фарфором, которые напоминают купола Храма Василия Блаженного на Красной площади. Издалека они похожи на красочные яйца Фаберже.
Главный купол храма высотой примерно с трехэтажный дом и почти десятиметрового диаметра. Малые главы весят 4,5 тонны, средние - 15 тонн, а центральная - 27 тонн. Форму куполам задает металлический каркас.
Сам каркас главного купола состоит из 10 000 деталей и обтянут сеткой из нержавеющей стали. На нем расположено 18 тысяч плиток. Все они разного размера, потому что поверхность купола - криволинейная. И чтобы вся поверхность была аккуратно облицована плитками, каждая их них была изначально рассчитана на компьютере, а только потом уже выполнялась вручную. Плитки крепятся к конструкции в трех местах при помощи проволочек, продетых в специальные дырочки с тыльной стороны.
Каждый купол слагается из 24 округлых долек кобальтового цвета, а каждая из них разделена между собой фарфоровыми валиками, которые покрыты специальным керамическим золотом. Это 12-процентный раствор золота в растительных маслах. Он наносится, как краска, кисточкой, а потом его обжигают до 850 градусов. После этого золото как бы прикипает к фарфоровой поверхности и становится не подверженным никаким погодным воздействиям. Специальную технологию, аналогов которой в мире нет, придумали в Санкт-Петербурге.
Позаимствовали идею у московского Храма Василия Блаженного, что на Красной площади. Построенный в конце 16-го века, он до сих пор радует яркими куполами причудливой формы. Правда, маковицы собора сделаны из железа и просто покрыты разноцветной эмалевой краской.
Авторы нынешнего проекта фарфоровых куполов более полугода бились над задачей - как создать необычные праздничные маковки церкви, которые бы не только не были похожи на другие, но и были долговечны. Сначала нам предлагали сложить купол из крупных фарфоровых деталей. Но создавать купол из крупных деталей нельзя, поэтому и пришла идея куполов из мелких фарфоровых деталей. А фарфор выбрали потому, что он хорошо воспринимает погодные перегрузки, и с ним ничего не происходит.
На колокольне храма находятся 12 колоколов, которые представляют полный звуковой ряд. Они были отлиты московскими, воронежскими и ярославскими мастерами, самый большой из них весит 2 тонны.
На храме расположено 11 крестов, которые выполнены по индивидуальному заказу, а главный крест, высотой более 6 метров, помимо сусального золочения, обрамлен хрустальной вставкой и внутренней подсветкой.
Над сводом дверей при входе изображен святой Игорь, князь Черниговский
Над приделами
Спас Нерукотворный
Внутреннее убранство собора необычно по художественному решению и по форме.
Оно дарит необыкновенное ощущение распахнутости и простора, легкости и широты, наполненности радостью и светом.
Смысловой центр храма в Переделкино, как впрочем, во всех православных храмах - белоснежный, с позолотой керамический иконостас.
С ним великолепно гармонируют киоты с образами, выполненные в том же стиле.
Пояса орнамента визуально делят стены на секторы, подчеркивая их белизну, и добавляя нотку сказочности.
На площади перед храмом стоит памятник святому благоверному великому князю Игорю Ольговичу Черниговскому и Киевскому и святителю Филиппу митрополиту Московскому и всея Руси.
Наличие в скульптурной композиции фигуры митрополита Филиппа объясняется тем, что в Средние века земли, на которых был построен храм, были вотчиной боярского рода Колычёвых, к которому и принадлежал святитель.
Кроме того, оба святых пали жертвой политической борьбы: князь Игорь в XII веке между Мономашичами и Ольговичами, а митрополит Филипп в XVI веке от рук опричников царя Ивана IV Грозного.
Таким образом, памятник символизирует единство двух святых, страстотерпца и священномученика, и силу их духа в трагические времена русской истории.