C 29 Апреля по 10 Мая 2015 года, участниками пензенского туристического сообщества
expedition58 была проведена международная авто-экспедиции "
Южный Кавказ" по трём странам данного региона - Грузии, Армении и Турции. Это было интересное, насыщенное и яркое путешествие. Запомнившиеся: цветущими маками калмыцких степей; серьёзными ингушскими военными на КПП; невероятными видами Военно-Грузинской дороги; удивительным ночным и дневным Тбилиси; армянскими храмами на горных серпантинах; хмурым озером Севан; величественным Араратом; снегами высокогорных перевалов Турции; батумскими пляжами Чёрного моря; шестью разными погранпереходами; многочисленными памятниками защитникам нашей общей Родины; праздничным Мамаевым Курганом и многим, многим, многим другим.
Конечно, обо всех впечатлениях прошедшей поездки рассказать подробно не получится. Однако, основные моменты кавказского вояжа двух пензенских экипажей вы можете увидеть в данном фотоотчёте. А так же, в его продолжениях. Вместе с нами, пусть и виртуально, ещё раз пройдя маршрутом весенней авто-экспедиции. Итак, продолжим - "Южный Кавказ", хроники поездки, день второй - Военно-Грузинская дорога, Тбилиси.
После
первого долгого дня пути авто-экспедиции "Южный Кавказ", после более чем полутора тысяч километров самых разнообразных дорог семи регионов России (Пензенской, Саратовской, Волгоградской областей, республики Калмыкия, Ставропольского края, республик Ингушетия и Северная Осетия-Алания) подниматься с утра в приютившем нас гостевом доме в грузинской Степанцминде (სტეფანწმინდა), мягко говоря, не хотелось. Однако, впереди ждала насыщенная достопримечательностями дорога до Тбилиси. А главное - нереальные по красоте майские виды легендарной Военно-Грузинской дороги.
Которые начинались прямо за нашим домом - стоило только поднять глаза немного вверх. К сожалению, ни фото, ни видео даже частично не передадут той красоты, которую мы созерцали вокруг, едва проснувшись. Так что, пару десятков минут перед завтраком, любезно приготовленного хозяйкой гэстхауса, все участники нашей поездки провели на воздухе - на лужайке около гостиницы. Рассматривая всё, что нас окружало и просто вдыхая горный воздух.
А так же в ожидании того, когда же нам покажется во всей красе сам Казбек - самый восточный пятитысячник (5033,8 м) Кавказа. Тщательно скрывающийся от туристов из России за шапкой облаков в тени храма Гергетис Цминда Самеба, возвышающего над противоположным селением Гергети (გერგეთი), на высоте 2170 метров. Однако, не смотря на все наши ожидания, Казбек так и не соизволил продемонстрировать свою заснеженную вершину. Видимо, справедливо, решив, что на этот раз с нас и так достаточно. И что подобный показ будет мотивацией для следующей поездки в Грузию.
В общем-то, мы особо и не расстроились - кругом даже без Казбека было на что посмотреть. Да и очередной храм-часовня, коих немало на всём протяжении Военно-Грузинской дороги встретил участников авто-экспедиции "Южный Кавказ" уже в следующем селении - Сиони (სიონი).
Притом, если сионских храм можно и не заметить с дороги (он расположен на возвышении и несколько перекрывается соседними скалами), то знаменитую башню в Сиони - вдохновившую не одного литератора или художника своими удивительными формами, не заметить и, соответственно, не посетить просто нельзя. Мы и заметили. И посетили.
Тем более, что место это интересно не только с духовной или архитектурной точек зрения, но и в плане литературы. Ведь именно здесь, в Сиони, происходили следующие, известные многим, события:
- Как вы думаете, предводитель, спросил Остап, когда концессионеры подходили к селению Сиони, - чем можно заработать в этой чахлой местности, находящейся на двухверстной высоте?
Ипполит Матвеевич молчал. Единственное занятие, которым он мог бы снискать себе жизненные средства, было нищенство, но здесь, на горных спиралях и карнизах, просить было не у кого...
Узнали? Всё правильно - "12 стульев" Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Глава XXXIX "Землетрясение". К счастью, в отличии от Остапа Бендера, нам не пришлось плясать перед машинами проезжающих по Военно-Грузинской дороге, в надежде заработать свои тридцать копеек. Свои тридцать копеек (или в случае с Грузией - 30 тетри) у нас и так были. Поэтому, мы просто погуляли по окрестностям храма, заглянули внутрь старого строения.
И сделали групповое фото с флагами сообщества
expedition58, города Пензы, республики Мордовия, Русского Географического Общества (отделения в Саранске) и пензенского фестиваля Jazz May на фоне смотрящего в небо местного каменного небоскрёба.
Следующим местом остановки авто-экспедиции "Южный Кавказ" на Военно-Грузинской дороге стал соседний с Сиони посёлок Вардисубани (ვარდისუბანი). Где мы посетили, в преддверие праздника 70-летия Великой Победы, памятник советским (тогда ещё советским) воинам, погибшим на фронте, защищая нашу общую Родину.
К сожалению, годы антироссийской и антисоветской пропаганды, ведущейся в Грузии с подачи американских "друзей" Сакартвело не прошли даром - памятник местным (а не каким-либо иным) жителям, не вернувшимся с ВОВ, оказался в плачевном, неухоженном состоянии. А некоторые плиты с именами, а так же плита с изображением И.В. Сталина (грузина, если что), так, вообще, расколоты.
Однако, монумент в Вардисубани стал, наверное, единственным негативным моментом всего второго дня нашей поездки. Ведь на фоне той заснеженной красоты, что окружала нас на Военно-Грузинской дороге, долго размышлять о плохом, не очень то и хотелось. Да и впереди нас ожидала очередная остановка, очередная достопримечательность пути.
А именно, нарзанный сероводородный источник, расположенный недалеко от высшей точки дороги с Владикавказа на Тбилиси - Крестового перевала.
В этом мае травертиновые террасы, грузинского аналога турецкого Памуккале, венгерского Эгерсалока или итальянской Сатурнии, были ещё почти полностью засыпаны снегом. И поэтому оценить всю красоту красных склонов, с текущей по ним, весьма специфически пахнущей, водой, мы в полной мере так и не смогли. Как и не смогли сделать красивые фотографии данного места.
Однако, ранее я уже как-то рассказывал об этом источнике и выкладывал летние фотографии грузинских травертинов. Так что, если кому интересно - можете посмотреть подробные фото нарзанного потока на Военно-Грузинской дороге
здесь. И сравнить разницу в пейзажах 2014 и 2015 годов.
Но нарзанная водичка, что в этом мае, что годом ранее, могу сказать точно - своего вкуса не изменила ни на йоту. И осталась такой же слегка газированной, не слегка попахивающей и очень изменчивой на цвет по истечении некоторого времени. Потому как набранная нами минералка, естественным образом текущая со склонов гор, начала краснеть и выпадать в осадок на дно бутылки буквально через какие-то 30-40 километров дороги. Доказывая, что настоящий нарзан (и не только) надо пить только свежим.
Под разговоры и обсуждение всех нюансов ранее посещённого нами источника, мы добрались до Крестового перевала. Это, не только самая высокая точка Военно-Грузинской дороги, но и, пожалуй, одна и самых красивых её частей, вообще. Ведь здесь трасса поднимается на высоту более двух километров и вертлявый серпантин то слева, то справа открывает просто нереальные виды и панорамы.
Впрочем, то, что это место не только красиво, но и опасно, дорога тоже не даёт забыть. Периодически, на отбойниках и столбиках, стоящих у края трассы, можно наблюдать следы неудачных манёвров проезжавших здесь автомобилистов. В виде потёртостей краски, кусков бамперов или разбитых стёкол фар. Иногда попадаются даже целые фуры, видимо, попавшие в аварию ещё зимой, но так и оставшиеся лежать у обочины, вмороженными в твёрдый снег.
Но, всё-таки самая главная достопримечательность Крестового перевала - это не заснеженные горы по сторонам, не красноречивые напоминания о произошедших здесь ДТП и, даже, не сам крест, отмечающий высшую точку трассы А161 (в российском обозначении), а смотровая площадка "Дружбы народов".
Где останавливаются, почти все, кто едет данной дорогой первый раз. Так как, смотровая площадка сама по себе довольно эпична и буквально просится в объектив фотокамеры. А уж виды, открывающиеся из под её арок, так, вообще, одно сплошное произведение пейзажного природного искусства.
Часть нашей команды впервые оказалась на этой площадке (впрочем, как и в Грузии). Однако, некоторые были здесь и ранее. И сразу принялись искать следы своего прошлого пребывания на "Дружбе народов", в рамках литературной авто-экспедиции по лермонтовским местам "
Лермонтов. Кавказ", посвящённой 200-летию со дня рождения великого русского поэта, и нашего, практически, земляка, М.Ю. Лермонтова. Наклейка, оставленная нами ровно год назад оказалась (пусть и не вся) на своём месте.
На смотровой площадке "Дружбы народов" мы, вообще, зависли надолго. Как в прямом, так и переносном смысле этого слова. Ведь, с нами в поездку по Грузии, Армении и Турции отправился квадрокоптер. А, значит, не полетать в окружении таких видов было бы крайне неправильно и даже грешно. Так что, все участники нашей авто-экспедиции расползались кто куда. Одни отправились летать.
Другие в это время принялись, практически, медитировать, глядя на окружающие красоты.
Ну, а третьи, устроили себе очередную фотосессию с нашими любимыми флагами, проехавшими с участниками пензенского туристического сообщества
expedition58 и членами
Русского Географического Общества уже не одну страну и не один десяток регионов России.
От площадки "Дружбы народов", да и то со скрипом, мы наконец отчалили только тогда, когда у нашего экспедиционного беспилотника закончились батареи. И двинулись дальше на Гадаури (გუდაური), попутно разглядывая иные интересные места легендарной трассы Владикавказ-Тбилиси. Например, памятник Григолу Орбелини. Современнику Пушкина и Лермонтова, переводившему произведения поэтов на грузинский язык и фактически познакомившему грузинское общество с их творчеством.
В самом Гадаури мы остановку делать не стали. Так как, помимо едва-едва развивающейся горнолыжно-курортной инфраструктуры, там по-сути, смотреть и нечего. Зато остановились у ещё одного "must see" Военно-Грузинской дороги - крепости Ананури. Стоящей на слиянии двух рек Арагви и Ведзатхеви близ Жинвальского водохранилища.
Однако, в этот раз, в эту экспедицию, в отличии от
других наших посещений Ананури, участников поездки "Южный Кавказ" ждал, так сказать, большой облом. Притом дважды. Так как, во-первых, крепость оказалось закрытой. И попасть внутрь Ананури, дабы ознакомиться с тремя храмами и башней, расположенными за высокими стенами, мы не смогли. А, во-вторых, Жинвальское водохранилище, делающее обычно вид с крепости весьма живописным, оказалось спущенным. Так что, на месте залитого водой пространства между горами, на сей раз присутствовала только тонкая полоска лениво несущей свои воды реки Арагви. Мягко говоря - не впечатлило.
После крепости Ананури Военно-Грузинская дорога всё сильнее и сильнее уходит в долину, поэтому путь до Тбилиси даже в нашем размеренном темпе (с остановками на пофоткать осликов и других участников движения) не занял очень много времени. Тем более, что посещение Мцхеты и Джвари - ещё двух мест, которыми начинается или заканчивается (в зависимости от того, откуда ехать) данная трасса, было оставлено нами на следующей день. Дабы избежать туристического передоза.
Поэтому, через некоторое время мы благополучно оказались в любимой нами грузинской столицы - Тбилиси. И после поиска нужной гостиницы, разбора вещей и необходимого короткого отдыха, отправились гулять по центру города. Который в
ночное время, пожалуй, даже более интересен, чем при свете солнца.
Что, в принципе, в очередной раз и подтвердила наша прогулка по парку Рике, мосту Мира, старому городу и подъём на канатной дороге к монументу Мать Грузия и к крепости Нарикала.
Со смотровой площадки которой (расположенной на вершине Сололакского хребта) весь город, во всей своей вечерней и ночной красе представлен как на ладони. Ведь отсюда хорошо видны, не только жилые застройки грузинской столицы, но и главные (и самые известные) тбилисские храмы. А именно (сверху вниз): огромный Цминда Самеба (Собор Святой Троицы), недавно построенный в районе Авлабари; армянская эчмиадзинская церковь Сурб Геворг в Авлабарском сквере; храм Метехи на берегу Куры и часовня (буквально у кромки воды близ моста) в честь местного грузинского святого - Або Тбилели (Тбилисского).
Однако, что бы понять и оценить красоту
ночного Тбилиси, надо познакомиться и Тбилиси дневным. А это знакомство только ожидало нас назавтра. Как, впрочем, и впечатления от тбилисского фуникулёра, и посещение пантеона писателей и общественных деятелей Грузии на Святой горе, и знакомство с древней столицей Грузии - Мцхетой, и, разумеется, купание в знаменитых
серных банях. Но, однако, об этом всём - в следующий раз.
Видео-бонус:
Click to view
Click to view
Click to view
Все дни авто-экспедиции «Южный Кавказ»:
день 01 (
29-30.04) - Пенза, Волгоград, Элиста (Россия).
день 02 (
01.05) - Степанцминда, Сиони, Военно-Грузинская дорога, Ананури, Тбилиси (Грузия).
день 03 (
02.05) - Тбилиси, Мтцаминда, Джвари, Мцхета (Грузия).
день 04 (03.05) - Ахтала, Ахпат, Дилижан, Севанаванк, оз. Севан, Ереван (Армения).
день 05 (04.05) - Ереван, Каскад, Хор Вирап, вид на г. Арарат (Армения).
день 06 (05.05) - КПП «Бавра» (Армения), Ахалцихе (Грузия), Эрушетский хребет (Турция).
день 07 (06.05) - Хопа, Мачка, Алтындере, Трабзон (Турция), КПП «Сарпи» (Грузия).
день 08 (07.05) - Батуми (Грузия).
день 09 (08.05) - Уреки-Магнитити, Боржоми, Тбилиси (Грузия).
день 10-11 (09-10.05) - Военно-Грузинская дорога (Грузия), Волгоград (Россия).
Авто-экспедиция "Южный Кавказ" проводилась:
При поддержке компании
МЕГАФОН.
При содействии и участии регионального отделения
Русского Географического Общества в Республике Мордовия.
Технический партнёр авто-экспедиции - видеорегистраторы
TrendVision.