Градара

Nov 02, 2023 08:00

Градара, окруженный крепостными стенами городок с замком посередине, находится в часе езды от Пезаро на автобусе, который ходит каждый час (расписание смотрим здесь). На самом деле бОльшую часть этого часа автобус катится параллельно побережью от Пезаро до Каттолики (поезд это расстояние преодолевает за 5 минут), заезжая в деревушки, о существовании которых пассажир железной дороги даже не догадывается; затем долго петляет по сросшимся курортным городкам Каттолика и Габичче Маре; только после этого водитель будто вспоминает о конечной цели маршрута и взмывает вверх к Градаре. При некоторой сноровке на автобус можно сесть в Каттолике, но по странной прихоти составителей маршрута по пути "туда" автобус проезжает по виа Гарибальди, не заворачивая к станции, а вот по пути "обратно" к станции подвозит. Если вы сумеете разгадать этот квест, дорога в Градару займет у вас не час, как если бы вы ехали из Пезаро, а всего-то минут десять. Я над этой задачей голову ломать не стал: туда ехал из Пезаро этот самый час, а обратно вылез из автобуса в Каттолике и сел на электричку домой - в Римини.

Не скажу, что Градара - это нечто обязательно для осмотра; сюда скорее едут за красивыми романтическими видами, чем за историей.


(за такими видами, например)

Но дождливые дни или неожиданные солнечные ожоги случаются в жизни любого отпускника, и тогда Градара - удачное время передохнуть от лежания на пляже. А от Каттолики сюда даже ездят игрушечные туристические поезда (как они взбираются на такую крутую горку - великое ХЗ, но такой "поездок" я в Градаре видел лично)



Это - вход в город со стороны автобусной остановки.






Собственно, "город" - это преувеличение: текущая фотография сделана уже от ворот замка, начало города (часовая башня) совсем рядом.



А это уже вход в замок, касса - за этими воротами.

Ну а дальше романтические красоты будут следовать одна за другой, так что перед погружением в них нырнем в коротенькую историю этого места. Замок был основан около 1150 года семьей Гриффо, но очень скоро попал в руки Малатеста да Веруккьо - основателя династии Малатеста, правившей в Пезаро и Римини. Именно семья Малатеста существенно укрепила Градару, соорудив два кольца стен. В 1445 году Сиджизмондо Пандольфо Малатеста продал замок тогда еще просто кондотьеру Франческо Сфорца, а затем передумал, оставив себе и Градару, и деньги. В 1446 году Сфорца безуспешно пытался овладеть Градарой, но был вынужден отступить. В 1463 году Градару от имени св. Церкви сумел взять Федерико III Монтефельтро, уже знакомый нам герцог Урбинский, после чего замок был передан пезарским Сфорца. В 1512 году владельцами Градары, как и вообще синьории Пезаро, стали делле Ровере, чуть позже ставшие герцогами Урбинскими. Ну а после вымирания этой семьи в 1631 году Градара перешла напрямую под власть пап. Ставший ненужным замок разрушался в последующие столетия, и только в начале XX века он был продан Умберто Дзанветти. Именно этому энтузиасту средневековой истории Градара обязана своим нынешним видом, так что перед нами в сущности очень качественный романтический новодел 1920ых годов. В 1928 году вдова Дзамбетти продала замок государству, выговорив себе право пожизненного проживания, а умерла она только в 1983 году. Сейчас замок превращен в музей, и в какие-то годы существовал даже единый билет на посещение Национальной галерее Марке, что в Урбино, и замка Градара. Музей дороговат (сам замок - 8 евро, плюс 2 евро стоит проход по городским стенам), но что тут поделаешь...



















Ну и просто красивые виды на замок и крепость (как известно, большое видится на расстоянии)





















Как вы поняли, всё внутри тут условно-историческое: замок долгое время был в запустении, и Дзанветти скорее не восстанавливал средневековую историю, а конструировал её в соответствии со своими романтическими представлениями о ней. Главный маркетинговый ход Дзанветти - связать Градару с эпизодом из "Божественной комедии" о Паоло Малатеста и Франческе да Римини. Как вы помните, Паоло был братом мужа Франчески; в отстутствие мужа его жена и брат читали вместе любовный роман, да так восторженно, что сами стали воплощать роман в жизнь; "в тот день мы больше не читали". Рогоносец-муж, прознав об адюльтере, убил обоих, Данте поместил убиенных в ад, ну а читающая публика почему-то симпатизирует прелюбодеям, а не оскорбленному супругу))) Довольно смешно видеть в замке целующихся молодоженов)))






Нижний этаж донжона, скорее всего служивший для хранения воды и вина, но волею Дзанветти превратившийся в темницу.

Ну и комнаты разные с, разумеется, подлинной средневековой мебелью, изготовленной максимум в XIX веке.
























В этом зале сохранились кое-какие подлинные фрески с играющими путти...






...и внезапно с апостолом Павлом


Инфостенды есть в каждом зале, но они чаще всего малоинформативны. И только в этом помещении авторы инфостенда пускаются в длинные рассуждения, когда и кем были эти фрески написаны. Как водится, много слов ни о чем, но в результате хитроумных интеллектуальных упражнений авторы делают вывод, что фрески были написаны после кратковременного захвата Пезаро главным архизлодеем итальянской истории Чезаре Борджиа. т.е. в начале XVI столетия.

В следущем зале нас угощают битвой римлян с сабинянами



А еще заказчик был человеконенавистником, а потому дверные притолоки в том зале снабжены нечасто встречающейся цитатой из Иеремии "Проклят человек, который надеется на человека" (Иер. 17:5)






Ну и гвоздь программы - спальня, в которой якобы убили Паоло и Франческу.


Читатели у меня, в основном, возраста 35+ (ну или яндекс-метрика врет), т.е. пережившие уже романтическое время, так вот скажите, неужто и вы симпатизируете этим блудливым жене и брату? Представьте, что подобное случилось в вашей семье, а уголовный кодекс, по счастливой случайности, на вас не распространяется...

Но кое-какие исторические артефакты все же есть:


БМ с предстоящими блаж Августином и муч Себастианом



Деревянный позолоченный рельеф с Семью архангелами (неизвестный немецкий автор XV-XVI веков)



БМ со святыми Людовиком Тулузским, Екатериной Александрийской, Марией Магдалиной и Иеронимом (Андреа делла Роббиа)
Рельеф работы Роббиа находится в замковой часовне на первом этаже - не пропустите!



Повторюсь, не уверен, что Градара - прямо-таки обязательное к посещению место, но мне понравилось. А море...ну вот же оно)))

Пезаро, Марке

Previous post Next post
Up