Сегодня я покажу вам обычную такую, провинциальную и малоизвестную, картинную галерею Анконы. Таких маркезианских пинакотек у нас еще много впереди, и они все достойны внимания! Удивительная страна, в каждом самом маленьком городке, в галерее, состоящей из пары комнат, висят шедевры, и об этом никто в мире не знает! Как, как эта страна в итоге превратилась в страну Трусов и паникеров?
Сайт пинакотеки -
вот, сверьтесь с ним, прежде чем планировать поход сюда! Расписание музея постоянно меняется: в мои дни музей работал по будням то утром, то вечером, а в выходные целый день с обедом; прямо сейчас он работает по будням целый день с длинным обедом, а по выходным - без обеда; возможно, в ваш приезд они еще что-нибудь придумают. По музею я бродил один, совсем один.
Пинакотека носит имя местного уроженца - художника Франческо Подести (с ударением на последнем слоге), и начинается галерея с зала, где выставлены его работы. Самая главная - "Клятва анконцев" (1844).
О событии, изображенном на картине, я рассказывал в
самой первой части анконской саги. В 1173 году Анкону, верную союзницу восточного императора Мануила I Комнина, осадил западный император Фридрих Барбаросса. В голодающий город прибыл немецкий посол с предложением сдаться, анконцы во главе с сенатором Бонифачо Фадзиоло бесповоротно отвергают это предложение и клянутся защищать город до конца.
Фрагменты:
В желтом - ослепший от старости, но молодой духом сенатор; в красном - византийский посол.
Женщина в центре - Стамира, анконская вдова; героиня, пробравшаяся под покровом ночи во вражеский лагерь и поджёгшая его.
Немецкого посла посылают...ну вы поняли куда.
Еще две картины Подести:
Иллюстрация к "Неистовому Роланду" - Руджеро спасает Анжелику
Торквато Тассо при феррарском дворе
Картин Подести гораздо больше, но в основном это портреты неведомых мне лиц XIX века, я их не стал снимать. Зал Подести находится на первом этаже, вся экспозиция находится на следующих этажах, но перед тем, как подняться по лестнице, обратим внимание на два рельефа, снятых с фасада палаццо Анциани (сам палаццо был показан
здесь). Автор их -
Маргаритоне д'Ареццо (XIII век):
Жертвы Каина и Авеля
Убийство Авеля
Ну а теперь старинная живопись на втором этаже. Начинается всё с трех работ
Оливуччо ди Чиккарелло, родившегося в Камерино, умершего в Анконе (это всё - Марке, в Камерино я не попал в октябре 2020 года по вине трусов и паникеров, так что пока верьте мне на слово). Вы же ходите по всем предлагаемым ссылкам? Посмотрите, как обширен перечень его работ, и как они разбросаны по миру.
Обрезание; по всей видимости, это - фрагмент триптиха (другие части утеряны)
Фрагмент фрески, так что даже неясно, коронуют ли Богородицу или кого-то из мучениц (есть версия, что это - св. Екатерина)
Успение Богородицы
Далее маленькая картина
Карло Кривелли - уроженца Венеции, работавшего в Падуе,
Задаре, а затем обосновавшегося в Марке (здесь он постоянно перемещался: Асколи Пичено, Камерино (оба города - в планах, но проклятые трусы и паникеры помешали), Фабриано (посещен этим летом, рассказ будет позже), Мателика, Пергола (даже в планах я о них не мечтал - нужно быть реалистом).
(картина - под стеклом, поэтмоу фото размыто и бликует)
Далее у нас будет Тициан. Первая его картина - Распятие - была написана для анконской церкви Сан-Доменико (я вам ее показывал в вводной части, та, что на площади Папы); вторая - Пала Гоцци - для Сан-Франческо-алле-Скале.
Заказчик Гоцци помещен в правом нижнем углу, на Богородицу ему указывает святой Власий, покровитель Дубровника (Гоцци был родом оттуда), а рядом стоит святой Франциск, покровитель храма.
Без Лоренцо Лотто в Марке не обойтись! В анконской пинакотеке нам показывают Палу с алебардой (Pala d'Allabarda, 1538)
(фото не мое, ну вы поняли)
Кроме легко узнаваемых БМ с БМ (Богоматери с Богомладенцем) мы видим (слева направо) святых Стефана, Иоанна Богослова (с пером в руках и орлом у ног - приглядитесь!), Симона Зилота (вот он-то и притащил в картину алебарду) и Лаврентия. Картину оплатил анконский меценат Симоне ди Джованни Пиццони, находилась она в церкви Сант-Агостино (снесена, остался только
портал)
А вот и обещанный Андреа Лилли - наш анконский художник!
Четверо святых в экстазе. Никакой эротики, как понимаете, все экстазы - религиозные! Четверо святых - это (слева направо) Иоанн Креститель, Франциск, Бернардин Сиенский и апостол Павел.
Неверие Фомы - и это тоже Андреа Лилли
Еще два маркезиаца:
Расширенный вариант св. Семейства - здесь еще и святая Анна с юным Иоанном Крестителем присутствуют. Автор -
Джованни Франческо Гверрьери (родился в Фоссомброне, умер в Пезаро, в Национальной галерее Марке он назван зрелым маркезианским мастером)
Этого автора нужно узнавать в лицо -
Сассоферрато, родом из одноименного маркезианского города (не доехал, но в принципе все понятно: автобусы туда ходят из Фабриано, а еще недавно туда вела железная дорога). Нам с вами посчастливилось увидеть много его работ разом на выставке в
перуджинском музее Сан-Пьетро.
Ну и еще пара работ
Гверчино
Святая Палация была, как говорят, уроженкой Анконы, а пострадала в Фермо (сами понимаете, тоже Маркеи тоже должна была быть посещена, если бы не ковидобесы).
Непорочное зачатие. Как утверждает местный путеводитель, Гверчино слегка съобезьянничал "Рождение Венеры" Боттичелли))) Гм-м-м, там Венера плывет на раковине, а здесь Мария - на полумесяце, ох уж эт путеводители...