Анкона - часть 4. Пинакотека

Aug 03, 2023 08:00

Сегодня я покажу вам обычную такую, провинциальную и малоизвестную, картинную галерею Анконы. Таких маркезианских пинакотек у нас еще много впереди, и они все достойны внимания! Удивительная страна, в каждом самом маленьком городке, в галерее, состоящей из пары комнат, висят шедевры, и об этом никто в мире не знает! Как, как эта страна в итоге превратилась в страну Трусов и паникеров?

Сайт пинакотеки - вот, сверьтесь с ним, прежде чем планировать поход сюда! Расписание музея постоянно меняется: в мои дни музей работал по будням то утром, то вечером, а в выходные целый день с обедом; прямо сейчас он работает по будням целый день с длинным обедом, а по выходным - без обеда; возможно, в ваш приезд они еще что-нибудь придумают. По музею я бродил один, совсем один.

Пинакотека носит имя местного уроженца - художника Франческо Подести (с ударением на последнем слоге), и начинается галерея с зала, где выставлены его работы. Самая главная - "Клятва анконцев" (1844).


О событии, изображенном на картине, я рассказывал в самой первой части анконской саги. В 1173 году Анкону, верную союзницу восточного императора Мануила I Комнина, осадил западный император Фридрих Барбаросса. В голодающий город прибыл немецкий посол с предложением сдаться, анконцы во главе с сенатором Бонифачо Фадзиоло бесповоротно отвергают это предложение и клянутся защищать город до конца.

Фрагменты:



В желтом - ослепший от старости, но молодой духом сенатор; в красном - византийский посол.



Женщина в центре - Стамира, анконская вдова; героиня, пробравшаяся под покровом ночи во вражеский лагерь и поджёгшая его.



Немецкого посла посылают...ну вы поняли куда.

Еще две картины Подести:


Иллюстрация к "Неистовому Роланду" - Руджеро спасает Анжелику



Торквато Тассо при феррарском дворе

Картин Подести гораздо больше, но в основном это портреты неведомых мне лиц XIX века, я их не стал снимать. Зал Подести находится на первом этаже, вся экспозиция находится на следующих этажах, но перед тем, как подняться по лестнице, обратим внимание на два рельефа, снятых с фасада палаццо Анциани (сам палаццо был показан здесь). Автор их - Маргаритоне д'Ареццо (XIII век):


Жертвы Каина и Авеля



Убийство Авеля

Ну а теперь старинная живопись на втором этаже. Начинается всё с трех работ Оливуччо ди Чиккарелло, родившегося в Камерино, умершего в Анконе (это всё - Марке, в Камерино я не попал в октябре 2020 года по вине трусов и паникеров, так что пока верьте мне на слово). Вы же ходите по всем предлагаемым ссылкам? Посмотрите, как обширен перечень его работ, и как они разбросаны по миру.



Обрезание; по всей видимости, это - фрагмент триптиха (другие части утеряны)



Фрагмент фрески, так что даже неясно, коронуют ли Богородицу или кого-то из мучениц (есть версия, что это - св. Екатерина)



Успение Богородицы

Далее маленькая картина Карло Кривелли - уроженца Венеции, работавшего в Падуе, Задаре, а затем обосновавшегося в Марке (здесь он постоянно перемещался: Асколи Пичено, Камерино (оба города - в планах, но проклятые трусы и паникеры помешали), Фабриано (посещен этим летом, рассказ будет позже), Мателика, Пергола (даже в планах я о них не мечтал - нужно быть реалистом).


(картина - под стеклом, поэтмоу фото размыто и бликует)

Далее у нас будет Тициан. Первая его картина - Распятие - была написана для анконской церкви Сан-Доменико (я вам ее показывал в вводной части, та, что на площади Папы); вторая - Пала Гоцци - для Сан-Франческо-алле-Скале.





Заказчик Гоцци помещен в правом нижнем углу, на Богородицу ему указывает святой Власий, покровитель Дубровника (Гоцци был родом оттуда), а рядом стоит святой Франциск, покровитель храма.

Без Лоренцо Лотто в Марке не обойтись! В анконской пинакотеке нам показывают Палу с алебардой (Pala d'Allabarda, 1538)


(фото не мое, ну вы поняли)
Кроме легко узнаваемых БМ с БМ (Богоматери с Богомладенцем) мы видим (слева направо) святых Стефана, Иоанна Богослова (с пером в руках и орлом у ног - приглядитесь!), Симона Зилота (вот он-то и притащил в картину алебарду) и Лаврентия. Картину оплатил анконский меценат Симоне ди Джованни Пиццони, находилась она в церкви Сант-Агостино (снесена, остался только портал)

А вот и обещанный Андреа Лилли - наш анконский художник!


Четверо святых в экстазе. Никакой эротики, как понимаете, все экстазы - религиозные! Четверо святых - это (слева направо) Иоанн Креститель, Франциск, Бернардин Сиенский и апостол Павел.



Неверие Фомы - и это тоже Андреа Лилли

Еще два маркезиаца:


Расширенный вариант св. Семейства - здесь еще и святая Анна с юным Иоанном Крестителем присутствуют. Автор - Джованни Франческо Гверрьери (родился в Фоссомброне, умер в Пезаро, в Национальной галерее Марке он назван зрелым маркезианским мастером)



Этого автора нужно узнавать в лицо - Сассоферрато, родом из одноименного маркезианского города (не доехал, но в принципе все понятно: автобусы туда ходят из Фабриано, а еще недавно туда вела железная дорога). Нам с вами посчастливилось увидеть много его работ разом на выставке в перуджинском музее Сан-Пьетро.

Ну и еще пара работ Гверчино


Святая Палация была, как говорят, уроженкой Анконы, а пострадала в Фермо (сами понимаете, тоже Маркеи тоже должна была быть посещена, если бы не ковидобесы).



Непорочное зачатие. Как утверждает местный путеводитель, Гверчино слегка съобезьянничал "Рождение Венеры" Боттичелли))) Гм-м-м, там Венера плывет на раковине, а здесь Мария - на полумесяце, ох уж эт путеводители...

Анкона, Тициан, Марке, Лотто

Previous post Next post
Up