Фано - часть 1. Немного истории и слегка о музее 18+

Nov 06, 2023 08:00

Фано - еще один исторический приморский город в северной части Марке, по совместительству пляжно-курортный, а еще и один из двух точек, из которых стартуют автобусы в Урбино. Пропускать Фано настоятельно не рекомендуется: тут и компактный музей очень интересный, и несколько церквей достойны внимания.

Фано известен аж с 207 года до нашей эры (тогда он назывался Фанум Фортуна), в начале средних веков был одним из городов византийского Морского пятиградия, Пипин Короткий (сомнительно) и Оттон III (более чем точно) передали Фано римскому папе. Во время общеитальянских войн гвельфов и гибеллинов Фано добился фактической независимости, в течение XIII века за власть над городом бились две семьи (Кассеро и Кариньяно), с конца XIII века Фано стал частью владений семьи Малатеста. Последних в 1463 году выбил отсюда от имени св. Церкви Федерико III Монтефельтро, герцог Урбинский, но горожане предпочли перейти под прямую власть пап. Так что история Фано в известном смысле гораздо короче историй соседних городов, т.к. пребывал под властью Рима с 1463 по 1861 год с перерывом на революционные/наполеоновские войны.

Так уж получилось, что музей Фано мне понравился больше, чем церкви, потому с него и начнем. Он расположен в бывшем герцогском дворце...





...достаточно дёшев и щадяще невелик по размерам. Музей состоит из трех секций, которые последовательно для меня открывали (хоть и была суббота, да еще и дождливая, туристов не было) заботливые смотрительницы. Керамическо-нумизматической секцией можно смело пренебрегать, а вот небольшая пинакотека вполне достойна внимания.



БМ с предстоящими апостолом Павлом и архангелом Михаилом (XIV век, анонимный автор, условно называемый Мастером полиптиха Торре-ди-Пальма)



А это полотно нам отец Рафаэля оставил. Четвертым будет (к очевидным трем: свв Елене, Себастиану и Роху) неожиданно Захария, отец Иоанна Крестителя



Здесь БМ лицезреют апостолы Павел и Андрей (Пьетро Антонио Пальмерини)



Ангел-хранитель (Гверчино). Все люди различны (банальщина), и поэтому впадают в экстазы по разным поводам (помните казашку, испытавшую оргазм в Топкапы прямо на моих глазах?). Вот эта картина неожиданно затронула что-то глубоко-личное в мало популярном у нас, но широко известном в англоязычном мире поэте Роберте Браунинге. Под картиной там вывешен английский оригинал и итальянский подстрочник стихотворения Браунинга, посвященного этой картине. Не скажу, что восхитился: чтобы почувствовать ритм и рифму, там придется поглотать окончания и поставить несколько неправильных ударений, ибаловал нас Пушкин, да...



Благовещение (Гвидо Рени). К стыду своему, я некогда отравил свой ум писаниями лже-искусствоведа Муратова, не любившего болонскую школу, а потому долго скептически относился к Гвидо Рени. И все больше осознаю, что бы неправ! Все, что хвалил Муратов, на поверку оказалось г..глупостями (вроде Пизы, Вероны и Брешии), а потому есть повод повнимательнее изучить то, что он ругал.

В музее еще есть целая серия картин Гверрьери, написанная к канонизации святого Карло Борромео. Там не везде хорошо с освещением, так что я заснял только две:






Ну и немного древнеримской археологии (третья секция)

















Как видите, музей лёгенький, позволяющий слегка попорхать вокруг прекрасного, а не погружаться в него с головой (как в Урбино), так что смело рекомендую!

Марке, Фано

Previous post Next post
Up