Костница Фонтанелле

Mar 09, 2012 23:06

Теперь мы перемещаемся, как и обещал, в костницу Фонтанелле. Она рядом с двумя ранее посещенными нами катакомбами, но и по времени и по замыслу это - совершенно другое кладбище. Катакомбы - юность христианства, а вот костница - зловещий символ старости и увядания. Впрочем смотрите сами...Предупреждаю, что на нижеследующих фотографиях и видеоматериалах имеются многочисленные склетированные человеческие останки, так что читать дальше или нет - Ваш выбор.

Как дойти от метро Materdei, написано здесь: http://sibeaster.livejournal.com/53802.html.
Как дойти от госпиталя Сан-Дженнаро-дель-Повери, конечной точки маршрута по катакомбам Сан-Дженнаро, написано здесь: http://sibeaster.livejournal.com/54077.html. Просто, как только Вы увидите мост над кварталом Санита, сворачиваете направо по улице Санита, которая сама собой перейдет в улицу Фонтанелле. Периодически будут указатели. Если заблудились, кричите спрашивайте туземцев: они не кусаются. Сразу предупреждаю: улица Фонтанелле - это район трущоб. Зрелище ужасное: маленькие домики, сушащееся на улице белье, вываленный на мостовую мусор, играющие в футбол прямо под колесами машин дети и пр. Из всех бедняцких районов, виденных мною в Неаполе, Фонтанелле - самый ужасный.

Вот посреди этого кошмара и расположена костница. Если Вы будет внимательны, то увидите, что улица идет в узкой долине между двумя холмами - Матердеи (слева) и Каподимонте (справа). В каждом из холмов множество природных пещер. В каких-то устроены склады, в каких-то - гаражи, в каких-то - авторемонтные мастерские. А в одной из пещер в XVI веке было решено складировать останки бедняков. Неаполь был всегда перенаселенным городом: народа много, места мало. Катакомбы к этому времени были давно заброшены, кладбища при городских храмах переполнены. Вновь умерших продолжали хоронить на кладбищах, а прежних обитателей могил эксгумировали и тайно ночью вывозили в Фонтанелле. В 1656 году в городе случилась эпидемия, и ее многочисленных жертв также захоронили в Фонтанелле, после чего пещеру замуровали. Поскольку погребения происходили тайком ночью, мало кто подозревал, что там творится внутри.
По легенде в конце XVII века случился ливень, вода проникла в пещеру и вымыла содержимое на поверхность. Так тайна всплыла наружу (простите за мрачную игру слов). Впоследствии здесь хоронили жертв новых массовых эпидемий (последний раз в 1837 году). Понятно, что тайком эксгумировали, а затем и сваливали кучей тела тех, кто был при жизни лишен земных благ, тех, чьи пережившие родичи не могли обеспечить достойного погребения ушедшим. Фонтанелле превратилась в огромную братскую могилу бедняков. В 1872 году священник близлежащей церкви Мадонна-дель-Кармине (она слева по ходу, прямо перед входом в костницу) Гаэтано Барбати взял на себя труд упорядочить свалку костей в Фонтанелле. Физический результат его трудов мы увидим, а вот, с позволения сказать, духовного результата достойный священник и предположить не мог.

Замкнутая система, предоставленная сама себе, стремится к состоянию с максимальной энтропией (второе начало термодинамики). Замкнутое в себе народное благочестие, не подпитываемое Евангелием и не направляемое чЕстными пастырями, стремится максимально приблизиться к язычеству. Отсюда эти миро-, крове- и чудо- творные иконы (предвидели ли такой результат отцы VII собора?); отсюда сложный пантеон святых, в котором большинство имеет свою узкую специализацию (как узкие специалисты в клинике), а некоторые могут все (типа главврача); отсюда наши сложные погребальные ритуалы с вложением очков и мобильных телефонов в гроб. В Неаполе замкнутое в себе народное благочестие выдало поразительный результат.

Известно, что в католицизме разработана тема чистилища. Огрубленно говоря, мало кто из христиан в земной жизни подлинно свят, поэтому перед своим восхищением в рай, христиане искупают совершенные грехи в чистилище. Естественно, в чистилище оказываются лишь те, кто а своих грехах покаялся; судьба непокаявшихся еще хуже. И вот тут-то в чистилище и помогает своим верным усопшим церковная молитва. Я сознательно огрубляю ситуацию, чтобы показать, как родился неаполитанский культ мертвых.

Итак, христианин, оставивший по себе наследников и (что предпочтительнее) догадавшийся оставить что-то Церкви на помин души, имеет себе ходатаев и молитвенников. А какова же (рассуждают неаполитанцы) судьба тех, у кого не осталось потомков, и кто умер в безвестности? Неужели, из-за того, что о них некому молиться, эти усопшие никогда не покинут чистилище? Надо им помочь! И вот неаполитанец (а чаще неаполитанка, да простят меня читательницы, но женщины чаще генерируют подобные суеверия) берет на себя молитву за какого-то неизвестного и чужого ему усопшего. Усопший, благодаря этому бескорыстному подвигу доброжелателя, попадает в рай и в ответ молится о своем благодетеле. Великикй принцип "Ты мне, я тебе" сработал. В Неаполе было несколько церквей, ставших центрами этого странного культа, костница Фонтанелле хоть и присоединилась к этому культу позже всех, сумела выбиться в лидеры.

И вот, начиная с конца XIX века, неаполитанцы дважды в неделю (а то и чаще) посещают костницу. Из груды черепов наугад неаполитанец или неаполитанка выбирает один. Перед ним молятся, его украшают, ему строят мини-мавзолей. Просьбы, обращенные к черепам, начинают исполняться; прежние владельцы черепов сообщают своим молитвенникам свои  имена и подробности своей биографии. В XX веке к костнице провидится трамвайная линия, чтобы перевозить всех желающих. Почему два раза в неделю, - спросите Вы. Понедельник - традиционный день молитвы за усопших, а пятница - это канун субботы - дня, в который разыгрывается национальная лотерея. Да-да, реставраторы вытащили из пустых глазниц черепов тысячи записок с просьбой подсказать выигрышный номер. Две мировые войны повлекли многочисленные жертвы, и вдовы, матери и дети с еще большим усердием молятся об упокоении неизветсных бедняков, чтобы те, в свою очередь, молились о жертвах войны. Маховик суеверия набирал обороты.

И тут в Римской церкви случилось чудо - Второй Ватиканский собор, на котором и после которого Церковь нашла в себе силы порвать с опутавшими ее заблуждениями и невежеством. Помните, я уже дважды с похвалой отзывался о Коррадо Урси. сей достойный кардинал и архиепископ Неаполя в 1969 году запретил нелепый культ и закрыл все места его совершения.

До последнего времени доступ в костницу Фонтанелле туристов осуществлялся только по предварительной договоренности. Каждый раз, бывая в Неаполе, я приходил сюда и видел наглухо закрытые ворота. Только в январе 2012 года я узнал, что костницу открыли для посещений, так что наконец-то я здесь побывал. Далее маленький видео- и фото-репотаж.
http://youtu.be/5riAE44FY_o
http://youtu.be/vHjq-_WJTDg
http://youtu.be/4AstGrthQPY
Обратите внимание на многочисленные "мавзолеи", в которых находятся почитаемые черепа. Среди мавзолеев есть даже мраморные, а есть обычные посылочные коробки. На большинстве мавзолеев написаны имена молившихся за прежних "владельцев" черепов. Но есть и мавзолеи, на которых написано имя самого черепа (он его в видении "сна тонка" сообщил своим почитателям). Про один такой, Капитана, могу рассказать страшную байку. Всем бояться!!!

Итак, жила-была бедная одинокая девушка, которая, как и все девушки, мечтала выйти замуж. Девушка не просто бегала на танцульки, она еще и молилась о замужестве своему черепу, о котром было известно, что он прижизни был Капитаном. И вот жених нашелся, играется свадьба, на которой куча родственников жениха и ни одного от невесты (сиротинушка!). И вдруг жених видит среди гостей незнакомца, закутанного в плащ и скрывающего лицо под капюшоном. Дальше есть два варианта развития событий:
а) Гость сбрсил капюшон, и жених увидел череп Капитана. После чего, естественно, умер. Жених умер, разумеется.
б) Жених врезал гостю по морде, капюшон упал, и дальше события развивались по п. а
В общем, девушка так и осталась одна на всю жизнь. Она ходила до самой смерти просить прощения у Капитана, у которого (это вариант б) под левой глазницей ясно виден шрам от жениховской руки.
Ну и фотографии:
-за низкими оградками груды черепов. В принципе взять любой можно запросто, никто не охраняет)))




Видите, эти черепа помогли некой Эмилии:


Один из немногих целых скелетов, причем детский. Как видим, культ мертвых стремительно возрождается:


В числе подношений черепам можно видеть проездные билеты. Что это: проезд им в рай? Или пожелание скоее купить машину и больше не ездить на автобусе?




Один из именных черепов - Синьора Агата


Вы думаете, слева и справа от портала штукатурка? Ничего подобного - кости:


Боюсь, что я Вас загрузил костями выше Вашего собственного черепа))) Неаполь - город контрастов, простите за избитую фразу. На этом мы завершаем нашу пробежку по катакомбам Неаполя, но не по его кладбищам. В следующий раз мы вернемся в Декуманы, чтобы увидеть пропущенную нами церковь с длинным названием Санта-Мария-дель-Аниме-ин-Пургаторио - еще один центр культа мертвых.

Катакомбы, Неаполь, Кампания

Previous post Next post
Up