Урбино - часть 3. Немного (ну как получится) истории

Sep 18, 2023 08:00

Как получилось, что Урбино, маленький город в горах, стал одним из центров итальянского Возрождения и хранилищем бесчисленных произведений искусства? Для ответа на этот вопрос мне придется прервать "фотографическую" эпопею и немного окунуться в историю местной крохотной монархии.

Урбино изначально было независимой коммуной, и, как это часто бывало в итальянской истории, власть здесь частенько захватывали пришлые феодалы. В 1213 году один из таких синьоров - Бонконте да Монтефельтро - получил от Фридриха II титул графа Урбинского, хотя окончательно взять город по контроль у него получилось в 1234 году. В последующие века семейство Монтефельтро несколько раз теряло контроль над городом, но сумело-таки удержаться здесь. В 1375 году это случилось в очередной раз, Антонио II сумел вернуть себе Урбино, ему в 1404 году наследовал сын Гвидантонио, а тому в 1443 году - его сын Оддантонио II. Оддантонио всё в том же 1443 году получил от папы Евгения IV титул герцога Урбинского, а уже в следующем 1444 году был убит заговорщиками.
Принято считать, что Оддантонио II изображен на знаменитой кратине Пьеро делла Франческа "Бичевание Христа"; он - посередине в красном


Саму картину мы увидим, когда будем изучать Национальную галерею Марке. Считается, что заказчик картины - Федерико III, брат и преемник Оддантонио - таким образом продемонстрировал миру свою непричастность к убийству.

Федерико III был старшим, но незаконнорожденным сыном Антонио II; с 16 лет пошел "по военной части". Он воевал под руководством Пиччинино и Франческо Сфорца; затем уже самостоятельно за Милан против Флоренции, за Флоренцию против Милана, за Неаполь против Флоренции. Значительную часть военных компаний Федерико III провел в ранге гонфалоньера (что-то вроде "знаменосца" св. Церкви) от имени пап римских против их непокорных вассалов, прежде всего риминийского семейства Малатеста. Унаследовав Урбино, Федерико III продолжал воевать за плату, так что его войны не разоряли, а наоборот обогащали его маленькое герцогство. Ну а помимо войн Федерико покровительствовал искусствам, при его дворе работали из уже известных нам Пьеро делла Франческа, Паоло Уччелло, Синьрелли, Перуджино, Пинтуриккьо, Мелоццо да Форли плюс масса художников, имена которых мы как раз в Урбино и узнАем.

Лица Федерико III И его жены Баттисты Сфорца известны всем любителям живописи по их двойному портрету работы Пьеро делла Франческа, хранящемуся в Уффици:


Федерико потерял на войне один глаз и повредил нос, так что он на портретах легко узнаваем. А портрет этот оказался в Уффици как наследство...впрочем об этом потом. В счастливом браке с Баттистой Сфорца у сильного одноглазого воина долго рождались только дочери, а наконец-то появившийся сын Гвидобальдо I (правил в Урбино в 1482 - 1508 с перерывом в 1502-1503) оказался, хоть и двухглазым, но болезненным. Не стяжав славы на поле брани, Гвидобальдо вошел в историю в качестве еще одного урбинского мецената; он основал Урбинский университет, дал "путевку в жизнь" местному уроженцу Рафаэлю, а интеллектуальную атмосферу при урбинском дворе запечатлел в своем трактате "О придворном" итальянский гуманист Бальдассаре Кастильоне.


Портрет герцога Гвидобальдо I кисти Рафаэля, опять-таки находится в Уффици



Портрет Елизаветы Гонзага, жены Гвидобальдо, снова Рафаэль, опять Уффици.

Гвидобальдо был изгнан из Урбино архизлодеем итальянской истории Чезаре Борджиа в 1502 году, вернулся обратно в 1503, но понял, что новый папа Юлий II зарится на его наследство. И тогда слабый телом, но титан духом Гвидобальдо сделал ход даже не конем, а бронированным конем, усыновив своего племянника (сына сестры) Франческо Мария делла Ровере. Чтобы оценить бронированного коня по достоинству, достаточно вспомнить, что фамилия папы Юлия II была...делла Ровере! Гвидобальдо оставил с носом папу римского, сделав наследником Урбино их общего племянника (отец Франческо Мария был братом Юлия II, мать - сестрой Гвидобальдо).

Итак, в 1508 году Урбино перешло от вымершего рода Монтефельтро к новой династии - делла Ровере. Новый герцог Франческо Мария I начал военную карьеру, сражаясь за своего дядю Юлия II против венецианцев, а затем французов. В 1513 году Юлия II сменил Лев X - другой любитель поживиться за чужой счет, но, к сожалению для Франческо Мария, этот понтифик решил начать как раз с Урбино. В 1516 году Франческо Мария I был вынужден покинуть Урбино, попытался вернуть город обратно, но потерпел поражение и смирился с потерей. В 1521 году Лев X умер, жители Урбино взбунтовались, новый папа не стал воевать за неправедно украденные владения, и Франческо Мария I вновь вернулся в Урбино. А в промежутке между 1516 и 1521 годами в Урбино правили Медичи, и главная архизлодейка уже французской истории Екатерина Медичи - внезапно! - была дочкой Медичи Урбинского, и именно его гробницей мы некогда любовались в флорентийских капеллах Медичи .

Предыдущую пару властителей Урбино - Гвидобальдо I и Елизавету Гонзага - запечатлел Рафаэль, а вот образы Франческо Мария I и его жены Элеоноры Гонзага остались в истории благодаря Тициану.





Невольно задумался над тем, какое счастье, что я холост, а то моя благоверная точно бы потребовала от меня заказать портрет у какого-нибудь титана Возрождения, а они все уже давно умерли, так бы и разругались)))

Франческо Мария I умер в 1538 году, и в Урбино ему наследовал его сын Гвидобальдо II. Он продолжал славные традиции предков, воюя за денежки на разных заказчиков - Венецию, папу и короля Филиппа II. Гвидобальдо II, полагая, что у него всё схвачено при итальянских дворах, попытался в 1535 году  путем династического брака присоединить к своим владениям герцогство Камерино (увы, в Камерино я в этот раз не доехал, хотя должен был это сделать в 2020 году; угадайте, кто мне в этом помешал). Но времена вседозволенности ушли в прошлое: папа Павел III отлучил от Церкви Гвидобальдо, его молодую жену, его тёщу (sic!), так что в 1539 году супруги были вынуждены отказаться от Камерино и только таким путем примириться с Церковью.

Вы будете смеяться, но и этого герцога Урбинского рисовали титаны Возрождения, на этот раз Бронзино:



А его первую жену Джулию да Варано, несостоявшуюся героцгиню Камеринскую, - Тициан:


Но есть и ложка меда в этом океане дёгтя: достоверных портретов второй жены Гвиобальдо II Виттории Фарнезе, внучки папы Павла III и дочери основателя Пармского герцогства, не сохранилось. А ведь именно она родила продолжателя рода - Франческо Мария II, наследовавшего отцу в 1574 году.

Устали, небось? Держитесь, сейчас всё неожиданно закончится...

Перемудрили делла Ровере с династическими браками, перемудрили. Первую жену для Франческо Мария II выбрал в 1570 году, разумеется, его отец. Лукреция д'Эсте была умна, образована, красива, но...Во-первых, она была старше мужа на 15 лет, во-вторых, имела любовников до и во время брака, в-третьих, оказалась бесплодной. В 1578 году так и не сумевшие найти общий язык супруги официально разъехались, но их брак не был аннулирован - римские понтифики вошли во вкус, им понравилось наследовать выморочные владения своих вассалов. Лукреция же (очевидно назло мужу, бывшие жёны только для того и живут, чтобы гадить своим брошенным мужьям) прожила отдельно от него еще 20 лет, и только после ее смерти в 1599 году Франческо Мария II женился (будучи уже за 50) на юной кузине Ливии делла Ровере (той было 14). С новой женой у герцога жизнь также не складывалась, уж больно велика была у них разница во всём, но они всё же сумели выполнить свой долг перед историей и родили единственного сына Федерико Убальдо.



Портрет Франческо Мария II написало уже местное светило Федерико Бароччи.

Времени на раскачку больше не было: юного Федерико Убальдо срочно женили на Клавдии Медичи, больной и дряхлеющий отец передал сыну власть над Урбино, у нового герцога родилась дочь, и тут...

Тут Федерико Убальдо внезапно умер в 18 лет, и эта была катастрофа для Урбино: у старого Франческо Мария II новых детей уже не предвиделось,  а против передачи герцогства Урбино по женской линии решительно выступил римский папа. В 1631 году, со смертью Франческо Мария II, Урбино перешел под прямую власть пап. Новые властелины Урбино были уж не совсем звери (святые люди! преемники святого Петра!), а потому несостоявшейся наследнице Виттории делле Ровере, дочери Федерико Убальдо и внучке Франческо Мария II, было разрешено забрать "барахлишко" - накопленные несколькими поколениями предметы искусства. А поскольку Виттория вышла замуж за кузена - Фердинанда II Медичи, герцога Тосканского, то все это урбинское наследство и оказалось во Флоренции.

Ну вот теперь я спокоен за читателей: их уже не будут пугать тяжеловесные имена местных правителей, и мы можем идти в их местный герцогский дворец.

Урбино, Марке, Династии

Previous post Next post
Up