Кастелло Эстенсе - часть 2

Feb 22, 2013 12:25

Вроде бы паспортно-билетный кризис разрешился, так что можно и в наш любимый феррарский замок вернуться. Доселе мы с вами бродили по подземельям, где несчастные узники ждали смерти или хотя бы забвения. Теперь мы поднимемся на пару этажей и поглядим, как жили феррарские герцоги.

В связи с недавним землетрясением маршрут сейчас немного изменился, и "висячие сады" никому не показывают. Но я-то здесь был ранее, поэтому показываю вам этот эксклюзив:


То, что мы с вами видим на фотографии, является плодом реконструкции XVIII века, превратившей сад в мощеную террасу с кадками. При герцогах эта терраса была засыпана землей, здесь росли настоящие апельсиновые деревья (а не те карликовые, которые вы видите), а по дорожкам бродили придворные дамы и кавалеры, любуясь видами Феррары. В этом месте я последний раз напомню вам, что парочкой этажей ниже в темной камере 53 года просидел один из принцев Эсте. Почувствуйте разницу: ни средние века, ни эпоха ренессанса не были царствами милосердия и справедливости, и идеализировать эти времена - дело глупое.

Из этого сада в герцогские покои попадали через так называемую комнатку Вакханалий (Camerino dei Baccanali). От ее весьма нескромных росписей остались только три фрески не лучшего качества. Солнышко через окно бьет в глаза фотографа немилосердно, так что за качество не взыщите. Да, теперь эта комнатка тупиковая.

1. Триумф Ариадны


2. Большой сбор винограда:


3. Триумф Вакха:


Да, сразу хочу предупредить: никаких благочестивых сюжетов далее не будет, одна порнуха. Мы же с вами во дворце ренессансной династии. Так что всевозможные нагие натуры, сюжеты из реальной, а не заоблачно-потусторонней действительности, античные бесстыдные мифы - вот, что нам предстоит рассматривать.

Еще один тупичок - это герцогская капелла. Местные сказители и путеводители утверждают, что капеллу устроили в соответствии с пожеланиями Рене (Ренаты) Французской, жены Эрколе II ( http://sibeaster.livejournal.com/82706.html). Как вы помните, принцесса склонялась к протестантизму, принимала у себя Кальвина и других деятелей Реформации, по доносу собственного мужа предстала перед инквизицией, а в конце концов была изгнана из Феррары собственным сыном. Маленькая изящная капелла имеет в стенах ниши, в которых нет статуй святых; ее стены расписаны цветочками и узорами, а не изображениями святых. Есть, правда, четверо евангелистов на потолке (фото из Вики, у меня она не получилась):


По поводу капеллы есть два противоположных мнения. Первое - да, все здесь устроено по желанию Рене, а евангелистов на потолке добавили после ее изгнания, чтобы в капелле хоть какие-то следы католического культа появились. Второе - нет, капеллой герцогская семья пользовалась и до, и после Рене, а изображения и статуи просто пали жертвой времени. Дискуссия продолжается.

Далее начинаются парадные апартаменты, выполненные по заказу последнего герцога Альфонсо II местным архитектором Пирро (так в путеводителе) Лигорио в 1574 году, аккурат после катастрофического землетрясения 1570 года.

Первым парадным помещением является зал Авроры. Здесь все внимание нужно обратить на плафон (для лиц с больной шеей поставлено большое "косое" зеркало). Уж не знаю, сможете ли вы разглядеть что-нибудь на фотографиях, но сюжет здесь простенький. В центре - старик Время, а по четырем его сторонам едут на колеснице четыре времени суток - Рассвет, День, Закат и Ночь.










Фотографии получше взяты из Вики, а похуже - это уже я набедокурил. Прозрачные бумажки на фресках, которые мы с вами будем видеть вновь и вновь, являются внебрачными детьми прошлогоднего землетрясения: увы, фрески оказались повреждены, и их спешно консервируют. В числе возможных авторов этого круговорота времен - Леонардо ди Брешиа и семья Сеттевекки.

Следующий зал называется Saletta dei Giocchi (что вроде маленького зала Игр - у нас впереди еще большой зал Игр будет). Авторы росписей уже названы выше, а сюжеты здесь странные - спортивные (и не только) древнеримские состязания. Все прочитали про древнеримские? Ну тогда, рассматривая следующие фотографии, будьте готовы к обнаженке:




Что поделаешь? В древнем Риме кимоно не было известно, и кулачные бойцы сражались, в чем мать родила.

Отсюда раньше был подъем на смотровую площадку на вершине башни Львов (torre dei Leoni), но теперь туда поднимаются только реставраторы и самоубийцы. А когда-то оттуда можно было осмотреть Феррару. Последнее время я как-то стал равнодушен к смотровым площадкам, поэтому как-то и не пофотографировал. Вот одна единственная картинка: собственно замок:


Кстати, даже если когда башню откроют для осмотра, не спешите туда лезть: ибо очень высоко, и никакого лифта)))

Ну а мы тут прервемся. В следующий раз будет еще несколько расписных залов замка.

Феррара, Эмилия-Романья

Previous post Next post
Up