Секреты строительства С-Петербурга. Пудостский камень

Nov 10, 2014 21:14




Грандиозность и загадочность культурных строений С-Петербурга восхищает, а с недавнего времени еще и задает очень много вопросов. Вроде есть доходчивая официальная историческая информация как строили Питер. Но нет, пытливые умы не желают мириться с этим и с все возрастающим энтузиазмом пытаются разобраться со всем этим наследием. Этот вопрос не покидает и меня.

Всем известно гранитное обрамление как фортовых сооружений в Финском заливе, так и зданий в самом городе. Частично об этом было рассказано (но больше показано) здесь, здесь и здесь
Да, с гранитным обрамлением очень много вопросов. Но при строительстве (а может быть, при реконструкции) применялись и другие породы камня. И вот какую информацию я нашел про Пудостский камень.

Известно, что победителем в тендере того времени на строительство Казанского собора вышел малоизвестный в то время зодчий Андрей Никифорович Воронихин. Родился он на Урале - крепостным графа А. С. Строганова и лишь немногим более десяти лет от даты 1801г., когда будущему строителю Казанского собора исполнилось уже двадцать шесть лет, подписал граф ему "отпускную".
Как мог крепостной крестьянин иметь огромный пласт знаний и опыта в строительстве зданий и обработке камня - пусть останется на совести историков. Единственное, что могу предположить - это он получил опыт при строительстве, допустим, имения графа из камня.



Казанский собор




И вот что решил предложить Андрей Воронихин:
Он решил ставить внешние колонны из пудостьского камня. Его чуть ли не пилой пилить можно, ножом резать. Мягкий он. Но в том-то и дело, что мягок этот камень, лишь пока лежит в земле, возле деревни Пудость, под Гатчиной. А вынь его из земли - другое получается: чем больше на воздухе находится, тем тверже становится. Обрабатывать камень легко, а по прочности он, как мрамор.
Самсон Суханов (тоже каменных дел мастер) знал этот секрет пудостьского камня и потому архитектора всячески поддерживал. С наружной колоннадой Сухановская артель справилась быстро. Словно каменная роща вдоль проспекта выросла. Оставались колонны для внутренних сводов собора - 56 колонн, из гранита...



Внутренние колонны из полированного гранита

А дальше на грани фантастики даже для современного производства.



Внешние колонны из пудостьского камня.







Пу́достский камень (устар. пудожский) - известковый туф, добываемый около посёлка Пудость Гатчинского района Ленинградской области.
Пудостский камень часто называют известняком, что неверно, а также путают с другими похожими породами, добываемыми в Гатчинском районе, например с парицким или черницким камнем.
Пудостский камень обладает небольшой объемной массой, пористостью, морозостойкостью, а также легко обрабатывается, поэтому использовался для декоративных работ - облицовки стен, изготовления скульптур. Имеет интересные свойства, которых нет у других отделочных материалов - меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, принимая различные оттенки серого и желтовато-серого цвета.
Запасы камня в пудостских каменоломнях были довольно невелики, поэтому к концу XIX века запасы его оказались почти полностью исчерпанными. Однако ещё в 1920-х годах этот камень использовался при реставрации скульптур Ростральных колонн.





Обратите внимание на волнообразную поверхность камня. Может быть, и в самом деле - в земле он был пластичным (или около того), а после добычи и обработки - каменел на воздухе. Ну, как вариант - шла реакция компанентов камня с кислородом воздуха.

И вот эту красоту:




формовали в опалубке и резали обычными инструментами легче, чем дерево.

И формовали частями, ставя блок на блок через какие-то проставки:

image Click to view



В Гатчине встречаются вот такие строения из этой породы:



















И в заключении, хочу предложить еще одну версию из информации с этого поста: Продолжая питерскую тему



Это внутри все того же Казанского собора. Отбили угол. Оказалось, что это штукатурка «под гранит». Остальные фотографии можно посмотреть внутри поста.

Как думаете, возможно ли такая технология: этот «пластилин» пудостьского камня смешивали с другими компанентами: толченым мрамором, гранитом, песком и наносили такую штукатурку. Получали, конечно, не гранит, но что-то подобное, что отбили с этого угла.

Могли ли применяться в Питере технологии, которые применяли в Перу в ту эпоху, когда эти массивы были пластичными:







Забытые традиции, История, С-Петербург, Древние строения, пластичный камень

Previous post Next post
Up