Удивительно, но не слишком-то засветившаяся (в отличие от Тосканы, например) в истории изобразительного искусства область Марке дала столько выдающихся живописцев и скульпторов. Практически в каждом городе Марке есть своя пинакотека (мы уже с вами видели четыре из них: в
Лорето,
Анконе,
Фабриано и
Ези; впереди ждет еще две - в Пезаро и Фано; а сколько их оказалось не посещенными мной из-за ковидобесов) со своими шедеврами. Так, помимо всех этих музейчиков "в райцентрах", в Марке есть еще и грандиозная Национальная галерея в Урбино, где даже не слишком увлекающийся искусством аз пробыл два часа, а потом (из-за ливня) зашёл на второй круг и еще два часа прогулял.
Национальная галерея расположена в бывшем Герцогском дворце, который был построен в несколько этапов в течение XV века при герцогах Федерико III и Гвидобальдо I, а затем еще и достраивался в XVI столетии при Франческо Мария I. В строительстве поучаствовали
Мазо ди Бартоломео (ученик Брунеллески),
Лучано Лаурана (из
Задара, то есть наш человек - храбрец и герой) и
Франческо ди Джорджо.
БОльшая часть первоначальной урбинской коллекции, собранной герцогами из семей Монтефельтро и делле Ровере, оказалась во Флоренции в качестве наследства Виттории делле Ровере. Нынешняя же экспозиция - это работы из секуляризованных монастырей Марке, наследство или дары от частных коллекционеров.
Вход в музей организован со стороны собора.
Входишь в большой внутренний двор, задуманный Лаураной.
Ну и далее собственно музей. Все начинается с апартаментов Иолы (Jole), названных так по первому залу, а тот в свою очередь так окрещен по камину с изображениями Геракла и
Иолы. Вот этот камин (автор -
Микеле ди Джованни да Фьезоле)
Далее архитектурных деталей будет очень мало; они, конечно, имеются, но из-за картин на архитектуру очень скоро забываешь обращать внимание. В зале Иолы нас радуют терракотовым рельефом работом
Луки делла Роббиа
Этот рельеф находился в люнете расположенной буквально напротив дворца церкви Сан-Доменико (сейчас там помещена копия), Богородице здесь предстоят доминиканские святые - сам Доминик, Фома Аквинский, Альберт Великий и Петр Мученик.
Вот как это выглядит на месте, на фасаде церкви:
Работа Микеле ди Джованни да Фьезоле
В следующем зале нам демонстрируют подлинный (ну как подлинный...Инфостенд сообщает, что нашли в нецелом виде в подвале и отреставрировали) альков Федерико III
Такая вот расписная комнатка в комнате, изготовлена она местным мастером
Бартоломео ди Джованни Корродини Ну а далее будет сплошная живопись.
Автор обеих работ -
Джироламо ди Джованни
Автор -
Джованни Боккати
За Благовещением здесь наблюдают свв Бенедикт Нурсийский и
Иоанн Гуальберт, что указывает на происхождение образа из
валломброзианского монастыря. Автор - уже знакомый нам по Ези аноним
Николо ди Маэстро Антонио
Сложный полиптих работы
Антонио Альбери да Феррара. Ну вот это моя тема, я кинулся сей полиптих по частям снимать.
Есть подозрение, что это всё францисканцы: Людовик Тулузский, Антоний Паlуанский и Клара Ассизская
Левого не узнаю, а далее Иоанн Креститель и Франциск Ассизский. Хотя...Похоже, что левый - это апостол Петр; по крайней мере, ему симметрично написали Павла...
Моих знаний не хватает...
Иеронима и апостола Павла узнаю, а что за мужик с палкой епископ с посохом, не могу признать.
Еще один полиптих - на этот раз кисти
Джованни Антонио да Пезаро. Тут всё отлично: в инфостенде перечислены все изображенные святые, так что опять смотрим по частям.
Наверху апостолы Марк и Иоанн со своими "символьными" животными, ниже - св Герард и апостол Петр.
Легко узнаваемые апостолы Лука и Матфей, а ниже - Альберт Великий и апостол Павел
Свв Иероним (держит модель храма, значит, из церкви его имени полиптих и происходит) и Бенедикт
Первомученик Стефан с камешками и равноапостольная Елена с крестом
Еще одна работа Антонио Альберти да Феррара
Полиптих Мачерата Фельтриа (видимо, место происхождения), автор -
Джованни Баронцо. По частям:
Евангельские сцены мелковаты, я специально их увеличил, что вы увидели, сколько там действия (what an action! это я для тиктоковской молодежи пишу, вдргу кто-то случайно сюда набредёт)
Безымянный автор, которого по этой его работе называют "Мастер Коронования Урбино"
Автор -
Пуччо ди Симоне
БМ Умиление (опять аноним - Мастер Креста Момбароччо)
У меня нет больше для вас анонимов или малоизвестных художников (хотя, как видите, в итальянской Вики есть статьи практически о всех)! Дальше будут известные, хорошо известные, всемирно известные ну и т.д. художники, так что не отключайтесь!