Сергей, спасибо за рецензию, роман и правда очень многоплановый и в нем множество не только психологических линий, но и культурно-религиозных и этических аллюзий, очень едких иногда, а иногда обескураживающе откровенных.
Да, соглашусь. Дэвис достаточно описывает и разницу между конфессиями, отношению их к святым, магии, картам, деньгам и разным другим сторонам общества. Любопытные наблюдения из области этики и морали.
Сергей, спасибо большое, что вы так галантно взяли на себя пост по Дэвису. Для меня этот роман очень важный, но еще более серьезный след оставила "Мантикора", которую, я очень надеюсь, мы еще совместно прочтем)
Ну-с, господа присяжные заседатели, начнем)) У меня просто нереальное количество вопросов) И я бы хотела, чтобы для начала прокомментировали все же мысль Дэвиса о роли образования в жизни и его негативном влиянии:) Я очень ждала как раз ваших комментов, Сергей:) Что вы думаете по этому поводу, согласны с Дэвисом?
Опять же Дэвис критиковал образование, но не за "негативное влияние", а за то, что оно приводило к стандартизированности и заурядности. Если бы вы дали бы какую-нибудь конкретную цитату, можно было бы прокомментировать точнее, а то у него по тексту насчет образования было много, как-никак герой - педагог:)
"Однако меня занимала не столько картина, сколько коленопреклоненные просители, красота их лиц, внутренняя красота, зримо проявляющаяся на лице почти каждого человека в присутствии богини милосердия, святой Матери, скорбящей о нас и нам сострадающей. Ровно ничего похожего на лице завзятых любителей искусства, когда те щурятся в музее на мадонн, задумчиво покусывают губы, что то вспоминая, сравнивают по памяти. Эти просители знать не знали ни о каком искусстве, для них картина существовала не сама по себе, а как символ чего то внеположного, этот символ превращался для них в реальность. Пока что они не затронуты современным образованием, но мексиканское правительство трудится не покладая рук, чтобы обеспечить им неоценимое благо; скоро, очень скоро антиклерикализм и американская суматошная деловитость освободят их от веры в чудотворные образы, да и вообще в чудеса. Но откуда, спрашивал я себя, возьмутся тогда милосердие и божественное сострадание? Или люди, вдоволь накормленные, люди, познавшие чудеса атома, уже не нуждаются в подобных
( ... )
Персонаж Дэвиса же здесь говорит не о "негативном влиянии" образования, но о том, что образование может привести к искоренению веры в чудеса и Бога. Если будет достойная замена религиозной моральной границы на эквивалентную идейную (соглашусь в данном случае с Сартром), то я не вижу в этом ничего плохого)
Но Дэвис выстраивает роман как ироничное житие святого Данстана (Дунстана) - в нем есть все: и встреча с настоящим святым (миссис Дэмпстер), и знамения (явление Богородицы в виде миссис Дэмпстер), искушения сатаной (Лизл). Но вера Рамзи не ортодоксальная - это скорее помесь христианства и гностицизма. Он пытается втиснуть это в какие-то рамки (например, католические), но и там встречает откровенного дуалиста, католического священника, который имеет довольно вольное трактование как действия Бога, так и личности сатаны. Для Рамзи вера в Бога - духовный опыт, который не вмещается в опыт одной из конфессий. Более того - для него Бог скорее обретает женские четы (поиск образа Богородицы и дьявола Лизл, тоже женского пола). Да и идея равновесия между Богом и дьяволом - явные гностические взгляды. Это видно из диалога Рамзи и падре Бласона: «Ну точно, Рамзес, вы меня поражаете. И кто бы мог предположить, что вы такая значительная личность? Да, конечно же, чтобы искушать Антония Великого, дьявол изменил свой пол, но чтобы ради канадского
( ... )
Тут очень многослойные и перемешанные (я думаю, Дэвис специально их смешал, как в коктейле) религиозные и философские символы и идеи. Тут же еще очень читается Фаустиана, что, безусловно, в тексте романа очень прослеживается.
Роман мне понравился, но если мне не изменяет память пост о нем должна была писать Света. Света я не в претензии, что ты подбила меня на это чтение, даже наоборот тебе благодарен, было интересно и увлекательно (классный сюжетный роман), но не менее интересно было бы прочитать твое развернутое мнение по повоту прочитанного, а не только вопросы. Сергей спасибо за пост. Боя Стонтона убила жизнь т.е. все её хитросплетения, последовавшие после снежкометания.
Андрей, я рада, что тебе понравился роман) Более того, я вообще не зря тебя подбила на этот роман, потому как мне бы очень хотелось, чтобы ты написал пост по "Мантикоре". Если ты не против, конечно:) И наши все согласятся
( ... )
Comments 185
Reply
Reply
Reply
Reply
Ну-с, господа присяжные заседатели, начнем)) У меня просто нереальное количество вопросов) И я бы хотела, чтобы для начала прокомментировали все же мысль Дэвиса о роли образования в жизни и его негативном влиянии:) Я очень ждала как раз ваших комментов, Сергей:) Что вы думаете по этому поводу, согласны с Дэвисом?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Середина или конец ноября - третий роман.
Конечно, если будут ещё желающие читать :-)
Reply
Reply
Сергей спасибо за пост. Боя Стонтона убила жизнь т.е. все её хитросплетения, последовавшие после снежкометания.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment