Продолжим наш поход по Национальной галерее Марке, и на смену малоизвестным или анонимным художникам приходят наши старые знакомцы.
Помните Оливуччо ди Чиккарелло из
анконской пинакотеки? В Урбино он тоже есть со своим "Благовещением"
Кто это? Неужели наш
фабрианский друг Аллегретто Нуци?
А этого человека я вам однажды (в анконской опять-таки галерее) анонсировал...
Лоренцо д'Алессандро из нашего маркезианского Сан-Северино!
Урбинские музейщики гордятся этим Лоренцо и считают, что именно они его извлекли из пыли забвения (хотя если судить по вики-статье, его картины представлены и в Лондоне, и в заокеанском Кливленде)
Далее у нас один из Виварини -
Альвизе:
Простите автора: он снова сел на свою любимую лошадь, а потмоу будет показывать её по частям
Свв Франциск Ассизский и Петр
Апостол Павел и Иоанн Креститель
Коль уж речь зашла о венецианцах, то тогда вот вам Джованни Беллини
(увы, без блика было никак не снять)
И две картины Тициана:
Но хватит ходить вокруг да около! Главная гордость урбинского музея - две небольших (по размеру) и великих (по общему мнению) картины Пьеро делла Франческа. На них выделен отдельный зал, и перед каждой картиной поставлено по несколько скамеек, чтобы уставшие (на самом деле нетренированные) туристы могли внимать гидам.
Путеводитель призывает в этом месте восхититься тщательно выписанными тканями, мастерской игрой света и тени, отточенными предметами интерьера. Для Пьеро каждая мелочь, словно жизнь каждой старушки в небывалую пандемию, имеет значение.
Сейчас трудно в это поверить, но небольшая картина пылилась в ризнице церкви Санта-Мария-делле-Грацие, что в Сенигаллии, где и была найдена в 1822 году. Церковь была построена в 1491 году счастливым отцом Джованни делла Ровере в честь рождения сына - внезапно нашего знакомца Франческо Мария, будущего герцога Урбинского. Но сама картина старше церкви. Инфостенд предлагает поверить в такую версию. На картине, кроме БМ с БМ, присутствуют два разнополых ангела, а значит это семейный портрет. А кто тут у нас в Сенигаллии жил из знатных молодоженов, способных заказать портрет у прославленного художника? Конечно же, это и был сам Джованни делле Ровере, племянник папы Сикста IV и брат будущего папы Юлия II, и его супруга Джованна де Монтефельтро, дочь Федерико III Урбинского, они-то и стали родителями Франческо Мария. Вот так изящным движением руки картина Пьеро делла Франческа вписывается в локальную историю Урбинского герцогства.
Ну а вторую картину бессовестно растащили по учебникам, и даже неловко предполагать, что кто-то ее не узнает. "Бичевание Христа" все того Пьеро делла Франческа
Картина - одна сплошная загадка. Почему ключевое событие - бичевание - оттеснено куда-то на задний план? Кто эти трое, которые беседуют (вернее, беседуют двое, а юноша между ними только слушает) во время бичевания? Инфостенд считает, что левый собеседник - это Понтий Пилат, которому сознательно придали черты Иоанна VIII Палеолога. Средний - это Варавва, которого выпустили из темницы вместо осужденного гласом народным Иисуса. И одновременно этот же юноша в розовом считается портретом герцога Оддантонио, убитого заговорщиками брата и предшественника на троне герцога Федерико III. Далее стоящий к нам спиной в левой половине картины человек в тюрбане - это царь Ирода Агриппа, который (вопреки повествованию Лк) присутствует на пытке Христа. А сидящий в кресле и видимый нами в профиль человек - это римский центурион, распоряжающийся пыткой.
Что-нибудь поняли? Я вот тоже не понял...Чтобы окончательно все прояснить (ну ли запутать) инфостенд утверждает, что Пьеро делла Франческа своей картиной призывает западных лидеров освободить недавно захваченный КПоль, который-де в виде избиваемого Христа и представлен.
Мой мозг не выдержал такого неупорядоченного потока противоречивой информации, так что предлагаю вам просто посмотреть отдельно две половины "Бичевания" и пойдем дальше.
А дальше у нас по плану кабинетик (studiolo) герцога Федерико III, он маленький, но чуть ли не единственный сохранился в изначальном виде c XV века, так что посвящу ему отдельный рассказ.